«Психолого – педагогические особенности детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Сластенина Галина Владимировна

Раннее детство включает в себя две стадии:
 - младенческий возраст  (от рождения до года);   
-  ранний  возраст  (от одного года до трех лет).

Особенность младенческого возраста - полная зависимость от взрослого, который обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход.
Ведущий тип деятельности - эмоциональное, непосредственное общение.  

  После года ведущая деятельность - предметная, где происходит усвоение способов
  действий с предметами. Если младенец не выделяет еще способа действия
  предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного
  сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно - выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку
  в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Психолого – педагогические особенности  детей раннего возраста»

Раннее детство включает в себя две стадии:
- младенческий возраст  (от рождения до года);  
-  ранний  возраст  (от одного года до трех лет).

Особенность младенческого возраста - полная зависимость от взрослого, который обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход.
Ведущий тип деятельности - эмоциональное, непосредственное общение.
 
Отличительными особенностями младенческого возраста являются:

  • Наблюдается быстрый темп физического и психического развития;
  • Формируется      двигательная      активность      и      сенсомоторная
    координация;
  • Интеллект формируется на основе действий с предметами;
  • Появляются первые слова, которые имеют ситуативный характер
    и  понятны близким людям;
  • Интенсивно развивается общение ребенка и взрослого.  
    Первая   форма общения - эмоционально - непосредственная
     (ситуативно-личностная).
    Вторая форма общения - эмоционально-опосредованная
      (ситуативно-деловая);
  • Начинает формироваться образ «Я». Появляются первые желания
      («хочу», «не хочу»);
  • Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм;
  • Развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, пение.

Тип отличительных особенностей младенческого возраста  определяет содержание и условия педагогической работы. Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со  взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, формирует уравновешенность, чувство защищенности, познавательной активности.

  После года ведущая деятельность - предметная, где происходит усвоение способов
 действий с предметами. Если младенец не выделяет еще способа действия
 предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного
 сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно -  

  выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку
 в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.

В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности ребенка. 
В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Отличительные особенности детей раннего возраста:

  • Темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются.
  • Интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно - психического развития.
  • Увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность.
  • Увеличивается период активного бодрствования (до 4 — 4,5 часов).
  • Овладевает элементарными гигиеническими навыками  и навыками самообслуживания.
  • Организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды.
  • Малыш овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Прежде всего, ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий.

Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений. Общение малышей со взрослыми в раннем возрасте - непременное условие развития предметной деятельности, ведущей деятельности детей этого возраста. Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т.д. На первом этапе овладения орудийным действием, он использует орудия как продолжение руки, и поэтому это действие было названо ручным (например, малыш использует лопатку, чтобы достать шарик, закатившийся под шкаф). На следующем этапе ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирают песочек, снег, землю, ведром - воду).  Таким образом, он приспосабливается к свойствам орудия. Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению малышом общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

В результате такого «высвобождения» ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

  • В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами - формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.

Практическая предметная деятельность детей  создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка. Наибольшее значение среди них в раннем возрасте имеет обобщение. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

           В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо,

            хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование

            происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного

            восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных,

            бросающихся в глаза признаков-ориентиров.

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий.

 

  • Активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много и активно экспериментирует, наблюдает. Закладываются основы наглядно-образного и символического мышления. Внутренний, психологический план (ценности, представления, мотивация и т.д.) у него только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Характерная особенность  детей раннего возраста - это поглощенность текущим моментом. Жизнь малыша происходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не направлено в будущее (ничего не предвидит) и не учитывает прошлого (не опирается на опыт других и свой собственный). Мыслить для маленького ребенка не значит думать или вспоминать, а значит действовать «здесь и сейчас», с конкретными, воспринимаемыми предметами. Вся жизнь, все радости и огорчения происходят «здесь и сейчас». Поведение маленького ребенка целиком определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, то есть является ситуативным. Мышление в раннем возрасте проявляется,  как умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации.

  • Восприятие и эмоции еще не отделены друг от друга и вызывают непосредственное действие в ситуации, отсюда столь явная ситуативность ребенка. Ребенок может отчаянно заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, получив другой. Он радуется новой игрушке, энергично бросает ее на пол, и совершенно не боится ее сломать или потерять.

  • В раннем возрасте начинают формироваться зачатки нравственных чувств. Это происходит в том случае, если взрослые приучают малыша считаться с другими людьми. «Не шуми, папа устал, он спит», «Подай дедушке туфли» и т.д. На втором году жизни у ребенка возникают положительные чувства к товарищам, с которыми он играет. Формы выражения симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, и ласковое слово, и сочувствие, и проявление внимания к другим людям, и, наконец, стремление разделить радость с другим человеком. Если на первом году чувство симпатии еще непроизвольно, неосознанно, неустойчиво, то на втором году оно становится более осознанным.

В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу. Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.

  • Память в раннем возрасте проявляется, главным образом, в узнавании знакомых предметов или явлений. Впечатления младенческого и раннего возраста, как правило, не сохраняются в памяти человека; взрослый человек не может рассказать о них, за исключением каких-то исключительных случаев. Однако ребенок легко узнаёт знакомые предметы, помещения, действия, то, с чем он достаточно давно сталкивался в прошлом.

