Развивающие игры Никитина
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жданова Надежда Константиновна

Материал описывает  развивающие  игры Никитина,используемые мной в своей работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_b.p.nikitina.docx114.62 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры Б. П. Никитина

       Игры Никитина призваны развивать у ребенка интеллектуальные и творческие способности с самых первых лет жизни. Их авторы – известные педагоги-новаторы, супруги и родители семерых детей Борис Львович и Елена Алексеевна Никитины. Этой выдающейся семье принадлежит и разработка уникальной методики раннего развития. В ее основе лежит взращивание и воспитание малыша как свободной личности: он самостоятельно познает мир, играя. Ведь, по словам, Б.Л. Никитина, «игру принято называть основным видом деятельности ребенка».

Предполагается, что ребенок выполняет предложенные задания без посторонней помощи. Роль взрослого сводится к тому, чтобы обеспечить ребенку правильную окружающую среду: игры всегда должны быть легко досягаемыми, а требования к игроку – умеренными. Не требуйте от ребенка сиюминутного ответа, быть может, стоит еще немного подождать – и он найдет решение в два счета!

Такой принцип воспитания развивает у ребенка не столько исполнительские качества, сколько самостоятельную творческую инициативу, способность самому придумывать, творить и принимать решения.

Интерес ребенка к развивающим играм Никитина с годами только возрастает. Причина этого феномена кроется в особой, тщательно продуманной системе игровых заданий. К каждой игре прилагается множество задач разного уровня сложности: с некоторыми ребенок справится уже в 2-3 года, а другие станут ему по зубам только в школе (и даже после нее).

Большинство игр Никитина – это всевозможные кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон». Переворачивая и комбинируя их разноцветные грани, ваш малыш создаст бесконечное множество рисунков и объемных моделей. Сначала лучше работать по образцу, а затем проявить фантазию и придумать свои собственные постройки. Для игры с набором «Сложи узор» существуют даже специальные альбомы, где ребенку предлагается украсить разноцветными кубиками красочные картинки.

Особое место среди игр Никитина занимают «Кубики для всех» и «Кирпичики». Первая игра своими замысловатыми деталями напоминает объемный тетрис, а вторая, напротив, состоит из одинаковых деревянных брусочков. Оба набора учат одному: собирать объемные фигуры по настоящим чертежам. После того, как эта часть заданий будет освоена, ребенок взглянет на игру и с другой стороны: ведь можно сначала создавать свои чертежи, а затем собирать по ним различные модели.

Широко известны игры Никитина, сделанные по принципу «разрезных картинок»: «Сложи квадрат» и «Дроби». Эти комплекты делятся на категории по уровню сложности, и чем эта категория выше, тем из большего количества деталей ребенку нужно собрать круг или квадрат.

Еще в недалеком прошлом родители мастерили все эти пособия своими руками. Автор и сам делает акцент на том, что это возможно, в своей книге «Интеллектуальные игры». Однако зачем тратить время, если вы можете купить игры Никитина по весьма привлекательным ценам в интернет-магазине «Умная игрушка»!

                         «Сложи узор»

«Сложи узор» - это развивающая игра, созданная известным педагогом-новатором Б.Л. Никитин. На протяжении вот уже многих поколений эти разноцветные кубики увлекают детей своей простотой и вместе с тем бесконечными вариантами игры.
                                             
В набор входит:
         
        -16 пластмассовых кубиков, грани которых окрашены в четыре цвета (красный, желтый, белый, синий), а также их сочетания: красно-белый и желто-синий.
        -Методическое пособие с примерами узоров, в том числе со схемами для сборки цифр и букв (русских и латинских).

Ребенку предлагается выкладывать из кубиков различные геометрические узоры и силуэтные изображения, которые напоминают контуры предметов, букв, цифр. Выполнять задания можно сначала по книжечке, а затем придумывать и свои собственные картинки.

                              Методика игры «Сложи узор»

    Задания разработаны так, что если с первыми ступенями справятся даже малыши, то самые сложные требуют смекалки и интеллектуального даже у детей старшего возраста. С помощью этих кубиков ребенок любого возраста может самостоятельно обучаться, идя от простого к сложному и выбирая уровень сложности по своим способностям. Поднимаясь самостоятельно по лестнице знаний - от первой ступеньки до самого потолка - он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал. Развитие идет постепенно, на каждом этапе ребенок максимально использует свои интеллектуальные силы.
    Первые задания (собрать плоскость заданного цвета) постепенно сменяются более сложными, где используются уже все цвета, причем не только однотонные, но и двухцветные грани, что позволяет собрать четырехцветные узоры в громадном количестве вариантов. Изменяя количество кубиков (9 или 16) сложность игры варьируется в невероятно широком диапазоне.

