Консультация для педагогов "Методы экологического воспитания в ДОУ"
консультация

Лоркина Елена Николаевна

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для педагогов "Методы и приёмы экологического воспитания в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _metody_i_priemy_ekologicheskogo_vospitaniya_lorkina_e.n.docx39.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы экологического воспитания

 Методы экологического обучения и воспитания.                                          Экологическое и природоведческое обучение (формирование знаний, умений) в методическом плане неоригинально и реализуется всем набором методов и приемов, известных дидактике, с учетом возрастных особенностей детей.                                                                                                                           Традиционно методы обучения в педагогике подразделяются на:                                     -  словесные                                                                                                                                      - наглядные                                                                                                                               - практические

----------------------------------------------------------------------------------------------

1 Словесные методы (рассказ, беседа)                                                                     Имеют большое значение в экологическом образовании.                                                  По степени проникновения в суть рассматриваемых объектов и явлений рассказ может быть описательным и объяснительным.                                                                       В первом случае формируются представления, в основе которых лежат внешние признаки объектов и явлений.                                                                                                        В описательном рассказе акцент делается на ярких запоминающихся деталях рассматриваемой природы.                                                                          Объяснительный рассказ имеет характер доказательств.                                                        В отличие от описательного рассказа главное здесь не в перечислении признаков, а в раскрытии их сущности, взаимосвязей, причин.                                                            В экологическом образовании, когда внимание детей обращается именно на связи, объяснительный рассказ имеет особое значение.                                                          Обращаем внимание                                                                                               Внимание дошкольников  отличается неустойчивостью.                            Наибольшая продуктивность восприятия   излагаемого  материала бывает в первые минуты.                                                                                                         Рассказ должен быть кратким  и не должен  превышать 2-3 минут.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Беседа имеет более широкое применение                                                                От рассказа беседа отличается главным образом тем, что  не требует от детей лишь мысленного следования за педагогом, а вынуждает их к самостоятельному мышлению.                                                                                                                                 Для того чтобы образование  было продуктивным, беседа должна сочетаться с другими методами:                                                                                                                            -  рассказом (беседа по рассказу педагога),                                                                         - наблюдениями в природе (беседа по результатам наблюдений),                                            - с работой над иллюстративным материалом (беседа по картине),                                - с чтением педагогом  литературных произведений.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

19. ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                           Одним из видов деятельности, посредством которой дети познают окружающий мир, является восприятие художественной литературы.                                                                                                                    Этот вид деятельности детей назван и во ФГОС дошкольного образования.                                                                                      Художественная литература для детей (детская литература) представлена многочисленными произведениями (рассказы, сказки, стихотворения), некоторые из которых с успехом могут быть использованы в экологическом образовании дошкольников.                                                                                                                      Рассказы о природе                                                                                                                           Рассказ определяется как малая форма эпической прозы. 
В рассказах детям передается объективная (научная) информация об изучаемых объектах и явлениях природы. Дидактическое творчество писателей в этом случае заключается в их умении адаптировать научную информацию для восприятия детей, сделать ее доступной и интересной.

-------------------------------------------------------------------------------------

20. Экологические сказки                                                                    Распространены в экологическом образовании дошкольников.                     Направлены на формирование у детей не только экологических представлений, но и гуманного отношения к животным, растениям, правильного поведения человека в природе.                                                                                                                           «Вымысел» экологических сказок заключается в том, что персонажи сказок – растения, животные – наделяются чертами человека, живут по правилам, принятым в человеческом обществе. Растения, животные разговаривают, жалуются, страдают, веселятся, совершают «человеческие» поступки. В этом природоведческие или экологические сказки как нельзя лучше соответствуют особенностям детского восприятия природы (очеловечиванию, олицетворению).                                                                                        При этом поэтическое слово усиливает содержательную природоведческую или экологическую нагрузку текста произведения. Формирование природоведческих и экологических представлений сопровождается эмоциями: сочувствием, сопереживанием животным, растениям, стремлением им помочь.                                                             Сказки могут быть представлены не только в прозаической форме, но и в стихотворной.                                                                                                           Преимущества таких стихов перед прозаическими произведениями в том, что они, как правило, коротки и их удобно вводить в содержание занятий, праздников, проектов экологической направленности.

