Педсовет."Иновационные формы взаимодействия и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей в ДОУ".
материал (младшая группа)

КНУТОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

Взаимодействие воспитателя группы раннего возраста с музыкальным руководителем в период адаптации детей к ДОУ

 

1 младшая группа

Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка – целитель здоровья.
(В.М.Бехтерев)

 

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Кандидат психологических наук Морозова Е.И. отмечала: «Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно – психическом развитии ребенка». С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения - все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Как показывают наблюдения исследователей «…тяжелая адаптация ведет к замедленному психическому развитию», дети «…становятся вялыми, плаксивыми, безразличными к окружающему». Такое состояние детей приводит к неадекватному реагированию на педагогические воздействия, «программирует» конфликтное поведение в более старших возрастных группах, что в свою очередь затрудняет адаптацию к дошкольному учреждению, а в дальнейшем и к школе.

Ведут себя дети в этот период по – разному:

- одни – безутешно плачут;

- другие – отказываются общаться с детьми и воспитателем;

- третьи – реагируют достаточно спокойно.

Основная цели педагога дошкольного образования, это выстраивание оптимального педагогического процесса в период адаптации направленного на социально-коммуникативное развитие ребенка раннего дошкольного возраста.

Работу с детьми в период адаптации необходимо осуществлять при тесном взаимодействии с младшим воспитателем, старшей медсестрой, педагогом-психологом и конечно же с музыкальным руководителем.

Работа музыкального руководителя и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием.  Наша  задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Выполнить эту задачу эффективно можно на основе интеграции деятельности всех участников образовательного процесса. Учитывая особенности детей, мы должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития.

          Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит не только творческий  характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития.

 

В период адаптации детям необходимо посещать музыкальный зал, где с ними проводятся занятия музыкальным руководителем. Музыка - самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей, способствующее наиболее быстрому и благоприятному протеканию периода адаптации в дошкольном учреждении. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

 

Воспитатель активно участвует во всех видах музыкальной деятельности, так мы поем вместе с музыкальным руководителем, не заглушая детей, участвуем в музыкально-ритмических движениях, активизируя детей. По мере необходимости стараемся помогать детям, которые испытывают затруднения в ритмических движениях.

Постоянно осуществляем ненавязчивую эмоциональную поддержку малышам, находясь в поле их зрения, не отвлекая внимание детей от музыкального руководителя.

Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие с музыкальным руководителем позволило детям плавно и безболезненно адаптироваться в коллектив сверстников.

 

Одним из тех факторов, который помогает ребенку привыкнуть, является музыка.

Любой человек замечал, что та или иная мелодия оказывает влияние на его настроение, изменяя его. Для более открытых и эмоциональных детей ее действие будет сильнее.

Лучше всего для адаптации подойдет классика и детские песенки. Причем применять такое средство лучше всего различными способами.

Вряд ли ребенок полюбит классическую музыку, если его усадят на стул и буквально насильно заставят ее слушать. В таком случае он ее просто-напросто возненавидит. Идеальным вариантом станет тот случай, когда мелодии Бетховена, Баха или Чайковского будут ненавязчиво звучать «фоном» в группе.

У классической музыки есть одно очень полезное свойство – она удивительным образом помогает уравновесить душевное состояние, приобрести гармонию. А ведь именно это и требуется малышу. Наш музыкальный руководитель Киракосян Ш.С. подобрала  нам репертуар классической музыки с учетом возрастных особенностей детей и программных требований.

Для слушания музыки в раннем возрасте выбирают небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии, вызывает неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность.

Желательно использовать инструментальные и вокальные произведения следующих композиторов – классиков: П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, и других. Именно классическая музыка способствует наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей.

 

Хорошим помощником являются и детские песенки. Во-первых, они милые и веселые, легко поднимают настроение. Во-вторых, в детском саду их тоже поют, и ребенку будет приятно осознавать, что он уже знает слова. В-третьих, он может петь их со своими новыми товарищами.

Любимые мультфильмы – одна из любимых тем среди детей. Песенки из них помогут ребятишкам найти первые темы для начала общения.

Очень важно правильно подбирать музыку. К сожалению, многие мультфильмы сейчас достаточно жестоки, и лучше всего включать мелодии из проверенных временем мультфильмов.

Совместно с музыкальным руководителем мы постепенно составляем фонотеку и видеотеку таких детских песенок.

Также в период адаптации детей в детском саду активно используются  музыкально – речевые игры, при знакомстве для запоминания имен детей создания положительного эмоционального микроклимата мы проводим игры: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» муз. Е. Тиличеевой.

Наиболее эффективными являются музыкальные игры на тактильные ощущения, например: «Мягкие ладошки»; «Обними свою игрушку» (музыкальный руководитель поет песню и вместе с детьми выполняет движения). Часто используются игры, которые снимают нервное напряжение, состояние тревожности, страхи: «Поздороваться носами»; «Чудесный мешочек»; «Пропой свое имя ласково» и другие.

