ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ
статья

Самовилова Алла Владимировна

В данной статье  рассматриваются актуальные  вопросы связанные с проблемами инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_v_usloviyah_dou.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В нашей стране в настоящее время проживает свыше двух миллионов детей, имеющих различные проблемы со здоровьем, в том числе, детей-инвалидов. Это позволяет говорить о растущей потребности в развитии и обучении, а также процессе социализации таких детей и делает актуальным вопрос внедрения в дошкольных образовательных учреждениях инклюзивного образования.

На государственном уровне в различных документах федерального значения закреплено внедрение инклюзивного образования. Так, главный Закон государства, Конституция РФ в своих основных положениях закрепляет равенство прав и свобод всех граждан, не допуская различий в зависимости от состояния здоровья или каких-либо иных особенностей личности.

Конвенция Организации объединенных наций «О правах инвалидов» в статье 24 содержит положение о том, что независимо от этапа обучения и уровня имеющих знаний каждый ребенок-инвалид может принимать участие в образовательном процессе.

Правительство РФ еще в 2011 году подписало программу, посвященную вопросам регулирования интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья с социумом. Данная программа носит название «Доступная среда» и действует до сих пор. В соответствии с ней в дошкольное образование внедряются различные изменения, позволяющие воплощать инклюзивные ценности. Это достаточно актуально в настоящее время, так как детей с такими потребностями с каждым годом становится все больше.

Чтобы программа «Доступная среда» была внедрена, происходящие изменения в образовательных учреждениях не должны носить формальный характер. Важно создавать в детских учреждениях необходимую психологическую атмосферу.

Происходящие изменения с учетом направленности на инклюзивность, должны затрагивать всю систему отношений в ДОУ: между воспитанниками, педагогами, родителями. Любой ребенок должен получить достаточное количество внимания, а в процессе его развития, как и учреждения в целом, должны участвовать не только родители и воспитатели, но и все общество.

Необходимо, чтобы у родителей сформировалось правильное отношение к ДОУ. В этом учреждении через общение и обучение ребенок готовится к жизни в социуме. В тех же семьях, где воспитывается ребенок с особыми потребностями, важно формировать такое отношение к дошкольному учреждению, которое позволяло бы воспринимать ДОУ как особенное место, дающее ребенку интеллектуально развиваться, социально адаптироваться и находиться в окружении сверстников и доброжелательно настроенных профессионалов.

Под инклюзивным образованием детей дошкольного возраста понимается инновационная система образования, цель которой состоит в обеспечении для ребенка с особыми потребностями возможностей адаптации в обществе. Согласно данной системы все дети равны, но при этом должен иметь место индивидуальный подход – инклюзивность, внимание и уважение к особенностям каждого ребенка. Благодаря такому подходу ребенок особенностями развития может легче социализироваться и занять в обществе достойное место.

Чтобы в образовательном учреждении соблюдались условия инклюзивности, важно придерживаться следующего:

  • у всех детей должна существовать возможность получать  опыт, обучаться, участвовать в мероприятиях;
  • дети должны осмысленно принимать участие в повседневной жизни;
  • важно наличие разносторонней поддержки: программной, организационной,  информационной и пр., со стороны персонала, близких, родителей и т.д.

К задачам инклюзивного образования также относится необходимость внедрения внутриорганизационной культуры учреждения, реализации инклюзивной образовательной политики через внутренние нормативные документы образовательного учреждения и постоянное обогащение образовательного процесса инклюзивными подходами и ценностями.

Под инклюзивными ценностями понимаются такие представления и подходы, которые одобряются социумом и направлены на решение следующих задач:

  • возможность обучения и развития ребенка по месту жительства независимо от особенностей его развития;
  • помочь каждому ребенку в возможности ощутить себя частью целого;
  • использование различий между детьми и взрослыми в качестве обучающего и образовательного ресурса;
  • содействие развитию инициативности среди детей, педагогов и родителей;
  • способствование развитию творческого потенциала и способностей;
  • соотношение имеющихся образовательных программ с мировыми и внедрение самых лучших.

Чтобы данный подход мог быть внедрен в ДОУ, ряд существующих положений и ценностей должен быть пересмотрен, среди них:

  • ценности структурного характера, предполагающие обеспечение равных прав всех участников образовательного процесса, устойчивое развитие и поддержку социума;
  • моральные ценности, подразумевающие создание позитивной атмосферы, уважительного отношения друг к другу, поощрение искренности в отношениях, создание оптимистичного настроя, в том числе и через создание красоты в окружающей среде;
  • ценности взаимоотношений, которые предполагают уважение к каждому, неприятие любого насилия, нацеленность на доверие, честность, сочувствие и мужество.

Оценка степени реализации указанных выше подходов возможна посредством, так называемого индекса инклюзии. Индикаторы индекса инклюзии детализируются по конкретным вопросам и могут быть включены в практику ДОУ только после их обсуждения с педагогами, работниками ДОУ, родителями и даже в некоторых случаях с детьми. Вопрос насыщения жизни учреждения теми или иными новыми подходами, ценностями, обогащение содержания инклюзивного образования в каждом образовательном учреждении решается совместно со всеми участниками инклюзивного образовательного процесса.    

Проводимые результаты наблюдений позволяют заключить, что дети с особенностями развития после инклюзивного образования демонстрируют более высокий уровень адаптации. Им легче проявлять позитивное социальное и эмоциональное поведение в образовательных учреждениях в сравнении с теми детьми, которые воспитывались не в инклюзивном ДОУ. Демонстрируется более активное социальное взаимодействие со сверстниками, имеют место лучшие успехи в обучении, в меньшей степени проявляется стигматизация.  Более высокие ожидания приводят детей – воспитанников ДОУ с инклюзией к достижению лучших результатов, к большей уверенности и самостоятельности, развитию более высокой самооценки и чувства собственного достоинства.

Также от инклюзии в ДОУ выигрывают дети без особенностей развития. Они становятся более уверенными в себе, раскрывают в себе лидерские качества и навыки, поскольку выступают как пример и объект подражания для своих сверстников с особенностями развития и ограниченными возможностями. Здоровые дети демонстрируют более позитивное отношение, чувство сострадания и сочувствия, терпимость, толерантность к сверстникам. У них лучше реализуются социальные навыки такие как: инициирование переговоров, взаимодействий, моделирование как просоциального, так и академического поведения в отношении сверстников с ограниченными возможностями и особенностями развития.

Говоря о положительных аспектах инклюзивного образования, также необходимо указать на возможность развития творческого потенциала детей, поддержки их индивидуальности, сформированности у дошкольников определенной культуры, которая позволяла бы им иметь позитивную социальную адаптацию для последующего участия в образовательном процессе.

Вместе с тем, нельзя не отметить возможные минуты инклюзивного образования. Это недостаточная информационно техническая подготовка, нехватка дидактического материала, недостаток психологической готовности педагогического, воспитательского состава и родителей. Это усугубляется недостаточным финансированием со стороны государства, нехваткой узких специалистов, отсутствием достаточного полноценного информирования родителей инеобходимостью постоянной корреляции образовательно-воспитательного процесса с индивидуальными медицинскими рекомендациями и процедурами для детей с особенностями развития и ограниченными возможностями.

Инклюзивное обучение уже несколько лет достаточно активно внедряется в дошкольных учреждениях. Практически в каждом  городе запускают ДОУ с инклюзивной направленностью образовательного процесса. И с каждым годом таких заведений становится все больше. Они направлены на улучшение социализации и адаптации, поддержки, обучения и развития детей с особыми потребностями, благодаря чему в дальнейшем такие дети смогут адаптироваться в обществе как его полноценные участники.

Список  литературы

  1. Волосовец Т.В., Ярыгин В.Н., Кутепова Е.Н. и др. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 144с.
  2. Рассказчикова Е.С., Челышева М.П. Проблемы инклюзивного образования в ДОУ // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых. Материалы ХIV Международной научной конференции, посвященной Году науки и технологий Российской Федерации, 205-летию начала подготовки педагогов в Ивановской области. Отв. редактор А.А. Червова. – М.-Иваново-Шуя, 2021. – С.210-212.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Выступление "Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО. Алгоритм организации работы с детьми с ОВЗ на дошкольной ступени образования"

Представляю программу межрайонного семинара «Дети с ОВЗ в дошкольном образовании: организация инклюзивного образования» для педагогов дошкольного образования, куратором котрого я была и од...

Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч.

16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации. "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч....

31.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 108ч.

21.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с...