Особенности формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста
консультация (подготовительная группа)

Калугина Ирина Александровна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) одно из центральных мест занимает проблема развития исследовательских умений учащихся: интеллектуальных и практических умений, обусловленных самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном материале.

В новых условиях на первый план выходит личность ребенка, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведения их до логического завершения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, с деятельностью, связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, их познавательной активности.

Познавательная деятельность невозможна без активности. В данных условиях одной из важнейших задач педагога является формирование познавательной активности учащихся.

Младший школьный возраст - период, когда познавательная деятельность начинает наиболее интенсивно формироваться. Это 8 обусловлено возрастными психологическими особенностями - для ребенка младшего школьного возраста характерны такие качества как интерес ко всему новому, любознательность. Но в то же время, познавательный интерес отличается от любознательности избирательностью познания, его глубиной и широтой. В основе познавательного интереса лежит активная мыслительная деятельность.

Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании, развитии и совершенствовании познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания, что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные (по сравнению с дошкольником), мыслительные операции.

В младшем школьном возрасте познавательное развитие является сложным комплексным явлением. Оно включает развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Эти процессы представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом, регулирующие его деятельность.

Внимание ребенка младшего школьного возраста еще в значительной мере непроизвольная, но приобретает произвольность. Главный способ развития внимания для ребенка в начальной школе - наглядный.

Восприятие функционирует на уровне узнавания цвета и формы, выделения значительного количества деталей. Формируется наблюдательность как черта личности ребенка.

Память младших школьников играет важную роль в усвоении учебного материала, овладении новым социальным опытом: знаниями, умениями, навыками. Возрастает значение произвольной и словесно-логической памятью.

Мышление ребенка характеризуется наглядно - образным и наглядно-действенным. Поэтому лучше выделяет внешние признаки, которые лежат в основе ее умозаключений и обобщений. В течение начального периода обучения ребенка активно формируется теоретическое мышление и опирается на развитие рефлексивных механизмов психики. По мнению 9 Давыдова В. В. — в развитии мышления младших школьников существуют неиспользованные резервы, которые заключаются в том, что специально построено развивающее обучение обеспечивает эффективное осуществление учащимися переходов не только от конкретного к абстрактному, но и от абстрактного к конкретному.

Познавательные интересы, внимательное рассматривание, самостоятельный поиск информации, стремлении узнать у взрослого ответы на все интересующие вопросы — характерная особенность этого возрастного периода. Младший школьник проявляет инициативу, наблюдает, стремится разузнать, интересуется явлениями живой и неживой природы.

На первый план в начальной школе первоклассника в сознательной деятельности выдвигается мышление. В связи с этим в данный период, в ходе усвоения знаний, с развитием словесно-логического и рассуждающего мышления, перестраиваются и все другие познавательные процессы: восприятие в этом возрасте становится мыслящим, а память - думающей.

В ходе усвоения научных знаний, происходит развитие рассуждающего и словесно-логического мышления. В младшем школьном возрасте умственные действия становятся согласованными и обратимыми. Интеллектуальное развитие младшего школьника находится на стадии конкретных операций, согласно Пиаже.

Познавательные процессы младших школьников, развиваются и формируются в процессе учебной деятельности. Поскольку содержанием познавательной деятельности являются научные знания, в ней закладываются основы мировоззрения ребёнка, его отношение к реальному миру. И, наконец, в процессе познавательной деятельности происходит формирование духовной культуры, так как в знаниях о мире сконцентрирован опыт человечества, который и становится объектом освоения для ребёнка.

Обучающийся, как и взрослый человек, который выполняет работу, должен знать, зачем делать, как делать, что делать, видеть и анализировать свои ошибки, контролировать себя, проводить самооценку и рефлексивную деятельность.

Младший школьник в процессе учебной деятельности самостоятельно усваивает новые знания, умения, компетенции, виды и способы деятельности, способен к организации собственной деятельности, умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике.

Отношение младших школьников к учению определяется мотивами. В основе мотивации лежит познавательная потребность, которая связана с содержанием и процессом учения, совладением, прежде всего способом деятельности и заложена в самой учебной деятельности. Потребность в самостоятельном поиске информации и во внешних впечатлениях и рождает познавательную активность.