Картотека игр для младшего школьного возраста
картотека (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Картотека игр для младшего школьного возраста.
Игры на развитие памяти.
1. «Помню все»
Перед ее началом следует выбрать из числа взрослых судью, который на протяжении всей игры будет записывать названные слова.
Участники должны сесть в круг и выбрать тему, например города. После этого они по очереди называют названия городов. При этом каждый игрок должен повторять слова, названные предыдущим участником, и добавлять свое название. Судья в это время записывает все названия.
Игрок, допустивший ошибку при повторении городов, выбывает из игры.
2. «Алфавитный обед»
Эта игра для детей, которые знают алфавит, но вы можете подсказывать последующие буквы.
Первый ребенок говорит: "Сегодня на обед я ел арбуз", следующий ребенок говорит то же, что и первый, и добавляет "блюдо" на букву Б, например: "Сегодня на обед я ел арбуз и булку", третий прибавляет, например, "вермишель".
Меню разрастается, и становится все труднее и труднее повторить его. Ошибка в повторе или добавлении блюд означает, что игрок выбывает.
3. «Назовись»
Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки.
После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.
Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д.
После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.
4. «Чемодан»
Первый игрок говорит: "Я беру чемодан и кладу в него...огурец". Второй игрок продолжает: "Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево". И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.
5. «Найди свой домик»
Игра для развития зрительной памяти.
Берем три разные коробочки. В одну кладем куклу, в другую зайчика в третью машинку. И говорим, что у каждой игрушки свой домик. Первоначально, чтобы ребенок получше запомнил, у какой игрушки, какой именно домик, немного рассказываем, обращаем его внимание на детали домика. Например, так: «У куклы вот эта розовая коробочка, в ней красное одеяло. У машинки коробочка с крышкой – это гараж, чтобы дождик не замочил её».
Затем я просим ребенка отвернуться, вытаскиваем все три игрушки и отдаем ему. Просим положить каждую игрушку в свой домик.
Если ребенок хорошо справляется с задачей, можно в тот момент когда малыш отвернется, переставить домики местами.
В другой раз «домики» заменяем «колясками», «горшками» и берем другие игрушки.
Вариант игры с несколькими детьми такой. Взять несколько стульев, устроив на них отличительный «домик» и на каждый посадить игрушку. Затем попросить каждого малыша взять со стула себе игрушку. Пока звучит бубен (музыка) малыши ходят вокруг стульев держа в руках свои игрушки. Как только музыка играть перестала нужно усадить игрушку в свой домик.
Имейте ввиду, что иногда дети усаживают игрушку в чужой домик не потому, что у них плохая память, а просто потому, что этот домик им больше понравился.
Подвижные игры.
1. «Горная тропинка»
Все дети встают в затылок друг другу. Первый, ведущий, ведет всю группу по горной тропинке. Он переходит воображаемые препятствия (перепрыгивает трещины, перелезает через камни, идет по узенькому месту тропинки). Все остальные игроки повторяют его движения. По хлопку взрослого ведущий становится в конец змейки, а второй игрок становится ведущим. И так до тех пор, пока все по очереди не выполнят роль ведущего.
2. «Петушиный бой»
Для игры потребуются метелочки для смахивания пыли. Дети, желающие участвовать в «петушином бое», получают по метелочке и принимают следующую позу (для правшей): встают на правую ногу, а левую поднимают к груди, согнув в колене, и прижимают ее левой рукой. В правую руку берут метелочку. Начинается «бой».
Игроки, прыгая на одной ноге, пытаются с помощью метелочек осалить противника и вынудить его встать на обе ноги. Кто оступился и встал на обе ноги, покидает площадку, а его место занимает другой «петух». Победитель определяется по числу побед.
3. «Рыбачья сеть»
Выбирается ведущий, а остальные игроки разбегаются по площадке. Водящий бегает за игроками и пытается коснуться кого-либо. Попавшийся игрок берет за руку водящего, и они вместе начинают «ловить» остальных. Потом присоединяется третий и т.д. Образуется сеть, которая ловит остальных игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки или последние не окажутся внутри сети, когда сеть будет состоять из достаточного количества игроков и не сможет быть порвана.
4. «Салки»
Классическая детская игра с мячом. Все дети свободно бегают по площадке для игр, а водящий пытается попасть в игроков мячом. «Осаленный» игрок выходит из игры и уходит с поля площадки. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один «неосаленный» игрок. Именно он становится победителем. Перед игрой важно предупредить детей о технике безопасности. Нельзя бросать мяч очень сильно. Надо стараться не попасть в голову других игроков. Нарушение этого правила «карается» штрафом: ведущий покидает площадку, и выбирают другого водящего.
Игры на развитие мышления.
1. «Найди лишнее слово»
Прочитайте обучающимся серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, твогог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
2. «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если обучающиеся затрудняются с ответом, перед ними выкладывают картинки с различными овощами, и они находят нужный.