  • Особенно интенсивно в этот период идет развитие речи. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10-20 лепетных слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием свойств предметов. К концу второго года ребенок начинает употреблять в своей речи двусловные предложения. Факт интенсивного усвоения им речи объясняют тем, что малыши любят многократно произносить одно и то же слово. Они как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и произносить слова, а также строить предложения. Это - период его повышенной восприимчивости к речи окружающих. Поэтому этот период называют сензитивным (благоприятным для развития речи ребенка). Формирование речи в этом возрасте - основа всего психического развития. Если по каким-то причинам (болезнь, недостаточное общение) речевые возможности малыша не используются в достаточной степени, то его дальнейшее общее развитие начинает задерживаться. 
  • В этот период ребёнок проявляет  интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту. В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов:

- внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);

- стремление привлечь к себе внимание сверстника

   и  продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни);

- появление чувствительности к отношению сверстника и
            его воздействиям (третий год жизни).
           Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-

  практического воздействия, характерными особенностями которого являются

  непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированность,

  зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника

  ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом

  решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют

   взрослые.

Роль близкого взрослого в жизни малыша огромна. Главной опорой для маленьких детей являются родители. Когда мама держит тебя за руку (а еще лучше на руках), даже самые необычные пауки и червяки перестают быть страшными и вызывают любопытство. Близкий взрослый дает ребенку не только чувство стабильности и безопасности, но и является образцом человеческих действий с предметами. В раннем возрасте взаимодействие со взрослыми уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Необходимо выполнение общего дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и новые способы действия с предметами.

            В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу
           несколько функций:

            во-первых, передает ребенку смысл действий с предметом, его

            общественную функцию: для чего нужен тот или иной предмет, что

            и когда с ним нужно делать;
           
во-вторых, организует действия и движения ребенка, передает ему

             приемы осуществления действия: показывает, как нужно действовать;

             в-третьих, через поощрения и порицания контролирует ход

             выполнения действий ребенком.

  • Для ребенка характерна необычайная гибкость, пластичность и открытость всему, что он воспринимает вокруг. Все его желания, действия и мысли определяются воспринимаемой ситуацией. Поэтому предпочтения детей быстро меняются и крайне неустойчивы, и рассчитывать на самостоятельный, сознательный и ответственный выбор занятий со стороны маленького ребенка не приходится.
  • Для ребенка в этот период очень важна предсказуемость ожидающих его событий. Привычный порядок дня, привычная обстановка, знакомые близкие люди создают уверенность в себе и ощущение спокойствия и устойчивости своего существования. Другое дело, когда какое-либо изменение внешнего мира производится самим ребенком — когда он сам что-то строит или разрушает, склеивает или разрывает на мелкие части, — это приносит ему максимальное удовольствие. Персонажи и события сказок также воспринимаются не отстраненно, а в связи с собственным опытом.  Причем, чем лучше дети знакомы с содержанием сказки, тем с большим удовольствием ее слушают. Для них главное не сюжет произведения, не его финал, а сам процесс восприятия и узнавания знакомых слов и событий. Такое узнавание дает чувство собственной компетентности, уверенности в себе, устойчивости окружающего мира. То, что для взрослых скучно, для детей становится источником ярких эмоций и впечатлений.
  • В этот период ребёнок осознает свою половую принадлежность («Я - мальчик», «Я - девочка»);
  • Появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности; у детей появляется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.

Окончание периода раннего детства определяется таким явлением как – кризис 3 лет. Выготский Л.С. под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребёнка. Кризис – это цепь внутренних изменений ребёнка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущность каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение потребностей и побуждений движущих его поведением. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало последующего.

       Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что знание индивидуальных,

       возрастных особенностей, протекания кризиса, развития общения

       в младшем дошкольном возрасте поможет воспитателю создать такую обстановку

       в группе, которая будет комфортна для каждого ребёнка. Знание возрастных

       особенностей детей раннего возраста, содержания ведущей деятельности, поможет

       правильно организовать их жизнь в группе детского сада в период адаптации, что

       должно привести к более благополучному прохождению данного периода.

                                               Список литературы:

  1. Смирнова Е.О. Методика преподавания психологии. Конспект лекций. Лекция 9.4. «Взаимодействие субъектов образовательного процесса»
  2.  Смирнова Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1–4. Лекция 1. Психологические особенности детей раннего возраста. - М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — с.3-29.
  3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 228 с.
  4.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Владос, 2004. - 416 с.
  5.  Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2002. - 253 с.
  6. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1974. - 359с.
  7. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. - М., 1998. - 342с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическая характеристика раннего дошкольного возраста

Ранний возраст – это первый период существенных перемен в жизни маленького ребёнка. В этот период эмоции господствуют над поведением ребенка, отражая все стороны действительности, с которой прих...

Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».

Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...

Презентация: " Психолого - педагогические условия ранних представлений ребенка о профессиях".

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями....

Методическая игра "Педагогическое тестирование - ранний возраст"

Данное методическое мероприятие направлено на систематизацию знаний педагогов для работы с детьми раннего возраста по формированию у них самостоятельности в процессе самообслуживания....