Использование танцевально сюжетно-образных игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
статья

Сорокина Елена Владимировна

Использование танцевально сюжетно-образных игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsevalnye_syuzhetno.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Использование танцевально сюжетно-образных игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Игра удивительна…. Она сопровождает человека от глубокой древности до современности. Когда-то игра была не просто развлечением, а скорей учебой, наставлением. И хотя человек на протяжении своей жизни остается верен «игре», все же само слово «игра» неразрывно связанно в нашем восприятии именно с детством. Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, в игре легче всего следить за дозировкой физической нагрузки, за точностью исполнения движений. А, кроме того, игра в сочетании  с танцевальными основами и сюжетно – образной драматизацией формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятиям, активную работу мысли и является отличным  средством для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
       Подражательные, а также  имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений.

Знакомить детей с сюжетно - образными движениями я начинаю с раннего возраста, в упрощенной форме через игру. Затем постепенно усложняю технику выполнения, и эмоциональную передачу характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т.д.). Дети с удовольствием перевоплощаться в сказочных персонажей, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.

Эффективность подражательных движений во многом зависит от правильно подобранного музыкального репертуара. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы, развивать творческую фантазию детей. Музыкальное произведение должно:

- соответствовать возрасту детей;

-  иметь свою детскую драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений;

-содержать яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению, подсказывающие его.

Привлекательность танцевальных сюжетно-образных игр обусловлена следующими особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию.

Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в игре особую форму «рассказа» и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание, т.е. выступающие в качестве своеобразного языка. Первое знакомство с игрой я начинаю с рассказа сюжета будущей игры, с восприятия детьми музыкального материала. Подбираю игрушки, атрибуты, декорации побуждающие детей к более выразительному исполнению. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов его освоения.

Первоначальное  освоение пантомимических движений проходит без инструментального сопровождения. Прежде всего, дети младшего дошкольного возраста выполняют жест, характерный для персонажей, сопровождая его проговариванием определенных слов, которые раскрывают значение этого жеста. Затем движение исполняется с инструментальным сопровождением в заданном ритме. Такая последовательность заданий помогает принять детям условность исполнения жестов с музыкой. Наряду с этими методами, конечно же, важен выразительный показ движений, который задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений. И здесь важно «по-настоящему» воспроизвести эмоцию, чтобы дети почувствовали и сумели ее повторить. В старшем дошкольном возрасте дети выполняют танцевальные движения без проговаривания текста музыкального произведения.

Танцевальные сюжетно - образные игры так же помогают разностороннему развитию музыкальных способностей детей:  эмоциональное восприятие музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы и т.д.. Но для того чтобы музыкальные  игры,  могли выполнять свое назначение в музыкальном воспитании, дети должны уметь, владеть своим телом и пользоваться необходимыми средствами двигательной выразительности (уметь исполнять различные движения и изменять их в зависимости от характера музыки, содержания игры). Чем свободнее дети двигаются, чем больше у них запас освоенных движений, тем легче они отвечают движением на музыку, тем больше она их волнует и радует.

Развивая музыкально – ритмические способности у детей через игру, учу детей согласовывать свои движения с музыкой, менять движения в соответствии с 2-3 частной формой, музыкальными фразами, свободно в играх использовать знакомые танцевальные элементы, образы.

Когда я начала использовать эти игры в своей работе, то попытки детей  в выполнении движений еще были  не уверенны, однообразны, чувствовалась некоторая скованность. Дети иногда очень нерешительно включались в такие задания. Но использование  игровых ситуаций  помогло мне увлечь детей, дало возможность развитию их самостоятельной деятельности. Сейчас  дети могут достаточно выразительно и самостоятельно передать характер, настроение героев, с большим увлечением соревнуются в нахождении новых сочетаний знакомых  движений.

Танцевальные сюжетно - образные игры сохраняют основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать ее характеру и средством музыкальной выразительности.

Такие виды   игр, разученные ранее на музыкальных занятиях,  возможно, использовать при планировании педагогами  режимных моментов с детьми, как номера на праздниках, развлечениях, проходящих в течение года в стенах нашего учреждения.

Дети должны играть! Игра – это великий учитель и педагог всех детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду.

Циклограмма воспитательно-образовательной работы (1-4 недели)....

Примерная циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Представлена примерная циклограмма воспитательно -образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....

Примерная циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Представлена примерная циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Шаблоны для календарного планирования воспитательно-образовательной работы в детском саду

Предлагаются шаблоны на неделю для календарного планирования...

Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО.

Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО....

Справка по итогам тематического контроля по теме «Эффективность воспитательно – образовательной работы в детском саду по ФЭМП»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 74» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ_______________________________...