ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА: КАК ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?
статья (средняя группа)

Калентьева Александра Юрьевна

Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю и родителям: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».

Ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?» и т.п. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный интерес. Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Только постепенно под влиянием взрослого, который обучает ребенка, сообщает ему разные знания (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы), ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sayta_kalenteva_a.yu_.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА: КАК ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?

Калентьева А.Ю.

Воспитатель высшей категории

Он взрослых изводил вопросом «Почему?».

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задаёт вопросов «Почему?»

(С.Я. Маршак)

Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю и родителям: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».

Ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?» и т.п. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный интерес. Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Только постепенно под влиянием взрослого, который обучает ребенка, сообщает ему разные знания (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы), ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.

Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по-взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Таким образом, с помощью вопросов, дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, стремлении познать окружающий мир.

Очень важно на все вопросы детей отвечать точно и понятно. Ответ на детский вопрос должен быть доступным и достоверно научным – одновременно. Более того, нужно обязательно похвалить за интересный вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если взрослый будет, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в справочниках, книгах, энциклопедиях. Взрослым необходимо помнить еще об одном существенном моменте: они должны научить дошкольника не только задавать вопросы, но и формулировать вопросы так, чтобы они провоцировали к ответу и мыслительной деятельности. Чтобы дети не боялись задавать вопросы, нужно убедить их в том, что не знать что-то совсем не стыдно. Стыдно не узнать, если можно это сделать. Надо убедить детей, что задавать вопросы – это полезно: «Ты больше будешь знать, когда найдешь ответы. И хвалить ребенка не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы.

Что бы понять детей, нужно и самому стать чуть-чуть ребёнком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребёнок каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны.

Если вам сложно что-то перевести с взрослого языка на детский, подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами.

Отвечать на детские вопросы нужно. Но, не на все. Это вовсе не означает, что следует и вовсе уходить от ответа. Существует множество вопросов, на которые ребёнок и сам вполне может ответить, если подумает. Научитесь выделять такие вопросы из всевозможных «почему» и «зачем». Этим вы сориентируете своего ребёнка, научите его думать, поможете сделать важный вывод: невозможно знать всё, но есть множество вещей и явлений, которые можно осознать самостоятельно. Когда ребёнок задаёт вам вопрос, аккуратно поинтересуйтесь: «А ты сам как думаешь?». Ребёнок начнёт выдвигать свои версии, возможно сказочные. А, может быть, и очень правильные. И тогда ваша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка направлять их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и стремительно.

Мною было проведено экспериментальное исследование познавательных интересов через изучение детских вопросов в детском саду города Сергача (посёлок городского типа Нижегородской области) детей 4-5 лет. А также были изучены вопросы детей того же возраста, которые живут в Санкт-Петербурге и ходят в дошкольные учреждения.

Вот, например, вопросы детей из Санкт-Петербурга, социальной направленности и социального одобрения:

«А вы меня любите?» (Максим Л., 5 лет)

«А если я чуть-чуть написал мимо унитаза, вы меня теперь не любите?» (Ваня. М., 4,8)

«А я вам нужна?» (Алиса. Р., 5 лет)

«А чем вы так вкусно пахнете?» (Зоя Л., 4,5 года)

«А вы тоже когда-то ходили в садик?» (Снежана В., 5 лет)

«А это вам муж сережки подарил? А вы потеряли? Как же вы теперь домой-то пойдете?» (Василиса Т., 5 лет)

Вопросы познавательного характера:

«Что такое тунгусский метеорит?» (Максим. Л., 5 лет)

«А вы ночуете в садике? А как вы тогда самая первая приходите?» (Соня. З., 4,5 года)

«А из чего сделана бетономешалка?» (Матвей О., 5 лет)

«А хомяки кусаются?» (Василиса Т., 5 лет)

 «А где живут бычки?» (Зоя Л., 4,5 года)

Примеры вопросов детей, проживающих в посёлке городского типа Сергач Нижегородской области:

«А почему дождь безвкусный?» (Лиза П, 4 года)

«А белые медведи шубку меняют?» (Тимоша М, 4 года)

«Почему вата белая?» (Лиза П, 4 года)

«Откуда дует ветер?» (Тимоша М, 4 года)

«Почему появляются солнечные зайчики?» (Лиза П, 4 года)

«Почему радуга разноцветная?» (Костя Ц, 5 лет)

Сравнив вопросы детей разного места проживания, можно сделать следующие выводы.

Вопросы детей, проживающих в мегаполисе, отражают их социальную направленность, дошкольникам важно любят ли их, как к ним относятся. Вопросы же детей, проживающих в посёлке городского типа абсолютно все познавательного характера. Они более глубокие и связаны с их наблюдениями. Все их вопросы начинаются с «Почему», «откуда», что показывает их познавательный интерес и стремление получить какие-либо новые сведения об окружающем мире.

Для взрослого очень значимо научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Сделать это иной раз бывает не просто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а имеют в виду совсем другое. Что бы лучше понимать, что же именно хочет услышать ваш ребёнок в ответ на свой вопрос, нужно больше общаться с ним, учитывать его особенности и непременно обращать внимание, как он реагирует на ваши ответы, что ему больше по душе.

Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста взрослый играет значительную роль: главный источник информации для ребёнка – это близкие люди, мама с папой. Ведь родители и воспитатель для детей умнее и значимее всех учёных и профессоров вместе взятых.

Сведения об авторе:

Калентьева Александра Юрьевна

Магистр педагогических наук, воспитатель высшей категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Как правильно отвечать на детские вопросы?"

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать?  Давайте разберёмся....

Памятка "Как правильно отвечать на детские вопросы"

Рекомендация родителям как правильно ответить на детские вопросы....

Консультация для родителей «Как правильно отвечать на детские вопросы?»

Вопросы ребенка взрослому - проявление уважения и доверия к опыту и компетенции старших.Чаще всего  вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает...

Как правильно отвечать на детские вопросы

Как правильно отвечать на детские вопрсы...

Рекомендации для родителей на тему "Как правильно отвечать на детские вопросы?".

период вопросов у детей наступает, когда им исполняется три года. в период до пяти лет ребёнок активно познаёт мир и, когда малыш уже умеет разговаривать, молчать он точно не будет и на родителей начи...