--------------------------------------------------------------------------------------------

2.  Наглядные методы                                                                                                    Применение наглядных методов связано с реализацией
принципа наглядности.
                                                                                           Организованные наблюдения детей происходят под непосредственным руководством педагога в форме демонстрации. При этом педагог демонстрирует детям натуральные объекты, макеты, муляжи, картины, развивающие фильмы, модели,  опыты и т. п.                                                                                                        Общие требования к демонстрации природоведческих и экологических объектов:                               1. Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый объект. В ряде случаев (при постановке опыта педагогом, показе моделированных процессов) необходима специальная подставка.                                                                                                              2. Демонстрация должна позволять детям воспринимать объект по возможности разными органами чувств, а не только с помощью зрения.
------------------------------------------------------------------------------------

22.   3. Наблюдение должно позволять детям познавать предметы и явления в их действии, развитии.                                                                                                      Для реализации этого требования предпочтение следует отдавать наблюдениям за жизнью животных (например, в аквариуме), действующим моделям, фрагментам кинофильмов.                                                                                                                            4. При организации наблюдения необходимо обращать внимание на суть происходящего. При этом не следует увлекаться эффектными опытами, действующими моделями, производящими излишний шум, взрывы и т. п., что отвлекает детей от восприятия главного, ради чего и проводится демонстрация.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Практические методы                                                                             Реализация практических методов заключается в руководстве деятельностью детей:                                                                                                                                                   - игровой                                                                                                                              - продуктивной                                                                                                                       - познавательно-исследовательской                                                                  Методическое мастерство педагога заключается здесь в способности и готовности включать детей в названные виды деятельности с целью экологического обучения и воспитания.

----------------------------------------------------------------------------------------                                         ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
                                ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.                                                                                 Дидактические игры                                                                                                                                                                            Дидактические игры экологической направленности связаны с процессом закрепления, развития экологических знаний, соответствующих умений.                                                                 Экологические игры по своему содержанию различны.                                                      Наиболее распространены игры с заданиями соотнести животных с местом (домом) их обитания: поселить животных в те или иные экосистемы (лес, водоем, болото, тропический лес, пустыня и т. п.), отгадать, кто где живет, и т. п.            Развивающие игры                                                                                                  Развивающие игры в отличие от дидактических основной педагогической целью имеют не формирование или закрепление знаний, умений, навыков, а развитие логических операций, воображения, наблюдательности, памяти и других психических характеристик. При этом, построенные на экологическом материале, они косвенно могут способствовать и формированию экологических представлений.

 Игры воспитательной направленности                                                            Игры воспитательной направленности нацелены на формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к миру природы, развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование чувств.                                                                                      Это игры из серии «Что такое хорошо, что такое плохо?»                                 Введение экологических игр в различные формы организованной образовательной деятельности.                                                                     Экологические игры могут быть использованы в качестве самостоятельного элемента образовательной деятельности, но могут включаться и в экологические занятия, проекты, праздники и другие формы образовательной деятельности. В методической литературе можно встретить множество разработок таких мероприятий, в содержании которых присутствует игровая деятельность.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                                                                                       Познавательно-исследовательская деятельность экологической направленности можно определить как форму активности ребенка, направленную на знакомство со связями биологических объектов (растений, животных) между собой и с окружающей средой.                                                                                                              Под окружающей средой здесь понимается как природное окружение, так и люди, взаимодействующие с этими природными объектами.                                                          С позиций деятельностного подхода познавательно-исследовательскую деятельность можно определить и как целенаправленное восприятие ребенком новой информации из натуральных (природных) источников посредством таких операций, как                                                                                                                   наблюдение и опыты.

------------------------------------------------------------------------------------------

 Наблюдения в экологическом образовании дошкольников                                Наблюдение – это «целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности»                                                                                                                Наблюдение становится деятельностью только в том случае, если оно включается  в решение той или иной познавательной задачи, в организации наблюдений, который заключается во включении в программу наблюдений вопросов, направленных на выявление связей наблюдаемого объекта (растений, животных):                                                                                                                       -  с другими представителями живой природы;                                                                                -  с предметами и явлениями неживой природы;                                                                              - с человеком, его поведением, деятельностью.                                                     Важнейшим свойством личности натуралиста-исследователя является наблюдательность.                                                                                                         Развитию наблюдательности способствуют:                                                                     ИГРЫ «Найди животных, которые спрятаны в осеннем лесу»                                  ЗАДАНИЯ                                                                                                                 «Посмотрите, на что похоже это облако?», «Обратите внимание на рисунок падающих снежинок, постарайтесь запомнить их и изобразить на бумаге» и т. п.                                                                                                                                   «Кто больше найдет отличий?»                                                                                          «Отгадай, каких животных художник спрятал среди листьев».                      «Составь фоторобот животного».                                                                     ИМИТАЦИЯ  ребенком движений и звуков
наблюдаемых объектов, явлений: «Покажи (с помощью рук) движение крыльев птицы»; «Покажи, как кричит петух, мычит  теленок» и т. п.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

 СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ                                             Наряду с экскурсиями и прогулками с детьми проводятся и систематические наблюдения в природе. Чаще всего эти наблюдения связаны с сезонными изменениями. Результаты наблюдений заносятся в календарь природы.                                                                                                           Чаще всего детям (вместе с педагогами) с помощью условных знаков предлагается заносить: температуру воздуха, облачность, наличие ветра, осадки. Могут обозначаться и другие изменения: прилет птиц, состояние ближайшего водоема, появление сосулек и т. п. Встречаются оригинальные календари природы, спроектированные самими педагогами.                                     Наблюдения за сезонными изменениями в природе целесообразно проводить не от случая к случаю, а систематически.  

