Рекомендации для родителей «Упражнения на развитие крупной моторики у аутичных детей»
методическая разработка

Бурмистрова Елена Викторовна

Рекомендации для родителей «Упражнения на развитие крупной моторики у аутичных детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:


Рекомендации для родителей «Упражнения на развитие крупной моторики у аутичных детей»

Двигательная активность может быть источником тревоги для многих детей с расстройствами аутистического спектра. Оказывайте ребенку поддержку и вводите новые виды упражнений постепенно. Начинайте с наиболее нейтральных заданий, а затем переходите к более сложным, убедившись в том, что предлагаемые вами виды деятельности соответствуют уровню развития ребенка, а цели по развитию моторных навыков являются реалистичными. На практике мы, педагоги, часто сталкиваемся с такой ситуацией, что когда у ребенка с РАС в определенном возрасте начинают усугубляться поведенческие проблемы. У родителей к этому времени уже не хватает сил с ними бороться и наступает период отчаяния. Каждый ребенок с РАС индивидуален и имеет отличные от других уровни потребностей. Своевременно начатая и правильно организованная коррекционная работа позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм патологической аутистической защиты, блокирующей его развитие. Важно понимать, что основной задачей в организации дошкольного обучения и воспитания ребенка с РАС является не приспособление к существующим у него возможностям обучения, а помощь в постепенном и последовательном освоении более сложной и динамичной окружающей среды.

Предлагаю вашему вниманию несколько видов упражнений на развитие крупной моторики у аутичных детей. При помощи этих упражнений можно не только укрепить мышцы ребенка, но и сформировать у него очень ценные навыки. Предлагаемые в этой публикации упражнения на развитие крупной моторики у аутичных детей включают в себя занятия, которые не только развивают навыки моторики у ребенка, но и улучшают его социальные навыки.

Цель проведения игровых упражнений: Установление стойкого, продуктивного контакта с взрослым.

Марш - задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Предложите ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходите к шагам вперед и к движениям рук.

Прыжки на батуте – это «царь» упражнений на крупную моторику для детей с аутизмом. Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может оказаться очень полезной для снятия сенсорной перегрузки и тревоги. У определенного числа аутичных детей после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.

Игры с мячом - самые простые занятия могут быть источником большого удовольствия для ребенка, и одним из таких видов активности является игра в мяч. Игра «Поймай мяч» может показаться не самой реалистичной целью для начального этапа, однако к ней можно идти постепенно. Начните с обычного перекатывания мяча вперед-назад. Это простое задание развивает важные навыки зрительного слежения за объектами, а также формирует моторные навыки по мере того, как ребенок двигается вслед за движением мяча. Другие виды деятельности включают в себя:

- Удары ногой по мячу

- Ведение мяча

- Отбивание мяча от пола

- Отбивание мяча руками и ловлю мяча

Равновесие. Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия. Можно начать с движения ребенка по тонкой линии, а затем постепенно перейти к балансировке на специальных качелях.

Двухколесные и трехколесные велосипеды - помогают развивать не только чувство равновесия, но и укрепляют мышцы ног у ребенка. Задание предполагает способность передвигаться на велосипеде, концентрируясь на направлении его движения, что может оказаться довольно сложной задачей для многих детей.

Танцы. Их необходимо использовать под музыку для того, чтобы стимулировать формирование навыков моторной имитации и других повседневных жизненных навыков. Идеи для танцевальной деятельности охватывают уборку, чистку зубов, игры с замиранием и так далее.

Символические игры, как правило эти игры зачастую представляют собой серьезную проблему для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением, если подобные игры будут предполагать двигательную активность. Вот несколько идей символических игр для развития моторных навыков:

- Летаем как самолетик

- Прыгаем как кролик

- Одеваемся

Туннель - ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры. Необязательно покупать специальный туннель для того, чтобы ребенок мог насладиться этим занятием. Можно выстроить в ряд большие картонные коробки или построить туннель из стульев и одеял. Игры в туннеле могут быть преобразованы во множество других занятий, начиная от игры в поезд и заканчивая воображаемым лагерем.

Полоса препятствий - представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Кросс не обязательно должен быть сложным для того, чтобы быть эффективным. Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя:

-Крабовую походку

- Прыжки лягушкой

- Перекатывания

- Прыжки на скакалке

- Ходьбу по линии

- Лазание по предметам

Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно применять для занятий с аутичными детьми по упорядочиванию последовательности действий. Такая физическая активность является отличным способом достижения целей обучения, касающихся выполнения инструкций.