3. «Отвечай быстро»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.
4. «Спрятанное слово»
В начале игры следует выбрать водящего, которому придется искать спрятанные слова. Он должен выйти из комнаты на некоторое время, за которое участники задумают известную фразу.
После этого водящий возвращается в комнату и пытается угадать фразу путем наводящих вопросов. Например, если была загадана фраза "Язык до Киева доведет", следует разбить ее на несколько слов (язык, Киев и доведет) и использовать их в ответах на вопросы водящего.
5. «Быстро соображаем»
Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями.
Игры на внимание.
1. «Летает – не летает»
Ведущий произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают". Если назван нелетающий предмет, то игроки молчат и не поднимают руки.
2. «Запрещенная буква»
Водящий каждому игроку задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".
Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями считается тот, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.
Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.
3. «За себя не отвечаю»
В этой игре на вопросы, заданные одному игроку, должен отвечать другой.
По жребию определяется водящий, остальные рассаживаются на стулья (скамейки, бревна, траву, покрывала и т.п.) в два ряда напротив друг друга - обязательно парами.
Водящий идет между рядами и задает вопросы то одному, то другому - не по порядку, а неожиданно. Отвечать же на заданный вопрос должен сидящий напротив. Отвечать по существу дела, хотя вовсе не обязательно, чтобы мнение отвечающего совпадало с мнением того, за кого он отвечает. Например:
- Ты любишь в футбол играть? - Сидящий напротив отвечает:
- Нет, в футбол он играть не любит. Он любит в речке купаться.
Если водящий задает вопросы в достаточно быстром темпе, то кто-нибудь обязательно ошибется и ответит за себя сам или не станет отвечать не вопрос, обращенный к его напарнику.
Тот, кто ошибется, становится водящим.
4. «Топ- хлоп»
Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.
Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
5. «Повторяй наоборот»
Ведущий выполняет различные движения: поднимает руку, берет ручку, встает со стула и т.д. Игроки должны в точности повторить его движения, но наоборот. Ведущий опускает руку – игроки поднимают, ведущий садится – игроки встают. Игрок, который сделал ошибку, выходит из игры.
Игры с хоровым ответом
1. «Апчхи»
Это скорее не игра, а забава. Забавляться можно в группе от трех человек. Все быстро делятся на три равные группы (если ребят много, то можно разделиться
примерно). Мы говорим, что по взмаху руки или какому-либо голосовому сигналу одна группа кричит: «Ящики!», другая – «Хрящики!», третья – «Спички!». Сразу можно обговорить, что крикнуть нужно очень резко и коротко.
2. «Грузинский хор»
1-я группа: О сервер пупа, пупа, пупа…
2-я группа: Дзюмбо квелико митолико микадзе…
3-я группа: Пи-пи плясипупа…
4-я группа: Ква-ква, ква-кварадзе…
Первая группа начинает хор со своей фразы, повторяя ее непрерывно, не останавливаясь. Как только 1-я фраза прозвучала один-два раза, в хор вступает 2-я партия (по команде ведущего). Затем присоединяются друг за другом 3-я и 4-я партии.
3. «Гол – мимо»
Зал делится на две команды: команда правой и команда левой руки. Одна команда кричит "Гол!", когда ведущий показывает правой рукой в ее направлении. Другая команда кричит "Штанга!", когда ведущий показывает левой рукой в ее направлении. Все кричат "Мимо!", когда ведущий показывает двумя руками на обе команды.
4. «Он-она»
У меня одна игра
Под названьем «Он- она»
И пускай играет тот
Кто игру мою поймет.
Он — слон, она — слониха
Он — лось, она — лосиха
Он — кот, она — ….кошка
Ну конечно это кошка. Ну ошиблись вы немножко.
Так сыграем еще раз. Обыграть хочу я вас
Он — морж, она — моржиха
Он — заяц, она — зайчиха
Он — бык, она — …корова
Всем знакомо это слово? Да – да – да, она корова
Он — лев, она – львица
Он — волк, она — волчица
Он — кенгуру, она — …кенгуру
Ну, конечно кенгуру. Продолжаем мы игру.
Он — воробей, она – воробьиха
Он — комар, она — комариха
Он гусь, она — …гусиха
Не гусиха, а гусыня. Знайте все теперь отныне.
Он — тигр, она — тигрица
Он — осел, она — ослица
Он — козел, она — … коза
Ну, конечно же коза.
Он — бегемот, она — бегемотиха
Он — кашалот, она — кашалотиха
Он — баран, она — …овца
Ну, конечно же овца. Доиграли до конца.
5. «Сказочные герои»
Задача участников: отвечать хором на вопросы
1.Коли есть печка, не нужен диван,
Щукой командует в сказке … (не Иван, а Емеля)
2.Дернуть за веревочку –
Такой для входа код.
