Организация и содержание предметно-развивающей среды в ДОУ
статья по теме

Некоторые аспекты организации и содержания предметно-развивающей среды в ДОУ из личного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

      «Организация и  содержание предметно-развивающей среды в ДОУ»

 

     В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. Необходимым условием эффективного решения проблемы современного качественного дошкольного образования, является реализация комплексных мер. Одним из важных аспектов является создание предметно-развивающей среды в ДОУ.

       По определению Светланы Леонидовны Новосёловой( к.п.н.Академика РАЕН и Академии творческой педагогики): «Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности».

Принципиальным требованием к организации и содержанию предметно-развивающей среды   является то,что она должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей.

     В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности ( игровой,двигательной, изобразительной, театральной и т.д.),которые размещаются в центрах (зонах ) и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий, а также для предоставления права выбора деятельности и реализации  индивидуальных интересов и возможностей детей.

     Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно быть рационально логичным и удобным для детей,отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. Н-р, в подготовительных группах для детских игр можно задействовать пространство не только групповых, но и спальных комнат. У детей будет возможность сохранять постройки и игровые уголки,созданные ими для того, чтобы продолжить игру столько времени, сколько им необходимо.Важно использовать не только стационарную,но и мобильную мебель:полифункциональное игровое оборудование: ширмы, игровые скамейки со множеством отверстий, так называемый «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Всё это предоставит детям право изменять пространственную среду; обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов.            Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, приципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве, а также отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям. И, конечно же, необходимо отметить, что оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.

        Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше оформить в спальном помещении. Это подиумы с мягкими подушками, с которыми можно, обнявшись, полежать; лёгкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, будут предоставлены детям разные успокаивающие игрушки типа: «снегопад в шарике», «плавающие рыбки».

      Начиная с трёх лет у ребёнка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где он мог бы хранить своё личное имущество: зеркальце, открытки, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесённые из дома игрушки и пр.

Что касается содержания предметно-развивающей среды, то все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим программным требованиям, задачам воспитания и обучения, возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребёнка, а также интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности. Н-р, детям старшего дошкольного возраста центр ручного труда и конструирования будет гораздо более привлекателен, если мальчики найдут в нём образцы изготовления разнообразной техники( межпланетных кораблей, катамаранов, подводных лодок), крепости, занимательные игры типа «автомобильные гонки», «приди первым» и др., а девочки – образцы сумочек, украшений, сундучков для их хранения и т.д.

        В предметно-развивающей среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства.

        Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребёнка к предметно-развивающей среде и на пройденный программный материал.

    Детскому образовательному учреждению как воздух необходима современная предметно-развивающая среда, расширяющая кругозор детей, обогащающая их представления о человеческих возможностях, о жизни людей нашей Родины и других стран, о природе родного края и всей Земли, о современных информационных возможностях, о культуре быта и об экологически правильном поведении.

       Необходимо создание такой предметной среды, в которой  ребёнок действует, применяяуже имеющиеся у него знания и способы действия, которая должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении. Детский сад, оборудованный в соответствии с концепцией развивающей предметной среды, приобретает статус культурного образовательного центра района, города, села, поднимающий в глазах родителей и общества в целом престиж образованности и воспитанности детей.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей "Содержание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию с региональным компонентом".

Рекомендации предназначены для воспитателей детских садов.Рекомендации позволят систематизировать оснащение центра по патриотическому воспитанию в соответствии с возрастными особенностями детей....

Рекомендации к содержанию предметно – развивающей среды по формированию сенсорных представлений в младшей группе ДОУ компенсирующего вида

Данная консультанция будет интересна и полезна тем педагогам, в том числе и молодым специалистам, которые хотели бы систематизировать дидактический материал по сенсорному развитию...

Содержание предметно-развивающей среды, способствующей развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Так, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то ...

Содержание предметно-развивающей среды в средней группе детского сада.

Содержание предметно-развивающей среды в средней группе детского сада. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхае...

Организация и содержание предметно-развивающей среды по ОБЖ

Среда развития ребенка в детском саду – важный компонент дошкольного образования. Особую роль среда играет в развитии маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности...


 

Комментарии

Коментарий отсутствует.