Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МАРКЕРОВ В РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНИКА"
статья (старшая группа)

Дубровина Анна Владимировна

Требования ФГОС ДО к игровому пространству предполагают многофункциональность, вариативность и трансформируемость. А это значит, что игровое оборудование должно как-то видоизменяться, иметь множество функций. Кроме того, дети должны иметь возможность самостоятельно его передвигать в групповом пространстве. Поэтому, мы  решили создать универсальные маркеры для детских игр.

«Маркеры (знаки) игрового пространства –  представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Это наши традиционные уголки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sots_aktsiya.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная акция как форма совместной работы дошкольного учреждения и семьи.

А. В. Дубровина, воспитатель

МБДОУ «ЦРР- ДС №32»

МО г. Братска

«Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, люди, которые выступают как защитники детства»

А.Г. Асмолов

В соответствии с нововведениями в ФГОС дошкольного образования, одной из главных задач является создание благополучной социальной среды, на основе тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса, для решения такой задачи необходимо создание принципиально новых условий взаимодействия.

Семья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Решение данных задач осуществляется с помощью активного включения семьи в жизнь дошкольного учреждения.                                                            

В настоящее время все большее внимание уделяется новым подходам и технологиям во взаимодействии дошкольных образовательных организаций и семьи и на сегодняшний день это является для нас самым актуальным.

Одной из самых эффективных технологии организации взаимодействия дошкольной организации с родителями, считаю социальную акцию. Так как данная форма позволяет создать условия, для совместного сотрудничества, объединенного общими интересами, целями и задачами, требует тщательной подготовки. Активная совместная деятельность помогает детям, родителям и педагогам раскрыть свой творческий потенциал, а также укрепить детско-взрослые взаимоотношения.

Автором данной технологии, является Н.П. Гришаева, она дает следующее определение социальной акции:

Социальная акция – мероприятие, направленное на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада.

Социальные акции способствуют развитию личностных и нравственных качеств дошкольника, формированию эмоционально-ценностного отношения к миру, к самому себе, и к окружающим людям. Во время проведения акции дети для себя приобретают новые знания, опыт социального взаимодействия с окружающим миром, у воспитанников развивается самостоятельность и инициатива, дети учатся делать выводы.

На базе нашего дошкольного учреждения проводятся социальные акции различной направленности:

Экологические акции – мероприятия, проводимые с участием детей и родителей, цель которых привлечь внимание к решению экологических проблем. Ежегодные акции проводимые в нашем ДОУ: «Листопад», «Берегите воду», «Елочка», «Покормим птиц!», и т.д.

Социально-педагогические акции – воздействуют на изменения поведения, и сознания ребёнка, или социальной группы. Эти акции направлены на решение воспитательно-образовательных задач. Примером таких акций может стать акция «Подарок для бабушки», направленная на воспитание уважительного отношения к взрослым.

Благотворительные акции – мероприятия, проводимые с целью оказания материальной, организационной или иной благотворительной помощи. Традиционно в детском саду проводятся такие акции: «Добрые дела», «Благотворительная ярмарка».

Социально-культурные акции –  данные акции организуются и проводятся к значимым праздникам и датам. Их цель – оказать влияние на уровень заинтересованности участников образовательных отношений к народным праздникам, традициям и обычаям, к своей национальной культуре и культуре других народов. Ежегодно в ДОУ проводятся акции: «9 мая», «Дорогой мамочке!», «С папой не соскучишься».

Организация любой акции проходит по определенному алгоритму и предполагает постановку учебных целей и проходит несколько этапов.

Рассмотреть механизм проведения социальной акции можно на примере акции «Внимание родитель, ты тоже водитель!».

Целью данной социальной акции стало привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств, при перевозке детей в салоне автомобиля, таким образом, акция содержит призыв к соблюдению правил дорожного движения.

 В ходе акции были поставлены такие задачи:

- продолжать учить соблюдать правила безопасного поведения на улице и при переходе через проезжую часть, воспитывать культуру поведения на улице;

- формировать самостоятельность и ответственность в действиях ребенка на дороге, развивать внимательность, наблюдательность, память;

- развивать коммуникативные навыки, умение свободно вести диалог на заданную тему;

- предотвращение ДТП с участием детей-пассажиров.

Акция проходила в три этапа:

Первый этап - организационно-подготовительный. Каждая акция начинается с обсуждения вместе с детьми плана мероприятий по предстоящему событию, в ходе которого дети определяют степень своего участия в данном мероприятии, планируют свои действия и действия своих родителей в осуществлении этого проекта.

Планирование акции было организовано в рамках детского совета. В результате планирования был оформлен плакат, который одновременно решает две задачи: информирует родителей о предстоящей акции и служит визуальным символом, на котором зафиксированы предложения воспитанников.

