Семинар для воспитателей: Кейс – технологии в ДОУ.
презентация

Семинар для воспитателей: Кейс – технологии в ДОУ.

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования Кейс - технологии по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей: Кейс – технологии в ДОУ.

Слайд 2

Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования

Кейс - технологии по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста. 

Задачи:
1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.

Слайд 3

Динамичное развитие современного мира вынуждает педагога действовать, искать новые методы работы, чтобы помочь дошкольникам гармонично вписаться в этот мир.

В рамках ФГОС среди ряда задач перед педагогом встала главная задача: «воспитание ребенка XXI века», т.е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Одним словом, педагогу необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход. Его можно использовать для самостоятельного проектирования образовательного процесса. С его помощью можно моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.

Слайд 4

Существуют следующие виды кейс–технологии:

Виды кейс–технологии:

- Анализ конкретных ситуаций,

- Кейс – иллюстрации,

- Фото – кейс,

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Слайд 5

Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах.

Технология кейс–стадии (ситуации).

Технология кейс–стадии (ситуация) — это кейс, в котором описывается ситуация происходящая в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Данная технология направлена на: освоение знаний; формирование новых представлений; развитие способностей к изучению полученной информации и научиться работать с ней (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить решение; формирование навыков коммуникативного общения; использование полученных знаний и навыков в процессе решения кейса в реальных жизненных ситуациях.

Слайд 6

Рассмотрим, наприме, Кейс «Разговор по телефону»

Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.

Продолжение формирования культуры общения.

Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

ТЕКСТ

Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

- Юру позовите.

- Юры нет дома. А с кем я говорю?

- Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей.

  • Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
  • Почему?
  • Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
  • О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
  • Предложите свой вариант разговора по телефону.

Слайд 7

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Ситуации, которые предлагаю детям, они не просто дают информацию, а погружают в атмосферу происходящего, стимулируют к общению. При ответах дошкольников принимается любой детский ответ, даже супер — фантастический. Каждое свое мнение дети аргументируют и из большого количества идей выбирают уместные и актуальные.

Слайд 8

(с картинкой)

Предлагается детям рассмотреть иллюстрацию «Буратино обменивает Азбуку», из хорошо знакомой сказки «Золотой ключик или приключения Буратино». Предложить детям высказать своё мнение к данной ситуации, путем наводящих вопросов: — «Что делает Буратино?», «Почему он так поступает?», «Как вы оцените его поступок?», «Как вы думаете, к чему приведет его проступок?», «Как можно исправить сложившуюся ситуацию?».

Цель данной иллюстрации – побудить детей видеть не только поверхностный, но и глубинный характер проблемы. В данном случае важно не только увидеть саму ситуацию, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать.

Слайд 9

Часто в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Слайд 10

Пример фото-кейс «Дети обедают»: Цель: создать мотивацию необходимости кушать суп.

Кейс состоит:

1. Фото «Дети обедают»

2.Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.

3.Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора? Можно дополнить кейс фото повара на кухне – готовит суп, фото ребенка с пустой уже тарелкой, виды супов – кто какой суп любит, из чего готовят и т.д.

Этапы работы с фото-кейсом те же, что и с кейс-иллюстрацией.

Фото само по себе вызывает у детей бОльший интерес, чем иллюстрация. На собственном примере могу сказать, что если мы используем для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена! Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали. Можно фото сделать самих же детей, будет ещё больше эмоций и заинтересованности.

Слайд 11

Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

  • умение дошкольников принять на себя роль;
  • умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
  • ролевое взаимодействие.

Слайд 12

Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование»:

  • Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
  • Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
  • Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
  • Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
  • Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Навык положительного отношения к миру.

Слайд 13

Таким образом, используя в совместной и организованной деятельности кейс-метод повышается интерес детей к теме занятия, выявляются их актуальные интересы, развивается активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог со взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, развивает их коммуникативные навыки, переводит их на более высокие формы сотрудничества, не останавливаться на достигнутом.

Работа над каждым кейсом требует от педагога времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Он сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.

Слайд 14

Практическая часть.

  • Я приготовила для вас кейс ситуационно-ролевая игра «Настоящие друзья»
  • Ситуация: «Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»
  • Обсуждение ситуации: что произошло?
  • Обыгрывание ситуаций: Предлагаю вам разбиться на пары: один ребенок–мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку. Взять по карточкам. На карточках написаны ваши роли в паре. Детям естественно предлагаются карточки с картинками, характеризующими героя.
  • Воспитателям обыгрывают ситуации.
  • В конце приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?

Слайд 15

ВЫВОД

Кейс-технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике кейс-технологии с дошкольниками дает возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.

Важно, чтобы ребенок умел проблему принимать – но не отпускать, чтобы ребенок перейдя в школу, не делал глупостей, не бросался в какие – то крайние меры из – за какой – то двойки или из – за того что его дразнят одноклассники, а смог устоять на своем жизненном пути. Поэтому с малых лет можно приучать детей к такому, как: стремление, действие, поиск. Ведь как говорится, что из каждой проблемы можно найти выход, главное, чтобы были сформированы навыки решения ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Материал в копилку старшим воспитателям....

Мастер-класс для воспитателей "Кейс-технология в работе педагога ДОУ"

Огромную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ играет методическая работа образовательного учреждения, а именно организация форм методической работы, эффективность исполь...

Мастер – класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОО»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ, направленный на знакомство с кейс-технологиями, повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм ...

Мастер — класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОУ»

Мастер — класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОУ»Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов ДОО.Задачи:расширить знания участников мастер-класса о методе кей...

Консультация для воспитателей "Кейс-технология в ДОУ"

Консультация для воспитателей " Кейс-технология в ДОУ"...