Консультация для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОО»
консультация

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_keys-tehnologiya_.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад «Буратино»  г.Тарко-Сале

  Консультация для воспитателей:

«Кейс-технология в работе педагога ДОО»

                                                                                                           Подготовила: Патрушева Т.В.

                                                                                                     воспитатель1 кв.категории

г.Тарко-Сале, 2021г.

Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса.

Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе.

Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультфильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить.

Общительность, умение контактировать с другими людьми – необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие для нормального психологического развития личности.

Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.

Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, чтобы сформировать выше перечисленные социальные качества личности, используя различные современные технологии. С одной из таких технологий мы с вами уже знакомы и используем в работе уже третий год – это технология проектной деятельности.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного образования, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений.

Слово «интерактив» с английского на русский переводится как взаимное (inter) действие (act). Понятие «интерактивный» выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы, взаимодействовать с кем-либо, а также с чем-либо (компьютером).

Кейс в переводе с латинского  запутанный, необычный случай, а с английского – портфель, чемоданчик.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Требования к кейсу (заданию):

— соответствовать четко поставленной цели;
— иметь соответствующий уровень трудности;
— иллюстрировать типичные ситуации;
— развивать аналитическое мышление;
— провоцировать дискуссию;
— иметь несколько решений.

Методы кейс-технологии:

— метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);

— игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);

— метод разбора деловой корреспонденции (работа с книгами, энциклопедиями, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);

— ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);

— кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);

— метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).

Виды кейс-технологии в работе с дошкольниками:

— анализ конкретных ситуаций;

— кейс-иллюстрации;

— фото-кейс;

— проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Технология кейс-стадии (ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Технология  кейс- стадии  направлена на:
— освоение знаний, формирование новых качеств и представлений;
— развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение;
— ориентированное обучение детей с индивидуальными данными;
— формирование навыков коммуникативного взаимодействия;
— использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Технологическая карта деятельности по технологии кейс-стадии. 

Название этапа

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1.Постановка проблемы

Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.

Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.

Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать.

Осознает проблему.

 

Присваивает проблему. 

 

Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.

Мозговой штурм

Организует детей в малые группы.

Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.

Помогает проанализировать принятое решение.

Объединяются в группы. 

Находят совместное решение.

Формулируют выводы.

Презентация

Организует презентацию решения кейса.

 

 

Помогает сравнить предложенные решения.

Участвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы.

Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.

Рефлексия

Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки.

Применяют знания в различных ситуациях.

  

Кейс-стадии «Разговор по телефону».

Цель:

— закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета;

— формирование культуры общения;

— воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

— Юру позовите.

— Юры нет дома. А с кем я говорю?

— Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы:

— Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

— Почему?

— Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

— О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

— Предложите свой вариант разговора по телефону. 

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?».

Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Задача педагога подвести детей к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья.

В «фото-кейс» входит:
— фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;
— текст к кейсу, который описывает совокупность событий;
— задание – правильно поставленный вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).

Фото-кейс «Мальчик не ест суп».

Цель: создать мотивацию необходимости кушать первое блюдо.

Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только один мальчик сидел над тарелкой и не ел суп. Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на его месте?

Ролевое проектирование – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

— умение дошкольников принять на себя роль;

— умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

— ролевое взаимодействие.

Этапы кейс-технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.

 

Этапы

Деятельность детей

Знакомство с ситуацией, ее особенностями

Воспринимают предложенную ситуацию

Актуализация знаний

Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются .

Мозговой штурм

Осуществляют поисковую деятельность.

Презентация

Представляют свои роли, осуществляют презентацию.

Рефлексия

Анализируют, делают выводы.

Кейс-ролевое (игровое) проектирование основано на проектной деятельности, с которой мы уже знакомы. В данном случае группу детей можно разделить на мини-группы для выполнения проекта. Диапазон использования метода игрового проектирования огромен, так как может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Игровой проект «Кока-кола: за и против».

Данный проект долгосрочный и включает в себя несколько этапов:

Подготовительный – рассмотрение и постановка проблемы. На данном этапе воспитанникам предлагается изучить состав кока-колы, влияние ингредиентов на организм человека, выдвинуть гипотезы и наметить пути их проверки.

Основной этап – дети с помощью педагога проводят эксперименты. Как часто вы употребляете кока-колу? Здесь детям предлагается самостоятельно провести опрос. Совместно с детьми решается – кто будет интервьюировать и кого (взрослых или детей). Молочный зуб растворяется в кока-коле за 12 часов — совместно с детьми решаете, как можно это проверить (с помощью яйца). Старую монету можно очистить с помощью кока-колы — совместно с детьми решаете, как можно это проверить. На данном этапе педагогу отводится второстепенная роль. Он только предлагает проблему, а пути ее решения должны вырабатываться группой детей. Именно так будет реализована кейс-технология.

Заключительный – подведение итогов, самоанализ, подготовка презентации.

В процессе освоения кейс-технологий дети:
— учатся получать необходимую информацию в общении;
— развивают умение соотносить свои устремления с интересами других;
— учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
— развивают умение принимать помощь.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. 

Кейс-технологии формируют коммуникативные  навыки:
— происходит формирование у детей навыков работы в команде;
— умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
— развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
— обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
— дети учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.

Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

В рамках ФГОС ДО среди ряда задач перед воспитателем встала, можно сказать, главная задача: «воспитание ребенка 21 века», т.е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически.

Одним словом, воспитателю необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов.

                            Использованная литература:

1. Долгоруков, А. Метод case - study как современная технология профессионально-ориентированного обучения /URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html

2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров.

3.Темина С.Ю., Андриади И.П. Кейс-метод в педагогическом образовании. Тематический сборник кейсов. – М.: Российская акад. образования, Московский психолого-социальный университет, 2014. – 194 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Кейс-технология в работе педагога ДОУ"

Огромную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ играет методическая работа образовательного учреждения, а именно организация форм методической работы, эффективность исполь...

Мастер – класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОО»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ, направленный на знакомство с кейс-технологиями, повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм ...

Мастер — класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОУ»

Мастер — класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОУ»Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов ДОО.Задачи:расширить знания участников мастер-класса о методе кей...

Консультация для воспитателей "Роль общения в работе педагога"

Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.Задачи:Познакомить педагогов с составляющими общения.Показать, как работает эффект проекции.Дать возможность педаг...

Консультация для воспитателей "Кейс-технология в ДОУ"

Консультация для воспитателей " Кейс-технология в ДОУ"...

Консультация для воспитателей: «Роль рефлексии в работе педагогов в воспитании дошкольников»

Рефлексия является одной из необходимых способностей личности ребенка в период перехода к новому этапу своей жизни – обучению в школе....