Содержание предметно-развивающей среды в средней группе детского сада.
статья (средняя группа) по теме

Шипёнок Анастасия Владимировна

 

Содержание предметно-развивающей среды в средней группе детского сада.

 Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Организация развивающей среды  построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

 

Основные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии 

- Принцип активности, 

- Принцип стабильности – динамичности, 

- Принцип комплексирования и гибкого зонирования, 

- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, 

- Принцип эстетической организации, 

- Принцип открытости – закрытости.  

- Принцип «половых и возрастных различий» 

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной,

- полифункциональной,

-трансформируемой,

- вариативной,

- доступной и безопасной.

Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО,  с учетом индивидуальных особенностей детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Гибкое зонирование предполагает наличие различных пространств (центров) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

 

Детский сад, в котором я работаю в настоящее время, открылся 1 год назад. Это, безусловно, новое помещение, красивая мебель, новые дети и родители. Начиная создавать  развивающую среду группы, учитывала, что бы обстановка была комфортной и эстетичной. Поэтому уделяю большое внимание эстетике каждого центра. Я постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Хотелось бы показать, какая наша группа была год назад, и  что  сделано всего за один год.

 

 

 

 

 

 

 

Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.

 

Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям.

 

 

 

 

 

В приемной  нашей группы помещён Центр  физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, которое направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр рисования и творчества «Умелые ручки»: для развития детей подобраны различные раскраски, картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

 

 

Центр «Здравствуй, книжка!»: направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии книг, на развитие литературной речи. Дети понимают, что, внимательно рассматривая книжные иллюстрации, можно узнать много интересного, а используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр «Дидактических игр» (игротека)  решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

 

 

Центр театрализованной деятельности: Содержание центра-

Различные виды театра: пальчиковый, плоскостной, театр масок и другие; наборы резиновых и деревянных игрушек к разным сказкам; ширма настольная; элементы костюмов и атрибуты для театрализации; созданные руками детей театральные афиши и билеты к разным спектаклям; альбом театральных терминов и литература с иллюстрированным материалом. Альбом с рисунками детей после просмотра спектаклей. Аудио и видео материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр ППД и «Строительно - (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность. Есть передвижной подиум, коврики – скрутки и схемы построек. Здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально.

 

 

Центр сюжетно-ролевой игры:  в группе имеются специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Поликлиника», «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская».

В игровом центре «Поликлиника» собраны разнообразные материалы: коробочки, фонендоскоп, шприцы, градусник, микроскоп, медицинские банки и медицинский халат. Все это помогает формировать представление об окружающей среде у детей.

В центре «Кухня» собраны игрушки, наборы крупной и мелкой игрушечной посуды, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

Центр «Магазин» оснащен разнообразными материалами: прилавок, фартуки для продавцов, муляжи овощей и фруктов, молочные продукты, кондитерские продукты, баночки кофе, чая, рыбные продукты, связки лука, лимонов, яблок, счеты, корзинки. Эти игрушки и муляжи доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

 

 

 

Центр «Мы познаем мир»: способствует развитию познавательно-исследовательской деятельности; формируется стремление к освоению нового, воспитывается стремление к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов, заботе о природном окружении.

 

Центр экспериментирования:

Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников.

 

Центр музыки «Домисолька»: Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Атрибуты центра помогают воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативности.

 

 

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия - «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в одиночестве, он может уединиться за ширмой или полежать на мягких матах, которые мы поместили за штору.

 

Созданная  предметно-пространственная среда является мобильной, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.

Вот такая у нас группа сейчас. В следующий раз когда вы загляните к нам в гости всё уже может быть по-другому. Так как я часто стараюсь вносить в оформление что-то новое.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno_-_razvivayushchaya_sreda.docx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда для средней группы детского сада

Предметно-развивающая среда для средней группы детского сада...

Предметно-развивающая среда в средней группе детского сада

    Предметно-развивающая среда в моей группе построена с учетом возрастных особенностей и интересов детей, что способствует реализации потребностей в умственной, творческой и физичес...

Организация предметно - развивающей среды в средней группе детского сада

В данной презентации представлен опыт работы по организации предметно - развивающей среды в средней группе...

Предметно-развивающая, игровая среда в средней группе в соответствии с ФГОС .

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:...

Проект "Создание предметно-развивающей среды в средней группе детского сада"

Цель проекта:  создание развивающей предметно - пространственной среды для средней группы, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.Задачи проекта:1. Изучить новые подходы в орга...