Дидактические игры по шахматам
картотека (подготовительная группа)

Оксана Юрьевна Омельченко

Дидактические игры по шахматам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_shahmatam.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

Игра.

«Кто быстрее?». Все шахматные фигуры стоят на столе. Предлагаем детям посостязаться в такой игре: кто быстрее соберёт в месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

«На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

«Над головой». Называем какую-либо шахматную фигуру. Её должны быстро найти и поднять над головой дети.

«Ряд».  Предлагаем детям поставить в один ряд пешек; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем кто-то из детей должен попросить об этом взрослого и проконтролировать выполнение задания.

«Белые и чёрные». В беспорядке ставим на стол по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставляем в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например, «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например, «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляет взрослый и т. д.

«Что общего?» Берем произвольно две любые шахматные фигуры и спрашиваем детей: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

«Большая и маленькая». Ставим перед детьми шесть разных шахматных фигур. Просим выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом выделить самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

«Запретная фигура». Расставляем шахматные фигуры в один ряд. Дети называют показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Можно поменяться ролями и, называя фигуры, на которые указывает ребёнок, иногда «ошибаться». Если ребёнок не заметит сделанную ошибку, сами указываем на неё.

«Волшебный мешочек» По очереди прячем в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просим детей по очереди на ощупь определить, какая фигура спрятана. В другом варианте игры в мешок прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок»и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.

«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед»– король, «баба» – ферзь, «заяц» – пешка, «лиса» – конь, «волк» – слон, «медведь» – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса» колобка не съест – колобок от неё убежит.

«Шахматная репка». Посадите «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» – это король, «бабка» – ферзь, «внучка» – слон, «Жучка» – конь, «кошка» – ладья, «мышка» – пешка.

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых".  Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!          (сжатые кулаки на столе)

Вышли пешки погулять!              (пальчики шагают по столу)       

Прыгнет конь! Подковы звяк!     (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!                (сжимаем – разжимаем кулаки) 

А ладья упряма,                            (указательный палец)

Ходит только прямо!                    (раскрытые ладошки скользят по столу вперёд)

Король на месте, по привычке,    

А куда ему спешить?                     (разводят руки, пожимают плечами)   

Все фигуры встали стеной,           (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой. (сжимаем – разжимаем кулаки)

                                                            

Игры для физкультминутки

Игра.

1

«Большой — маленький».

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

2

«Клен».

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.

Руки подняты вверх, движения по тексту.

3

Самолёты.

Самолёты загудели           (вращение перед грудью согнутыми в локтях           руками),

Самолёты полетели           (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),

На полянку тихо сели        (присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели.

4

Буратино. 

Буратино потянулся,          (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) 

Раз - нагнулся, 

Два - нагнулся,                   (наклоны корпуса вперед) 

Руки в сторону развел,      (руки развести в стороны) 

Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево) 

Чтобы ключик нам достать, 

Нужно на носочки встать.  (руки на поясе, подняться на носочки)

5

Ах, как долго мы играли (для глаз)

Ах, как долго мы играли,

Глазки у ребят устали.          (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,        (Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.         (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,     (Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,        (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх -                   влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,        (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

6

Глазки

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

7

Бабочка

Спал цветок                       (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,          (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел   (Руки   поднять   вверх (вдох).

                                            Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся   (Руки согнуты в стороны (выдох))

Взвился вверх и полетел.   (Потрясти    кистями,    посмотреть вправо-влево.)

8

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,         И совсем не уставать.
Наклонились, ну-ка, ну-ка!               Голова устала тоже.
Распрямились, потянулись,              Так давайте ей поможем!
А теперь назад прогнулись.               Вправо-влево, раз и два.
Разминаем руки, плечи,                     Думай, думай, голова.
Чтоб сидеть нам было легче,             Хоть зарядка коротка,
Чтоб писать, читать, считать             Отдохнули мы слегка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и игровые задания по обучению детей игре в шахматы

Картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы....

Консультация для родителей: «Дидактические игры по обучению игре в шахматы»

Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Дидактическая игра по шахматам "Вопросы шахматной королевы"

Игра предназначена для детей 5-7 лет с целью закрепления знаний о шахматных фигурах....

Дидактическая игра по шахматам «Вопросы белой пешки».

Дидактическая игра  «Вопросы белой пешки»  дает возможность педагогу в игровой форме закрепить знание о шахматных  фигурах  в старшем дошкольном возрасте....

Настольная дидактическая игра "Экологические шахматы" "Прогулка в лес"

Шахматы – древняя и увлекательная игра, завоевавшая симпатии миллионов людей. История шахмат уходит вглубь веков, и на протяжении всей истории развития этой замечательной игры подтверждается пол...