Благоприятное воздействие на малыша оказывают и народные песни (лирические и плясовые). Они выразительны, доступны для восприятия, а тексты их несут положительную информацию об окружающем мире. Одни из наиболее сильных и эмоциональных песен – это колыбельные песни. Во время сна спокойная музыка способна улучшать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Колыбельные песни перед дневным сном, способствуют расслаблению организма ребенка. Например: «Колыбельная слона» К.Дебюсси; «Колыбельная» Е.Теличеева и другие.

 

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребенка важно донести, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Положительную – эмоциональную реакцию детям доставляют музыкальные игры - хороводы. Например: «Васька кот» муз. Т.Попатенко; «К нам пришла собачка» муз. Александровой; «Ходит Ваня», «Елочка» муз. Е.Тиличеевой и другие музыкальные упражнения. В воспитательной работе используем детские песни («Улыбка» Шаинского, «Помирились» в исполнении Т. Негрей, произведения С. И Е. Железновых), отрывки из классических произведений известных композиторов (Моцарт, Чайковский и др.).

 

Музыка оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей. Практика показывает наиболее продуктивным использование элементов методики раннего музыкального развития С. И Е. Железновых.

 

Как мы учим малыша подпевать?

• Разучиваем песни «с голоса». Чередуем пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.

• Используем детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.

• Стараемся не искажать мелодию.

• Поем негромко.

• Избегаем преувеличенной артикуляции. Иначе, малыш подражая, будет гримасничать и кривляться.

• Стараемся подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные поем спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно.

Всегда нужно помнить: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание  «Да», – то, что, собственно, ему по силам. Вслед за подговариванием идут звукоподражания.

В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении. Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю- баю».

Первое время ребенок вместе поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у ребенка.

 

Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие малыша. Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыкальные занятия и развитие движений - у большинства детей вызывает постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, колокольчика или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко. Используемые все перечисленные методы и формы работы, позволяют ребенку снять напряжение, страхи и лучше адаптироваться в дошкольном учреждении. Музыка способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде. Основная цель - через музыку помочь ребенку преодолеть барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создать благоприятную среду для возможности самовыражения.

 

Музыка – это прекрасная часть искусства. Она может многое – главное знать, как сделать ее своим помощником.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Инновационные формы взаимодействия и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей в ДОУ»

Взаимодействие воспитателя группы раннего возраста с музыкальным руководителем в период адаптации детей к ДОУ

1 младшая группа

Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка – целитель здоровья.
(В.М.Бехтерев)

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Кандидат психологических наук Морозова Е.И. отмечала: «Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно – психическом развитии ребенка». С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения - все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Как показывают наблюдения исследователей «…тяжелая адаптация ведет к замедленному психическому развитию», дети «…становятся вялыми, плаксивыми, безразличными к окружающему». Такое состояние детей приводит к неадекватному реагированию на педагогические воздействия, «программирует» конфликтное поведение в более старших возрастных группах, что в свою очередь затрудняет адаптацию к дошкольному учреждению, а в дальнейшем и к школе.

Ведут себя дети в этот период по – разному:

- одни – безутешно плачут;

- другие – отказываются общаться с детьми и воспитателем;

- третьи – реагируют достаточно спокойно.

Основная цели педагога дошкольного образования, это выстраивание оптимального педагогического процесса в период адаптации направленного на социально-коммуникативное развитие ребенка раннего дошкольного возраста.

Работу с детьми в период адаптации необходимо осуществлять при тесном взаимодействии с младшим воспитателем, старшей медсестрой, педагогом-психологом и конечно же с музыкальным руководителем.

Работа музыкального руководителя и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием.  Наша  задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Выполнить эту задачу эффективно можно на основе интеграции деятельности всех участников образовательного процесса. Учитывая особенности детей, мы должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития.

          Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит не только творческий  характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития.

В период адаптации детям необходимо посещать музыкальный зал, где с ними проводятся занятия музыкальным руководителем. Музыка - самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей, способствующее наиболее быстрому и благоприятному протеканию периода адаптации в дошкольном учреждении. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Воспитатель активно участвует во всех видах музыкальной деятельности, так мы поем вместе с музыкальным руководителем, не заглушая детей, участвуем в музыкально-ритмических движениях, активизируя детей. По мере необходимости стараемся помогать детям, которые испытывают затруднения в ритмических движениях.

Постоянно осуществляем ненавязчивую эмоциональную поддержку малышам, находясь в поле их зрения, не отвлекая внимание детей от музыкального руководителя.

Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие с музыкальным руководителем позволило детям плавно и безболезненно адаптироваться в коллектив сверстников.

Одним из тех факторов, который помогает ребенку привыкнуть, является музыка.

