Тема: «Организация исследовательской деятельности ребёнка дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю. (Конфуций)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Организация исследовательской деятельности
ребёнка дошкольного возраста»
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю. (Конфуций)
Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. На этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику.
Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок может раскрыть и совершенствовать способности в открытии свойств объектов окружающей действительности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.
Таким образом, целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Форма организации детей может быть:
1. индивидуальная,
2. групповая (с подгруппой)
3. фронтальная (со всей группой).
Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми.
Случайные не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса и проводятся на участке или в «уголке природы». Плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете или объекте.
Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Наиболее актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:
Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.
Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные (слуховые) способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Опыты и эксперименты. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
Виды занятий по экспериментированию
- Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).
-Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока), педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной.
-Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.
Мотивирующее начало занятий
Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры (например, игра «Рыбалка», «Что сделано из металла» при изучении свойств магнита; при изучении свойств ткани игры «Ателье», Побери ткань для одежды», Игра «Угадай, что звучит»), проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.
Если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и кукла «Зайчик-Любознайчик», который многое хочет узнать и всем интересуется.
С детьми среднего дошкольного возраста экспериментирование часто строится на стремление вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их «Хрюша-Удивлюша», «Утенок-Удивленок».
Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов «отчего?», «почему?», «зачем?» и т. д. Часто этим занимается и озорная девочка «Почемучка» и мудрая Сова. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям.
Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.
Фиксация результатов экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ
Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапом опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).
Способы фиксация результатов детского экспериментирования:
Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.
Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.
Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге - зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.
Но известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.
Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. («Цветные льдинки»: лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). На родительских собраниях, в индивидуальных беседах предлагать игры, в которых используются результаты экспериментирования, например, «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода)
Оформление центра экспериментирования
Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-пространственной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).
Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка в группе. Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптому переутомления, снимают напряжение мышц).
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
В уголке экспериментирования должно находиться разнообразное оборудование:
- емкости различных форм и размеров, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- приборы-помощники : лупы, весы, песочные часы, компас, магниты, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д.
- объекты неживой и живой природы, природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья, почва, веточки и др. ;
- различные материалы : проволока, кусочки кожи, меха, ткань, бумага, дерево, резина, стекло, пластмассы, пробки и т. д.
-технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
-красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
-медицинские материалы : пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
-прочие материалы : зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
фартуки, защитные очки, шапочки или косынки, перчатки, нарукавники;
листки наблюдений и журналы для фиксирования результатов экспериментирования.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: с детьми среднего возраста по 15-20 минут, с детьми старшего возраста по 25 – 30 минут. Но всё же не следует строго
регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло
Но независимо от того, какую роль играет педагог в эксперименте: активного участника, помощника или наблюдателя, он всегда помогает раскрыть потенциал ребёнка, развить его личностные качества в деятельности.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Таким образом, организация экспериментальной деятельности –мощный стимул для развития важнейших черт личности детей: самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Космос»
города Балашова Саратовской области
Консультация для воспитателей
«Организация исследовательской деятельности ребёнка дошкольного возраста»
Подготовила: Ларичкина Л.А.
2021-22 уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-746034-1580639497.jpg)
ПЛАН по самообразованию на тему: «Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
vАктуальность:Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю , как увлеченно дети исследуют мир, они — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку ч...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-1074239-1544974768.jpg)
В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"
В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Черновой М.А. на 2018-2019 учебный год на тему: «Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю , как увлеченно дети исследуют мир, они — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/22/picture-732662-1532280465.jpg)
Консультация для воспитателей "Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1194302-1579458257.jpg)
Консультация для воспитателей «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-1208723-1579474900.jpg)
Презентация для педагогов ДОУ «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с применением цифрового микроскопа».
Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием современных средств обучения в условиях реали...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-1208723-1579474900.jpg)
Мастер-класс для педагогов на тему: “Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с применением цифрового микроскопа”
Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием современных средств обучения в условиях реали...