Съел бабушку и внучку
Голодный серый … (не Кот, а Волк)
3.В Людоедах знает толк,
Съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
4.Толстый хвоста и зазнайка
С Малышом дружил… (не Незнайка, а Карлсон)
5.В пруду, покрытом вязкой тиной,
Пиявок ловит… (не Буратино, а Дуремар)
6.Найти жену помог клубок,
Был счастлив очень… (не Колобок, а Иван-царевич)
7.Из полена Карло
Вырезал фигурку,
Существо ожившее
Он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
8.От старушки-хулиганки
Всем беда и горе.
Поведенье исправлять
Следует… (не Федоре, а Шапокляк)
9.Крыска Лариска ей дорога,
Ею пугает прохожих … (не Яга, а Шапокляк)
10.Умел он дружить и петь под гармошку,
Друзья полюбили за это… ( не Антошку, а Гену Крокодила)
11.Знает даже и малыш,
Что Матроскин – это …(не мышь, а кот)
Музыкальные игры.
1. «Аплодисменты»
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.
Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.
2. «Кукушка»
Найдите детскую дудочку, на которой можно было бы сыграть два разных по высоте звука, один выше, другой ниже, то есть полностью повторить песню кукушки в лесу: «Ку-ку». И пусть тот, кто будет изображать кукушку, не самый музыкально и ритмически одаренный человек. Главное, чтобы он мог играть эти два звука. Остальные участники игры должны выбрать себе по одному ударному инструменту и на них попробовать сыграть любой ритм из предыдущих игр или любой другой на выбор. Ритмическая фраза должна быть довольно длинной и по своему строению напоминать куплет из песни. Можно взять куплет какой-нибудь известной народной песни, которую все наверняка знают («Во поле береза стояла» или более сложную по ритму «Калинку»).
Итак, все исполнители по сигналу выбранного «дирижера» начинают играть слаженно и вместе. Только «кукушка» молчит. Но вот и она в самый подходящий по ее мнению момент вступает со своим «ку-ку». Если звуки кукушки подошли к ритму и не сбили остальных, игра продолжается. Если же «ку-ку» раздалось совсем невпопад, ритмический рисунок начинается снова. Причем, не надо делать перерыва, а сразу после «ку-ку» по кивку «дирижера» вступать со своей «песней» вновь. Как правило, такое кукование имеет большой успех и может всех развеселить. Используйте в этой игре предыдущие примеры.
3. «Бейби-шарк»
Включается музыка. Участники повторяют за ведущим. Голос из музыки произносил следующие слова: «Бейби-шарк, ту-ту-ту-ту-ту-ту, мама-шарк, ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту, папа-шарк, ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту» С голосовыми изменениями.
4. «Печечка»
Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.
По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание.
5. «Музыкальные кошки-мышки»
Участники этой игры должны образовать круг и взяться за руки. Следует заранее выбрать «кошку» и «мышку». «Мышка» находится внутри круга, а «кошка» – снаружи и пытается поймать ее. Но игроки защищают «мышку». «Кошка» должна постараться разорвать круг игроков или как-то по-другому проникнуть в круг и достать «мышку».
«Мышке» разрешается всячески убегать от «кошки», и когда та проникнет в круг, «мышка» имеет полное право выбежать из него.
Игроки, образующие круг и защищающие «мышку», при этом поют:
Уж ты, серенький коток,
Не ходи ты в погребок
По сметану, по творог.
У нас скоро придет зять,
А сметаны негде взять.
Котишко-мурлышко,
Серенький лбишко,
Не лезь в сметану,
Оставь Степану.
Когда «кошка» поймает «мышку», то они встают в круг, а потом все выбирают новых «кошку» и «мышку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация.Картотека игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предложенная подборка игр может использоваться в период адаптации в детском саду или начальной школе,при формировании новых классов и групп.Цель игр: знакомство с новой территорией,новыми людьми,знако...
Картотека упражнений для развития кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста
В учебно-методическом пособии представлены упражнения на развитие кратковременной речезрительной и слухоречевой памяти...
Картотека стихотворений о Великой Отечественной войне для детей дошкольного и младшего школьного возраста
В предверии 70- летии Победы ВОВ воспитателям, учителям приходится искать много материала для проведения тематической недели, посвященной 70-летию Победы в ВОВ, надеюсь картотека пригодится вам в ваше...
Картотека игр и упражнений, направленных на снижение тревожности детей дошкольного и младшего школьного возраста
Подборка игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста...
КАРТОТЕКА НОВОГОДНИХ СТИХОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рекомендуемые стихи для использования в работе в детском саду и начальной школе....
Картотека стихотворений для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста на тему "Здоровый образ жизни"
Данный материал поможет при подготовке и проведении занятий, праздников на тему ЗОЖ.В конце материала есть пословицы на тему ЗОЖ.Материал можно распечатать и оформить в виде брошюры формата А 5....
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития....