«Социально-личностное и коммуникативное развития дошкольников»
консультация

Сафьянова Анастасия Алексеевна

«Социально-личностное и коммуникативное развития дошкольников»

 

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС ДО более пристального внимания должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основной целью социально-коммуникативного развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, для осуществления которой необходимо решение следующих задач:

  • присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях:

  • развитие игровой деятельности детей с цель усвоения различных социальных ролей;
  • трудовое воспитание;
  • патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее.

 

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.

Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Игры у детей дошкольного возраста очень разнообразны. Традиционно их классифицируют таким образом:

Немного остановимся на сюжетных самодеятельных играх.

Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований:

  • действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления;
  • наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений;
  • игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться;
  • необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.

В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат следующие принципы:

1.Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

2.На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры.

3.На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой, который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры:

  • Обогащение детей знаниями и опытом деятельности.
  • Передача игровой культуры ребенку.
  • Развивающая предметно-игровая среда.
  • Активизация проблемного общения взрослого с детьми.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Педагоги  ДОУ используют широкий диапазон самых разнообразных игр.  Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Игры детей после завтрака согласовываются с характером и содержанием дальнейшей образовательной деятельности. Игры между занятиями. Для всех групп детей подбираются игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, но желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствующие не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей на прогулках, в свободное время.

Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.

Задачи патриотического воспитания.

  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • Воспитывать уважение к труду;
  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
  • Формировать элементарные знания о правах человека;
  • Расширять представления о городах России;
  • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Компоненты патриотического воспитания:

Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)

  • О культуре народа, его традициях, творчестве;
  • О природе родного края и страны и деятельности человека в природе;
  • Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
  • О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)

  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
  • Интерес к жизни родного города и страны;
  • Гордость за достижения своей страны;
  • Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;
  • Восхищение народным творчеством;
  • Любовь к родной природе, к родному языку;
  • Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)

  • Труд;
  • Игра;
  • Продуктивная деятельность;
  • Музыкальная деятельность;
  • Познавательная деятельность.

В работе по патриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  • Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  • Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
  • Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
  • Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Условия патриотического воспитания:

  • Создание, благоприятного психологического климата в детском коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;
  • Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема;
  • Интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

  • Результат:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.

Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Цели:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ:

  • Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно — не опасно»;
  • Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки);
  • Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов
и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

Основными направлениями работы по формированию у детей навыков безопасного поведения являются:

  • Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;
  • Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
  • Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения:

  • Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке;
  • Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке;
  • Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил;
  • Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.

Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данная работа проводится через:

  • организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
  • совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
  • свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основным содержанием образовательной деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов: «Дорожная грамота», «Мое здоровье», «Безопасность в помещении», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми», основная цель которых - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Одно из важных правил, которое усваивают дети в процессе такой работы – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»). Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.

Трудовое воспитание дошкольников.

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Задачи трудового воспитания:

  • Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и стремление оказать помощь;
  • Развивать трудовые навыки, совершенствовать их, и постепенно увеличивать содержание трудовой деятельности;
  • Формировать у детей положительные личные качества, такие, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
  • Развивать навыки организации работы;
  • Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Виды труда:

  • Навыки культуры быта (труд по самообслуживанию);
  • Ознакомление с трудом взрослых;
  • Хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность);
  • Труд в природе;
  • Ручной труд (мотивация — сделать приятное взрослому, другу-ровеснику, младшему ребенку).

Формы организации трудовой деятельности:

  • Поручения (простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные);
  • Дежурство (формирование общественно-значимого мотива; нравственный, эстетический аспект);
  • Коллективный труд.

Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям данной образовательной области способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-lichnostnoe_i_kommunikativnoe_razvitie_v_dou.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Социально-личностное и коммуникативное развития дошкольников»

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС ДО более пристального внимания должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основной целью социально-коммуникативного развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, для осуществления которой необходимо решение следующих задач:

  • присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях:

  • развитие игровой деятельности детей с цель усвоения различных социальных ролей;
  • трудовое воспитание;
  • патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее.

 

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.

Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Игры у детей дошкольного возраста очень разнообразны. Традиционно их классифицируют таким образом:

Немного остановимся на сюжетных самодеятельных играх.

Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований:

  • действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления;
  • наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений;
  • игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться;
  • необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.

В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат следующие принципы:

1.Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

2.На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры.

3.На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой, который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры:

  • Обогащение детей знаниями и опытом деятельности.
  • Передача игровой культуры ребенку.
  • Развивающая предметно-игровая среда.
  • Активизация проблемного общения взрослого с детьми.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Педагоги  ДОУ используют широкий диапазон самых разнообразных игр.  Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Игры детей после завтрака согласовываются с характером и содержанием дальнейшей образовательной деятельности. Игры между занятиями. Для всех групп детей подбираются игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, но желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствующие не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей на прогулках, в свободное время.

Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.

Задачи патриотического воспитания.

  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • Воспитывать уважение к труду;
  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
  • Формировать элементарные знания о правах человека;
  • Расширять представления о городах России;
  • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Компоненты патриотического воспитания:

Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)

  • О культуре народа, его традициях, творчестве;
  • О природе родного края и страны и деятельности человека в природе;
  • Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
  • О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)

  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
  • Интерес к жизни родного города и страны;
  • Гордость за достижения своей страны;
  • Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;
  • Восхищение народным творчеством;
  • Любовь к родной природе, к родному языку;
  • Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)

  • Труд;
  • Игра;
  • Продуктивная деятельность;
  • Музыкальная деятельность;
  • Познавательная деятельность.

В работе по патриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  • Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  • Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
  • Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
  • Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Условия патриотического воспитания:

  • Создание, благоприятного психологического климата в детском коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;
  • Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема;
  • Интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

  • Результат:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.

Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Цели:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ:

  • Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно — не опасно»;
  • Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки);
  • Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов
и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

Основными направлениями работы по формированию у детей навыков безопасного поведения являются:

  • Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;
  • Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
  • Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения:

  • Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке;
  • Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке;
  • Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил;
  • Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.

Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данная работа проводится через:

  • организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
  • совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
  • свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основным содержанием образовательной деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов: «Дорожная грамота», «Мое здоровье», «Безопасность в помещении», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми», основная цель которых - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Одно из важных правил, которое усваивают дети в процессе такой работы – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»). Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.

Трудовое воспитание дошкольников.

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Задачи трудового воспитания:

  • Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и стремление оказать помощь;
  • Развивать трудовые навыки, совершенствовать их, и постепенно увеличивать содержание трудовой деятельности;
  • Формировать у детей положительные личные качества, такие, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
  • Развивать навыки организации работы;
  • Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Виды труда:

  • Навыки культуры быта (труд по самообслуживанию);
  • Ознакомление с трудом взрослых;
  • Хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность);
  • Труд в природе;
  • Ручной труд (мотивация — сделать приятное взрослому, другу-ровеснику, младшему ребенку).

Формы организации трудовой деятельности:

  • Поручения (простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные);
  • Дежурство (формирование общественно-значимого мотива; нравственный, эстетический аспект);
  • Коллективный труд.

Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям данной образовательной области способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ

Данный перспективный план раскрывает особенности работы по формированию социально-личностного развития и успешной адаптации детей-билингвов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учрежде...

Инновационные здоровьесберегающие технологии в социально-личностном и познавательно-речевом развитии дошкольников

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение ...

Реализация социально - личностного воспитания и и развития детей

Реализация социально - личностного воспитания и и развития детей в детском саду....

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Статья на тему: «Социально-личностная и педагогическая готовность старших дошкольников к школе»

В статье идет речь об игровой деятельности детей как ведущей деятельности только в случае её полноценного развития. Качества, определяющие успешность обучения ребенка в школе развиваются в игровой дея...

Информационно-коммуникативные технологии в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Использование компьютеров в современных условиях выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития т...