----------------------------------------------------------------------------------

 Опыты в экологическом образовании детей.

Не все объекты и процессы, происходящие в окружающем мире, удается изучать посредством наблюдений. И тогда на помощь приходит опыт: метод исследования, в процессе которого искусственно создаются условия, позволяющие ответить на исследуемый вопрос, получить новое знание.                                   О соотношении наблюдений и опытов в научном познании И. П. Павлов сказал: «Наблюдение собирает то, что предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

 ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ И ЗАНЯТИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ                                                                                                                                Экскурсии в природу.                                                                                                  Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать информацию о природных объектах и явлениях.                       Непосредственное общение с природой стимулирует эмоциональные проявления детей. Однако образовательный эффект экскурсии во многом будет зависеть от педагога, его способности вовлечь ребенка в восприятие природного окружения.                                                                                                Возраст дошкольников не позволяет проводить с ними длительные пешеходные маршруты. Тем не менее и при работе с ними можно организовать экскурсии в ближайший лес (возможно, с выездом на автобусе), парк, сквер, к водоему, на огород, ферму, в плодовый сад.

-------------------------------------------------------------------------------------

 Занятия на экологической тропе                                                                         Экологическая тропа – это специально оборудованный для экологического образования маршрут на местности.                                                                  Экологическая тропа может проходить как в пределах территории ДОО, если участок в природном отношении достаточно разнообразен, так и за его пределами.                                                                                                                                  В последнем случае тропа, как правило, пересекает различные в природном отношении участки местности и включает доступные для изучения детей объекты природы:                                                                                                                         овраг с противоэрозионными сооружениями, деревья,  птичьи гнезда или их макеты,                                                                                                                                      следы пребывания животных (кротовые выбросы, следы зверей, оставленные на влажной почве) и др.

------------------------------------------------------------------------------------------------------- Желательным элементом экологической тропы является результат деятельности человека.                                                                                                              Это могут быть кострища, где можно показать, сколь длительное время требуется для восстановления природного почвенного слоя,                                                        - «кляксы» выброшенного строителями неиспользованного раствора бетона, уже начинающего покрываться лишайником.                                                                        Здесь проводят обучение правилам поведения в природе, для чего устраивается показательное место отдыха с очагом, кострищем со снимаемым дерном и т. п.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ                                                                    Праздники имеют большие воспитательные возможности.                           Отличительной особенностью этой формы образовательной деятельности является то, что каждое мероприятие требует большой предварительной подготовки как со стороны организаторов праздника (педагога, родителей) так и со стороны детей.                                                                                                                            При этом дети включаются в различные виды деятельности еще до праздника: разучивают стихи, песни, готовят инсценировки, рисунки, в некоторых случаях кормушки для птиц и т. п.                                                                                                   Репетиции и заучивание наизусть  требует многократного повторения правил поведения в природе.                                                                                                                 С помощью сценических образов ребята рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что важно для повышения общего уровня экологической культуры населения.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Перечень рекомендуемых праздников включает и праздники экологической направленности.                                                                                                     – Всемирный день животных (цель – формирование первичных ценностных представлений о животных как меньших братьях человека);                                                 – Всемирный день Земли и Всемирный день водных ресурсов (цель – воспитание осознанного, бережного отношения к земле и воде как источникам жизни и здоровья человека);                                                                                                                        – Международный день птиц (цель – воспитание осознанного, бережного отношения к птицам).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

 ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                                                                         К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация, создание разного рода поделок из природного и бросового материала.                                                                                                                   В методической литературе продуктивная деятельность в аспекте экологического образования почти не рассматривается. Обыкновенно отмечается, что обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует развитию дошкольников.                                                                                                         Между тем эта деятельность представляет возможности и для экологического образования детей. При этом продуктивная деятельность детей часто оформляется в виде игры.                                                                                                            Продуктивную деятельность ребенка в аспекте экологического образования можно сгруппировать следующим образом.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Создание продукта, моделирующего природные объекты                                                - рисунки объектов, чаще всего растений, животных, их лепки из пластилина;                                                                                               - аппликации из резаной бумаги, листьев деревьев или другого материала природных объектов (снежинок, растений, животных), узоры из растительных фигур и т. п.                                                                                                                             В познавательном отношении данная деятельность носит природоведческий характер – уточняются представления детей о пропорциях природных объектов, их окраске и др. В то же время с участием педагога здесь формируется и отношение к моделируемым объектам, что относится уже к сфере экологического воспитания.                                                                                                               Приводим пример игры, в основе которой лежит конструирование.

