Тренинг для педагогов: «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
методическая разработка

Зубкова Марина Владимировна

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologieskiy_trening.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка № 12 Советского района Волгограда»

Тренинг для педагогов: «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Автор-составитель:

педагог-психолог М.В.Зубкова

                           

Волгоград, 2022г.

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости.

Задачи тренинга:

- формирование благоприятного психологического климата;

- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

- развитие умения работать в команде;

- сплочение группы;

- повысить коммуникативные навыки педагогов.

Участники: педагогический коллектив МОУ ЦРР.

Время проведения: 1 час.

Необходимые материалы для тренинга:

- листы формата А-4 по числу участников, простые карандаши, цветные карандаши;

- тетрадные листы в клетку, шариковые ручки по числу участников;

-ваза с «дарами».

Ход тренинга:

Педагог-психолог: Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами сегодня встретиться, имеем возможность сегодня немного расслабиться, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое.

Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплочённости коллектива.

Прежде чем перейти к понятию психологического климата в коллективе, давайте с вами определим, что же такое «КОЛЛЕКТИВ»?

Упражнение «Ассоциации к слову коллектив»

Цель: настрой на работу в группе.

Педагог-психолог: Коллеги кто начнет ассоциации? (ответы педагогов)

(команда, дружный коллектив, группа, собрание, общение, единомышленники, сила, начальник, коммуна, рабочий, сила, хороводы, праздник, автор, толпа, отдых, маленький, труд, множество, экипаж, бойкот, общность, организатор, личность, окружение, профсоюз, совещание, адаптация, группы, руководитель, компания, командование и т.д.)

Педагог-психолог: Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса.

Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным педагогам, и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Упражнение: «Музей обидных воспоминаний»

Цель: развитие самопознания, умения освобождать себя от негативных переживаний и установок.

Педагог-психолог: Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстр расстаться с обидами, потому что обида это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу», Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. Результат такого собирательства – болезни. Попробуйте сейчас написать все свои обиды на листок. (педагоги выполняют задание)

Педагог-психолог: Коллеги, внимательно на них посмотрите и скажите им: «Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидны воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!»

И порвите этот лист на мелкие кусочки. (педагоги рвут листочки)

Педагог-психолог: В душе должны быть всегда комфорт, уют, спокойствие и мудрость.

Упражнение «Хорошее настроение»

Цель: выражение настроения

Педагог-психолог: На листе формата А – 4 изобразите свое хорошее настроение.

Устроим выставку наших настроений. Подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим коллегам.(педагоги выполняют упражнение)

Педагог-психолог: Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

Упражнение «Будь внимательным»

Цель: развитие внимательности участников друг к другу.

Педагог-психолог: При разговоре люди смотрят друг на друга, чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза, а теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя.

Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза.

Закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две сережки? Поднимите руку. Откройте глаза.

Закройте глаза. У кого сосед со светло накрашенными ногтями? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя.

Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).

Цель: сплочение коллектива.

Педагог-психолог: Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (обсуждение, приклеивание фигур на ватман)

Педагог-психолог: А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.

Упражнение «Чему я научилась»

Цель: рефлексия (обратная связь)

Педагог-психолог: Коллеги, я сейчас раздам вам листочки с неоконченными предложениями, допишите их.

- Я научилась…

- Мне понравилось…

- Я узнала, что…

- Я была удивлена тем, что…

- Я была разочарована тем, что…

- Самым важным для меня было…

Обсуждение по кругу (по желанию педагогов).

Ритуал прощания.

«Я тебе дарю это в знак.»

До начала ритуала в вазу, которая стоит на столе в центре зала, приготавливаются «дары» (конфеты, орешки, печенье, маленькие шоколадки)

Педагог-психолог: Я предлагаю каждому взять «дар» и подойти к коллеге со словами: «Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за…»

Каждый заканчивает предложение в зависимости от сложившихся в время тренинга отношений: «За понимание, любовь, признание, помощь и т.д.» Во время проговаривания дар предлагается скушать.

Педагог-психолог: Всем спасибо за активное участие! (участники тренинга прощаются)

Список литературы:

Интернет ресурсы.

https://infourok.ru/profilaktika-konfliktov-v-pedagogicheskom-kollektive-seminarpraktikum-dlya-pedagogov-573075.html

https://infourok.ru/korrekcionnorazvivayuschaya-programma-bud-vnimatelnim-1065093.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...

Тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе »

: Психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отнош...

Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"

В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...

Квест - игра, как метод формирования благоприятного психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения

Цель Достижение положительных межличностных отношений и психологической совместимости в педагогическом коллективе. Задачи 1. Формировать эмоционально - позитивную атмосферу в педагогическом к...

Тренинг для воспитателей и педагогов ДОУ с целью сплоченности и благоприятного психологического климата в коллективе «Аура коллектива»

АктуальностьГрупповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоционально...

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»...