Описание педагогической практики «Возможности развития образовательной среды в разновозрастной группе»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лучкина Евгения Анатольевна

Практика включает способы развития образовательной среды  в разновозрастной группе через обеспечение успешного общения детей.  Выстраивается с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей, специфики социального уклада сельского населения, благоприятных условий для преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования, которые являются основой построения комфортного уклада жизни группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Бобровская ООШ»

филиал МКОУ «Новоникольская ООШ»

Описание

педагогической практики

«Возможности развития образовательной среды

в разновозрастной группе»

Разработала:

воспитатель

Евгения Анатольевна

Лучкина

с. Бобровка

2020

        Представленная практика направлена на построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов.

      Название практики: «Возможности развития образовательной среды                        в разновозрастной группе»,

      Ключевые слова образовательной практики: социальный уклад, участники образовательных отношений, порядок взаимодействия, стиль общения, виды деятельности, детское экспериментирование, художественно-творческая деятельность, детская инициатива и самостоятельность, сотрудничество.

      Группа участников образовательной деятельности, на которую  направлена практика

  • воспитанники
  • родители
  • воспитатели

       Масштаб изменений: уровень образовательной организации.

          Практика включает способы развития образовательной среды                                    в разновозрастной группе через обеспечение успешного общения детей.  Выстраивается с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей, специфики социального уклада сельского населения, благоприятных условий для преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования, которые являются основой построения комфортного уклада жизни группы.

       Система работы включает деятельность по приоритетным направлениям: «Детское экспериментирование», «Художественно-творческая деятельность».

Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика

Группа полного дня для детей дошкольного возраста функционирует при «Бобровской НОШ» филиале МКОУ «Новоникольская ООШ». Разновозрастной состав воспитанников, который может включать от 2-х до 5-ти возрастных категорий детей, определяет специфику образовательной среды. Основные аспекты образовательной среды включают: - предметно-пространственную образовательную среду; - систему отношений ребёнка к миру, другим людям, к самому себе, включая характер взаимодействия детей с друг другом и со взрослыми. Группу постоянно посещают 13 детей в возрасте от 2-х до 7-ми лет. На начальном этапе в результате наблюдения за свободным взаимодействием детей, совместной продуктивной деятельностью старших и младших, совместной игрой с правилами, выявлено следующее: 3 ребенка (23,1%) проявляют высокий интерес к другим детям и слабо выраженную ориентацию на взрослого; 5 детей (38,5%) могут договариваться в совместной деятельности, учитывать интересы других детей ; - старшие дети могут выразить стремление самоутвердиться                за счет младших, помогают младшим только по указанию. Таким образом, на начальном этапе характер общения воспитанников является непродуктивным и в большей степени конфликтным. Именно поэтому, формирование позитивных взаимоотношений детей в группе актуально. Цель практики: развитие образовательной среды через взаимодействие всех участников образовательных отношений. Задачи: - развивать навыки конструктивного сотрудничества детей разного возраста, включая обучающихся школы;                        -определять виды деятельности актуальные для участников образовательных отношений на конкретном этапе; - включать родителей в создание                                     и совершенствования образовательной среды; - устанавливать партнерские взаимоотношения с объектами инфраструктуры населенного пункта.

       Основная идея практики заключается в установлении партнерских, доверительных отношений между всеми участниками образовательных отношений основанных на их интересах, потребностях и в соответствии                            их возможностями.

       Реализация практики основывается на следующих технологиях: педагогика сотрудничества, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии. Основные методы: методы повышающие детскую активность, частично поисковые методы повышающие эмоциональную активность, методы способствующие взаимосвязи различных видов деятельности. Формы работы с детьми: групповые, подгрупповые, индивидуальные. На начало каждого учебного года родители получают информацию о способностях и затруднениях каждого ребенка в рамках образовательной программы. В ходе взаимодействия родители получают возможность включиться в процесс жизнедеятельности группы и внести свои предложения. На этом этапе практикуются такие формы работы с родителями: беседы, консультации, анкетирование. Совместная работа с родителями ориентирована на наполнение повседневной жизни группы интересными делами, идеями, включение каждого ребенка в содержательную деятельность способствующую реализацию детских интересов и жизненной активности, формированию детской инициативы и самостоятельности. Благодаря выстроенному взаимодействию сложились приоритетные направления образовательной деятельности: «Детское экспериментирование», «Художественно-творческая деятельность». Каждое из направлений является актуальным и реализуется через традиционные мероприятия. Актуальность познавательно исследовательской деятельности основывается на том, что группа полного дня размещена в «Бобровская ООШ» филиале МКОУ «Новоникольская ООШ», которая расположена вблизи лесной зоны                                 и искусственного водоема, что позволяет вести углубленную работу                             по изучению объектов живой и неживой природы. На уровне группы разработан и реализуется долгосрочный экологический проект «Загадки вокруг нас». Мероприятия проекта реализуются совместно с родителями                         и партнерами (школа, сельская библиотека). Ситуация совместных наблюдений, опытов, экспериментов детей разного возраста создает условия для согласования интересов и сближения детей. Художественно-творческая деятельность значима в связи с тем, что среди воспитанников определилась группа детей с выраженными творческими способностями. Дети обладают музыкальным слухом, проявляют чувство ритма, выполняют разнообразные ритмические движения, в частности танцевальные, могут передать, изобразить характерные действия персонажей. С данной группой детей готовятся концертные номера (вокальные и танцевальные) к праздникам, театрализованные выступления. Воспитанники выступают не только                              в группе, но и в школе, сельском доме культуры и на сцене районного дома культуры. Творческий коллектив воспитанников включает детей как старшего, так и младшего возраста. Творческая деятельность требует от детей действий в едином темпе, ритме, ориентирует на партнера. Остальные воспитанники входят в состав зрителей, у них формируются умения - слушать, слышать, оценивать выступления. Со временем эти дети включаются в совместную творческую деятельность. С учетом всех особенностей условий социального уклада сельского населения постепенно выстраивается порядок взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений: воспитатель, младший воспитатель, повар, воспитанники и их родители. Например, во время утреннего приема                                и вечером родители располагают временем, открыты к общению и стремятся к нему, понимая, что их всегда выслушают, они обращаются с вопросами,                        за советом, прислушиваются к рекомендациям воспитателя. С удовольствием откликаются на обращения воспитателя по поводу посильной помощи.          Во время приема и ухода детей домой удается побеседовать с каждым                          из родителей, причем в диалог включаются дети. Совместная работа                                   с родителями помогает пополнить группу предметами                                                   для экспериментирования, участок различными поделками и детским инвентарем для посильного детского труда. Изготовленные родителями костюмы                               и атрибуты создают дополнительную праздничную атмосферу всех мероприятий.

