ТЕЗИСЫ К городскому семинару «Психолого-педагогические требования к содержанию предметно-развивающей среды дошкольника»
статья (средняя группа)

Шуплецова Марина Алексеевна

Грамотно и целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕЗИСЫ

К городскому семинару «Психолого-педагогические требования к содержанию предметно-развивающей среды дошкольника»

на тему «Требования к безопасности игрового оборудования в

детском саду»

В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ является особо актуальным, так как она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать то, что она должна быть:

•содержательно-насыщенной

Развивающая среда должна быть информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды должны сочетаться между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивать содержательное общение взрослых и детей.

•трансформируемой

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

•полифункциональной

Игры, пособия, мебель в группе пригодны для использования в разных видах детской активности. У детей есть возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, мягких модулей, ширм. В группе имеются так же предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности в качестве предметов-заместителей в детской игре.

•вариативной

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

доступной

Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями.

безопасной

Все пространство предметно-пространственной среды группы должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и обеспечивать психологическую комфортность пребывания детей в группе.

В группе используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции. Мягко набивные ворсованные игрушки используются в группе только в качестве дидактических пособий.

При построении предметно-пространственной среды также учитываются следующие принципы:

• принцип целесообразности и рациональности;

• принцип доступности и открытости;

• принцип соответствия возрасту;

• принцип активности, самостоятельности и творчества;

• принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

• принцип комплексирования и гибкого зонирования;

• принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка;

• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

• принцип открытости природе, культуре, своего «Я»;

• принцип учета половых и возрастных различий детей.

Предметно-игровая среда группы должна быть организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Развивающая среда привлекательна, интересна, выразительна. Среда стимулирует развитие у дошкольников самостоятельности, общительности, доброжелательности, чувства собственного достоинства. Созданная в группах обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка, что проявляется в спокойном поведении и содержательной деловитости.

Пространство группы может быть организованно в виде хорошо разграниченных зон и «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация пространства  позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Организация предметно-пространственной среды строится в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Группа оснащается необходимыми материалами, учитывающими интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для мальчиков в группе: контейнер с машинками, наборы инструментов, солдатиков, военной техники. Для развития творческого замысла в игре у девочек куклы, игрушечная мебель для кукол, коляски, сумочки, утюги, журналы детской моды, украшения, постельные принадлежности для кукол. Так же в группе необходимо большое количество «подручных» материалов, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей данной возрастной группы, могут быть внесены некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше. Так называемая «зона ближайшего развития».

Вывод: Грамотно и целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и содержание предметно-развивающей среды в ДОУ

Некоторые аспекты организации и содержания предметно-развивающей среды в ДОУ из личного опыта....

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Выступление на Городском Методическом Объединении "Маркеры игрового пространства в предметно- развивающей среде ДОУ"

Предметно –развивающая среда в условиях  внедрения ФГОС     УЧЁТ ОСНОВНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ИГРА):-  СЮЖЕТООБРАЗУЕМОСТЬРАЗНООБРАЗИЕ ИГР  Требования к созда...

Содержание предметно-развивающей среды, способствующей развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Так, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то ...

ТЕЗИСЫ К городскому семинару «Правила визуализации при создании дидактических материалов для проведения учебно-воспитательных занятий»

Данная тема является актуальной и современной, т.к. принцип наглядности в обучении и его осуществление на занятиях в детских дошкольных учреждениях, получает все большее свое распространение в связи с...

"Психолого - педагогические требования к содержанию предметно - развивающей среды дошкольника"

Развивающая среда является одним из условий, которое обеспечивает качество дошкольного образования .Дошкольное учреждение , создаёт все благоприятные условия для развития личности и деятельности детей...