В преддверии детского совета, на котором с воспитанниками обсуждалась акция, была проведена предварительная работа с детьми, для того чтобы расширить знания детей о правилах дорожного движения и активизировать их высказывания.

Предварительная работа включала:

  • рассматривание тематических альбомов «Виды транспорта», «Дорожные знаки»; рассматривание сюжетных картинок, дорожных ситуаций и фотографий улиц нашего города;
  • дидактические игры «Угадай, какой знак», «Что показывает регулировщик», «Виды транспорта», «Найди и назови»;
  • проведение цикла виртуальных экскурсий и прогулок «Пешеходный переход», «Перекресток», «Светофор»;
  • чтение художественной литературы по ПДД;
  • сюжетно-ролевые игры «Дорожное движение» и режиссерские игры на макете дороги с перекрестком.

С целью поддержания интереса к данной теме и повышения мотивации воспитанников в группе была создана соответствующая предметно-пространственная среда: игровые центры пополнились с помощью родителей атрибутами к сюжетно-ролевым играм: «Осторожно, дорога!», «Автоинспектор», внесены маркеры игрового пространства «Заправка», «Авторемонт».

Не только воспитанники и педагоги могли предлагать мероприятия для организации акции, но и родителям была дана возможность принять участие в подготовке и планировании этого события. Так, по инициативе родителей были оформлены семейные стенгазеты «За безопасность дорожного движения - все вместе».

Второй этап – основной, где происходит реализация сценария социальной акции. Данный этап проходил вне стен дошкольного учреждения. Дети организованно вышли на улицу с подготовленными листовками и буклетами, которые сами изготовили и оформили своими рисунками. В листовках содержались призывы к взрослым быть заботливыми по отношению к детям, соблюдать правила дорожного движения, всегда использовать ремни безопасности и детские удерживающие устройства при перевозке детей в салоне автомобиля.

При проведении акции на участниках были специальные элементы в одежде (жилеты, кепки, флажки), что привлекало людей и других воспитанников детского сада. Они с интересом останавливались и выслушивали детей, брали буклеты.

Аналитический этап - подведение итогов социальной акции. Была организована рефлексивная беседа с детьми, они отвечали на такие вопросы:

  • Какое мероприятие сегодня было?
  • Что делали на акции?
  • Для чего мы организовали эту акцию?
  • Что вам понравилось/не понравилось?

Ответы детей были эмоционально положительные. Мероприятие понравилось всем участникам. Родители увидели работу своих детей и педагогов, что поспособствовало активному включению их в совместную деятельность.

Итогом акции стали оформление фотовыставки и запись видео - челлендж «Я знаю правила дорожного движения, а ты?». В записи челленжа  участие приняли и родители  воспитанников. Каждая семья снимала фрагмент, в котором , рассказывали правила дорожного движения, значение дорожных знаков, их важность и соблюдение, и передавали эстафету другому участнику.

Таким образом, проведение социальных акций - это еще одна возможность для включения родителей в образовательный процесс. Данная форма сотрудничества сближает педагогов, детей и родителей. Акция «Родитель - ты тоже водитель!» получила много положительных отзывов от семей нашего детского сада, ведь она дала возможность для каждого участника быть значимым для общего дела. Родители стали чаще интересоваться жизнью дошкольного учреждения, а самое главное дети с большим интересом ждут следующей акции, что стимулирует их познавательный интерес к социальной жизни общества.

Список литературы

1. Деркунская В. А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду: метод. пособие / В. А. Деркунская, С.С. Агабекян, Н.В. Воронина – Издат. центр педагогического образования, 2018 г., 240 с.

2. Технологии эффективной социализациидетей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии: Мето.пос. М.: Вентана-Граф, 2007. (Тропинки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к предметной развивающей среде дошкольника

функции требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования  Психолого-педагогические требования к пр...

Эколого-развивающая среда дошкольника

В этой статье хочу показать развивающую среду по эколгическому воспитанию дошкольника...

Роль предметно-развивающей среды дошкольника

Роль предметно-развивающей среды дошкольника...

ТЕЗИСЫ К городскому семинару «Психолого-педагогические требования к содержанию предметно-развивающей среды дошкольника»

Грамотно и целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка....

Особенности нравственно-патриотической развивающей среды дошкольника в ДОУ

Очень важно начинать прививать ребенку любовь к своей стране с раннего возраста. Нужно учить детей любить леса, моря, озера, горы своей страны, ее исторические памятники, рукотворные и природные чудес...

Маркеры для развивающей среды

Маркеры для развивающей среды....