Объединение детей и родителями способствует позитивному изменению характера общения и межличностных отношений. В результате: 9 детей (69,2%) проявляют высокий интерес к другим детям и слабо выраженную ориентацию на взрослого; 10 детей (60,9%) могут договариваться в совместной деятельности, учитывать интересы других детей ; - старшие дети стремятся вовлечь малышей в общее дело, уступают, помогают по собственной инициативе. Сформировавшийся уклад жизни группы, приоритетные виды деятельности, которые реализуются в соответствии с интересами детей и в тесном взаимодействии с родителями, активно влияют на характер общения детей, а, в конечном итоге и на развитие образовательной среды.

В разновозрастной группе реализуется программа по финансовой грамотности.  

       Наблюдение, педагогическая диагностика уровней освоения образовательной программы, методики одаренности одаренных детей являются средствами измерения результатов образовательной практики.

      Основные проблемы, трудности в реализации практики:

включение родителей совместную деятельность, недостаточное количество методической литературы по организации деятельности разновозрастной группы,  необходимость тщательного  изучения особенностей детей каждого возраста, индивидуальных особенностей каждого ребенка, социально бытовые условия семьи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Бобровская ООШ» ФИЛИАЛ мкоу « Новоникольская ООШ» Возможности развития образовательной среды в разновозрастной группе Воспитатель Евгения Анатольевна Лучкина

Слайд 3

. Есть особый сад на свете, Не деревья в нем, а дети, Он для маленьких ребят. И зовется детский сад!

Слайд 4

Наша группа полного дня функционирует при «Бобровской ООШ» филиал МКОУ « Новоникольской ООШ» и размещена в здании которое расположено вблизи лесной зоны и искусственного водоема. Распорядок жизни группы полного дня регламентируется Санпином и установленным режимом дня. Но, с учетом всех особенностей условий социального уклада сельского населения постепенно выстраивается порядок взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений: воспитатель, младший воспитатель, повар, воспитанники и их родители.

Слайд 5

Во время утреннего приема и вечером родители открыты к общению и стремятся к нему, понимая, что их всегда выслушают, они обращаются с вопросами, за советом, прислушиваются к рекомендациям воспитателя. С удовольствием откликаются на обращения воспитателя по поводу посильной помощи. Во время приема и ухода детей домой удается побеседовать с каждым из родителей, причем в диалог включаются дети.

Слайд 6

Мое настроение Погода Интересное по дороге в детский сад Забавная вещица Любимая игрушка Домашние животные Темы для бесед

Слайд 7

. Некоторым детям, зачастую для включения в дальнейшую деятельность необходимо почувствовать особое внимание к себе, тепло, поэтому они подходят к воспитателю, усаживаются на колени, общаются, осматриваются, чем занимаются дети в группе. И, только после общения с воспитателем, дети выбирают себе занятие по интересу.

Слайд 9

В течение всего дня дети могут заниматься, разными видами деятельности, не мешая друг другу. Принцип гибкого зонирования позволяет детям совмещать различные виды деятельности при этом используются все помещения группы.

Слайд 11

Приоритетные направления Детское экспериментирование

Слайд 12

Художественно-творческая деятельность Художественно-творческая деятельность

Слайд 14

Приобщение детей к доступной трудовой деятельности

Слайд 16

Сотрудничество с родителями

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ-описание предметно-развивающей среды младшей разновозрастной группы детского сада.

Предметно-развивающая среда – составляющая часть развивающей среды дошкольного детства. Предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие  широкого круга детских интересов...

«Работа по организации здоровьесберегающей среды в разновозрастной группе»

В данной статье указаны необходимые условия по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.Организация здоровьесберегающей среды в группе строится через взаимодействие с родителями воспитанников ...

"Оснащение предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей разновозрастной группе на основе национально-регионального компонента."

В этой презентации показано, как дети могут развиваться по развитию речи в свободной деятельности в пространстве ближайшего окружения группы с учётом национально-регионального компонента.....

Проблемы создания предметно-развивающей среды в разновозрастных группах.

В современных условиях развития детского дошкольного образования  малокомплектные детские сады не стоят на последнем месте по уровню предоставления образовательных и воспитательных услуг. Педагог...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе "Фокусники" (разновозрастная группа)

Тема: «Фокусники»Образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,художественно-эстетическое развитие, речевое развит...

Развивающая предметно-пространственная среда в разновозрастной группе по образовательной области «социально – коммуникативное развитие»

Улица для ребёнка — это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др., насыщенный интересными событиями, участниками кот...

«Особенности создания образовательной среды в разновозрастной группе детского сада»

laquo;Особенности создания образовательной среды в разновозрастной группедетского сада»...