Любой человек замечал, что та или иная мелодия оказывает влияние на его настроение, изменяя его. Для более открытых и эмоциональных детей ее действие будет сильнее.

Лучше всего для адаптации подойдет классика и детские песенки. Причем применять такое средство лучше всего различными способами.

Вряд ли ребенок полюбит классическую музыку, если его усадят на стул и буквально насильно заставят ее слушать. В таком случае он ее просто-напросто возненавидит. Идеальным вариантом станет тот случай, когда мелодии Бетховена, Баха или Чайковского будут ненавязчиво звучать «фоном» в группе.

У классической музыки есть одно очень полезное свойство – она удивительным образом помогает уравновесить душевное состояние, приобрести гармонию. А ведь именно это и требуется малышу. Наш музыкальный руководитель Киракосян Ш.С. подобрала  нам репертуар классической музыки с учетом возрастных особенностей детей и программных требований. 

Для слушания музыки в раннем возрасте выбирают небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии, вызывает неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность.

Желательно использовать инструментальные и вокальные произведения следующих композиторов – классиков: П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, и других. Именно классическая музыка способствует наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей.

Хорошим помощником являются и детские песенки. Во-первых, они милые и веселые, легко поднимают настроение. Во-вторых, в детском саду их тоже поют, и ребенку будет приятно осознавать, что он уже знает слова. В-третьих, он может петь их со своими новыми товарищами.

Любимые мультфильмы – одна из любимых тем среди детей. Песенки из них помогут ребятишкам найти первые темы для начала общения.

Очень важно правильно подбирать музыку. К сожалению, многие мультфильмы сейчас достаточно жестоки, и лучше всего включать мелодии из проверенных временем мультфильмов.

Совместно с музыкальным руководителем мы постепенно составляем фонотеку и видеотеку таких детских песенок.

Также в период адаптации детей в детском саду активно используются  музыкально – речевые игры, при знакомстве для запоминания имен детей создания положительного эмоционального микроклимата мы проводим игры: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» муз. Е. Тиличеевой.

Наиболее эффективными являются музыкальные игры на тактильные ощущения, например: «Мягкие ладошки»; «Обними свою игрушку» (музыкальный руководитель поет песню и вместе с детьми выполняет движения). Часто используются игры, которые снимают нервное напряжение, состояние тревожности, страхи: «Поздороваться носами»; «Чудесный мешочек»; «Пропой свое имя ласково» и другие. 

Благоприятное воздействие на малыша оказывают и народные песни (лирические и плясовые). Они выразительны, доступны для восприятия, а тексты их несут положительную информацию об окружающем мире. Одни из наиболее сильных и эмоциональных песен – это колыбельные песни. Во время сна спокойная музыка способна улучшать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Колыбельные песни перед дневным сном, способствуют расслаблению организма ребенка. Например: «Колыбельная слона» К.Дебюсси; «Колыбельная» Е.Теличеева и другие.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребенка важно донести, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Положительную – эмоциональную реакцию детям доставляют музыкальные игры - хороводы. Например: «Васька кот» муз. Т.Попатенко; «К нам пришла собачка» муз. Александровой; «Ходит Ваня», «Елочка» муз. Е.Тиличеевой и другие музыкальные упражнения. В воспитательной работе используем детские песни («Улыбка» Шаинского, «Помирились» в исполнении Т. Негрей, произведения С. И Е. Железновых), отрывки из классических произведений известных композиторов (Моцарт, Чайковский и др.).

Музыка оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей. Практика показывает наиболее продуктивным использование элементов методики раннего музыкального развития С. И Е. Железновых.

Как мы учим малыша подпевать?

• Разучиваем песни «с голоса». Чередуем пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.

• Используем детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.

• Стараемся не искажать мелодию.

• Поем негромко.

• Избегаем преувеличенной артикуляции. Иначе, малыш подражая, будет гримасничать и кривляться.

• Стараемся подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные поем спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно.

Всегда нужно помнить: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание  «Да», – то, что, собственно, ему по силам. Вслед за подговариванием идут звукоподражания.

В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении. Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю- баю».

Первое время ребенок вместе поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у ребенка.

Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие малыша. Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыкальные занятия и развитие движений - у большинства детей вызывает постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, колокольчика или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко. Используемые все перечисленные методы и формы работы, позволяют ребенку снять напряжение, страхи и лучше адаптироваться в дошкольном учреждении. Музыка способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде. Основная цель - через музыку помочь ребенку преодолеть барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создать благоприятную среду для возможности самовыражения.

Музыка – это прекрасная часть искусства. Она может многое – главное знать, как сделать ее своим помощником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности в МБДОУ

Презентация на тему "Инновационные формы взаимодействия и сотворчества музыкального руководителя и воспитателяв организации музыкальной деятельности в МБДОУ"....

Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО...

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Основные критерии взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО....

Педсовет. Доклад "Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

Педсовет. Доклад "Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО"...