Выстраивайте игру исходя из возраста вашего ребенка:

  • Играйте сами, подробно рассказывая, что и как выделаете. Называйте цвета, придумывайте истории, считайте вслух - «Я возьму четыре белых кубика и построю стол. А эти два синих кубика будут лавочкой» и т.д. Этот вариант рекомендуется в 1-3 года, когда ребенок просто учится игре, наблюдая за взрослым.
  • Совместная игра. «Половину кубиков тебе, половину - мне. Я построю полосатую дорогу, а ты ее продолжишь».
  • Когда ребенок в состоянии повторить ваши постройки (приблизительно 3-4 года), наступает черед устных или рисованных заданий. Кстати, если вашему ребенку игра попала в руки именно в этом возрасте, сразу же привлекайте его к активной самостоятельной работе.

                                  «Уникуб»



«Уникуб»

       
     
Разработанная уникальным педагогом Б.Л.Никитиным игра «Уникуб» поможет ребенку в совсем юном возрасте сделать первый шаг в удивительный мир трехмерного пространства, что много позже, в школе, облегчит ему такие непростые науки, как черчение, геометрия, стереометрия, арифметика, алгебра.
     
Выкладывая разноцветные кубики в соответствии со схемами, ребенок учится внимательности, аккуратности, усидчивости; помимо этого развивается точность, наглядно-образное мышление, навыки конструирования и комбинаторики, а так же предусмотрительность. В игре идет обучение сравнению и схематизации, умению действовать по образцу, чтобы потом сделать следующий шаг - к собственному замыслу.
     
Прежде чем начать игру вместе с ребенком рассмотрите кубики, попытайтесь найти закономерности их окраски. На первый взгляд все 27 кубиков кажутся разными, хотя цветов всего три, а граней у кубика шесть. Однако если присмотреться повнимательней, то можно разбить все, за исключением уникальных, на восемь триад.
     
Начните игру с самого простого. Не стоит сразу браться за нарисованные задания - пусть ребенок для начала попробует повторить ваши постройки (единственный нюанс - постарайтесь заранее подобрать ребенку нужные кубики, чтобы он не устал сразу, перебирая их самостоятельно). Предложите ребенку выстроить пирамидку из минимального количества кубиков, при этом столько же кубиков возьмите и себе. Размышляя вслух, вращайте кубик в руках, подбирая грани по цвету, выстройте пирамидку согласно образцу. Предложите ребенку сделать то же самое, но не поправляйте его, если он ошибся, - старайтесь приучать его самостоятельно оценивать свою работу, искать и исправлять допущенную неточность. Постепенно увеличивайте количество кубиков, усложняйте задания.
     
Когда ребенок будет справляться с постройкой из 5-6 кубиков, перестаньте готовить ему строительный материал - теперь и это он должен делать сам.

                                                     «Сложи квадрат»

      В процессе игры ребенок постигает такие понятия, как часть и целое - активно развивая способности к синтезу и анализу, а так же пространственное воображение, он учится комбинировать детали, собирая из них целое, учится вырабатывать алгоритм игры, разбивая сложную задачу на несколько простых этапов.
       К игре можно приступать, рассортировав имеющиеся части по цветам: перевернув их на лицевую, цветную сторону, ребенок должен сообразить, как из них составить квадрат. В процессе идет знакомство с формой и размером, цветом, соотношением части и целого.
       В набор входит квадрат-образец. Когда первый этап игры будет освоен, можно усложнять условия: предложите ребенку выставить квадраты в последовательности солнечного спектра, разложить по холодным и теплым цветам, сложить квадраты не в рамках (что упрощает задачу), а на плоскости - это способствует развитию аккуратности и мелкой моторики. Можно складывать квадраты на время, из частей разных квадратов, можно сделать акцент на развитии воображения и творческих способностей - предложите ребенку, используя все части, выложить животных, предметы обихода, буквы и цифры. Можно даже предложить ребенку поработать наощупь и сложить квадрат с закрытыми глазами.

 hello_html_139059e.gif       

hello_html_1b171b00.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике "Путешествие в сказочную страну." (По развивающим играм Никитина Б.П.)

Конспект итогового занятия по математике с коррекционной направленностью для детей с нарушением зрения подготовительной группы....

Консультация для воспитателей: «Интеллектуальные развивающие игры Никитина»

Игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способност...

Развивающие игры Никитина

Небольшая консультация для родителей о развивающей технологии Б.П.Никитина. Будет полезна тем мамам и папам, которые хотят развить логическое и творческое мышление своих малышей....

Развивающие игры Никитина

Данное занятие поможет закрепить знание геометрических фигур;сформировать представление о соотношении целого и части,  умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-дв...

Развивающие игры Никитина

В большинстве своем игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплекс...

Интеллектуальные развивающие игры Никитина.

Интелектуальные развивающие игры Никитина....