Финансовая грамотность дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа)

Ирина Николаевна Полякова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАЛОГ УСПЕХА В БУДУЩЕМ Полякова И.Н. воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 46 «Колокольчик» Россия, г. Белгород Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Правильное отношение к деньгам, не как к «не нужной вещи» или, наоборот, как к чему-то всесильному и главному в жизни, закладывается именно в детстве. Человек, с рациональным отношением к деньгам, не будет в дальнейшем испытывать страха «остаться без денег» или пристрастия к расточительности, он выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения. С точки зрения включения финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального общения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально - психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека [2;45]. Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово- экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение). Применительно к дошкольнику, находящемуся на самом первом этапе жизненного цикла – детства, закладываемые способности управления финансами являются не чем иным как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности. Под обучением понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом, которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе[1; 27]. Воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подтолкнуть» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов. При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения. Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе. Формирование экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности экономических знаний у детей [3;91] В соответствии с классификацией К.Ф. Исаевой, В.И. Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников: I уровень – низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики. Не могут установить причинно- следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. II уровень – средний. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуется последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Они частично используют экономические представления в игре и труде. III уровень – высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности. Диагностика элементарных экономических знаний детей дошкольного возраста является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей. Экономические знания детей дошкольного возраста выражаются в их аналитико-синтетических умениях, способности к обобщениям и классификации, в умении решать занимательные задачи с экономическим содержанием и применять полученные знания в новой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya20202278455135234586408.1.4.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАЛОГ УСПЕХА В БУДУЩЕМ

Полякова И.Н.

воспитатель,  муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 46 «Колокольчик»

Россия, г. Белгород

Пашкина Н.В.

воспитатель,  муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 46 «Колокольчик»

Россия, г. Белгород

Некипелова Л.В.

учитель - логопед,  муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 46 «Колокольчик»

Россия, г. Белгород

Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Правильное отношение к деньгам, не как к «не нужной вещи» или, наоборот, как к чему-то всесильному и главному в жизни, закладывается именно в детстве. Человек, с рациональным отношением к деньгам, не будет в дальнейшем испытывать страха «остаться без денег» или пристрастия к расточительности, он выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения. С точки зрения включения финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального общения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально - психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека [2;45].

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово- экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение). Применительно к дошкольнику, находящемуся на самом первом этапе жизненного цикла – детства, закладываемые способности управления финансами являются не чем иным как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности. Под обучением понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом, которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе[1; 27].  

Воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подтолкнуть» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов. При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения. Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе.

Формирование экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности экономических знаний у детей [3;91] В соответствии с классификацией К.Ф. Исаевой, В.И. Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников:

I уровень – низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики. Не могут установить причинно- следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. II уровень – средний. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуется последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Они частично используют экономические представления в игре и труде. III уровень – высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Диагностика элементарных экономических знаний детей дошкольного возраста является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей. Экономические знания детей дошкольного возраста выражаются в их аналитико-синтетических умениях, способности к обобщениям и классификации, в умении решать занимательные задачи с экономическим содержанием и применять полученные знания в новой ситуации.

Список литературы

1. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.

2. Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.

 3. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт.-сост. Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселёва. – Волгоград: Учитель. – 186 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты "Финансовая грамотность дошкольников", "Безопасный интернет"

Буклет - консультация для родителей о формировании правильного отношения детей к деньгам и материальным ценностям.Буклет - памятка для детей и подростков о безопасном использовании интернет-ресурсов....

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"...

Финансовая грамотность дошкольников (статья)

Длительная социально-коммуникативная игра на формирование финансовой грамотности дошкольников. Предлагаем всем вам ознакомиться с нашим опытом работы....

НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе "Уточка". Тема" Финансовая школа".

Цель: содействовать финансовому просвещению детей дошкольного возраста. Дать детям представления о  понятиях " деньги ", " купюры", "семейный бюджет"  и его сос...