Создание продукта, имеющего непосредственное отношение к природоохранительной деятельности.                                                                          Рисование природоохранительных плакатов, сцен правильного и неправильного поведения человека в природе;                                                                                                     - конструирование и изготовление вместе со взрослыми кормушек для птиц, птичьих домиков и т. п.                                                                                                    Эта деятельность расширяет представления детей о природоохранительной деятельности человека, отражает их отношение к происходящему.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Создание моделей экологических связей.                                                             Выражается в виде соответствующего рисунка-схемы или предметной модели, собранной из карточек с изображением растений, животных и стрелок, показывающих направление связи (направление перемещения вещества и энергии в пищевых цепочках, направление физического воздействия одних организмов на другие).                                                         Подобного рода деятельность не только углубляет представления детей о характере взаимоотношений организмов в природных сообществах (экосистемах), но и способствует становлению одного из важных познавательных универсальных учебных действий – знаково-символического моделирования. 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Специфическим видом продуктивной деятельности, которую можно одновременно отнести к трудовой деятельности, является выращивание растений в уголке природы или на участке ДОО. Продуктивной ее можно считать потому, что и здесь дети создают реальный продукт – растение. В плане экологического образования это, пожалуй, самая эффективная деятельность, поскольку она неизбежно сопровождается формированием экологических знаний. Дети получают элементарные представления о влиянии экологических факторов на рост и развитие растений, у них формируется соответствующее отношение к выращиваемому растению.                                                                                             Особое место в плане экологического образования занимает деятельность по изготовлению поделок из природного и бросового материала.                                                                                                      Этот материал может быть использован для создания детьми продукта, имеющего непосредственное отношение к экологии: изготовление кормушек для птиц, птичьих домиков.                                                                                                          Педагогу представляется возможность проводить идею бережного использования природных ресурсов, целесообразности вторичного использования материалов.                                                                                              Машины и куклы, бытовая техника, детские игровые площадки, костюмы, картины, кукольный театр и многое другое может быть сделано из бытовых отходов: пластиковых стаканчиков, трубочек и бутылок, пакетов, крышек, фантиков. В некоторых регионах страны проводятся специальные конкурсы поделок из бытовых отходов и бросового материала.

--------------------------------------------------------------------------------------------

 Как сформировать нравственно-экологическое отношение?                                     Метод экологического отождествления  заключается в постановке себя на место того или иного природного объекта, погружении себя в ситуацию, в которой этот объект находится.                                                                                       Например, при рассмотрении вопроса о водоемах зимой (тема «Зимние изменения в природе») детям предлагается сжать пальцами собственный нос и, не открывая рта, продержаться так сколько возможно, затем отпустить один палец и открыть доступ  воздуха в одну ноздрю.                                               Собственное ощущение в этой ситуации проецируется детьми на состояние рыб подо льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри для дыхания сопровождается огромным облегчением, моделирует состояние рыб после того, как для них будут просверлены дыхательные лунки во льду.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

 Метод экологического сопереживания заключается в стимулировании сопереживания ребенком состояния природного объекта, сочувствия ему.        Метод предлагает использование вопросов типа «Что сейчас чувствует животное?», «Что сейчас испытывает собака – paдость  или грусть?»и т. п.                                                                                                                                  Метод экологической рефлексии – стимулирование осознания личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых она затрагивает.                                                Например, если ребенок забыл вовремя полить свои комнатные растения, то ему можно задать вопрос: «Что они  могли бы о тебе подумать?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Дошкольный возраст-это время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период...

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

В консультации рассматриваются следующие вопросы:Что в природе оказывает влияние на духовно-нравственное развитие детей? Чем характеризуются взаимоотношения современных детей с природой? Как...

Консультация для воспитателей" Экологическое воспитание-это воспитание нравственности,духовности и интелекта"

Консультация для воспитателей" Экологическое воспитание -это воспитание нравственности,духовности и интелекта"...

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ-ЭТОВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА» Человек и природа ... Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали ;дань этой вечной и актуальной теме. Н...

Консультация для родителей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с №27Консультацию подготовила: воспитатель Валеева А.Г. Консультация для родителей «Экологическое воспитание – это воспитани...

Консультация для родителей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Консультация для родителей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание-это воспитание нравственности,духовности и интеллекта."

Природа-средство воспитания детей.Конкретно указывается,что предполагает экологическое воспитание детей дошкольного возраста....