тематическая неделя "Растения лесов и лугов"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Игнатенко Наталья Владимировна

тематическая неделя "Растения лесов и лугов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya_lesov_i_lugov.docx39.19 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная тема недели: «Растения лугов и лесов»

Цель: познакомить с лесными и луговыми, лекарственными растениями, съедобными и несъедобными грибами, формировать умение сравнивать их и описывать; учить сравнивать предметы по высоте, толщине, количеству, порядковому счету, определению местоположения предмета в пространстве; развивать музыкальный слух, ловкость, быстроту; углублять интерес к художественной литературе.

Предполагаемый результат: умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают; с помощью взрослого намечает действия, направленные на достижение конкретной цели; владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению, установлению связей и зависимостей вприроде; испытывает радость от общения с растениями – как знакомыми, так и новыми для него; эмоционально откликается на красоту природы.

Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Наш поход в лес».

Взаимодействие с родителями:

Рекомендации родителям по чтению книг о растениях леса и луга.

Попросить родителей подготовить с детьми рисунки к конкурсу рисунков «Наш поход в лес»

Попросить родителей подготовить с детьми доклады о деревьях.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

Артикуляционная гимнастика: Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Шли-шли, к «Мишкиной берлоге» подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

«Брусничка». Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

Пальчиковая гимнастика: «Лесные цветы».

В лес гулять вас приглашаю,«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.

Лесные цветы показать обещаю.Раскрытые ладони, соединить указательные и большие пальцы обеих рук.

Лесные цветы растут в тени,Соединяем пальцы правой и левой руки.

Неприхотливые они.Покажем ладони обеих рук. Покачаем ладони вправо-влево

Белые подснежники,

нежные ландыши,

незаметная кислица,

лесные фиалки,

голубые незабудки.Поочерёдно начиная с мизинца загибаем пальцы на правой руке.

Лесные цветы украшают леса,

Таятся в цветах чудеса.Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

Шевелим пальчиками.

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,Погрозим указательным пальцем правой руки,

Не надо букеты из них составлять…затем указательным пальцем левой руки

Завянут букеты…Соединить тыльные стороны ладоней.

Погибнут цветы…

Шевелим пальчиками

И больше не будет такой красоты!Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

Зрительная гимнастика: По ягоды.

Справа зреет земляника,

Слева - сладкая черника,

Справа - красная брусника,

Слева спеет ежевика.

Ягоды все соберем,

Отдохнем и потом домой пойдем.


Движения глазами влево-вправо.

Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд,

повторить 6-8 раз.

Дыхательная гимнастика:«Вдыхаем запах леса»

И.п.: о.с. 1-руки поднять вверх (вдох); 2-руки опустить вниз (выдох). Повторить 2-3 раза.

Дни недели

Непосредственно-образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности, соответствующие формы работы)

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Понедельник, 21 Марта

Математическое и сенсорное развитие

Тема: Количество и счет.  Геометрические фигуры.  Развитие глазомера. Логическая задача.

Цель: Продолжать учить: порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы; отгадывать математические загадки;

понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; соотносить количество предметов с цифрой; видеть геометрические фигуры в контурах предметов; сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи

Колесникова Е.В.  «Математика для детей 4-5 лет». Стр:55.

Изобразительная деятельность (рисование)

Тема: Полянка с весенними цветами.

Цель: учить детей рисовать природу, используя нетрадиционные материалы, воспитывать самостоятельность в создании композиции; развивать фантазию, чувство цвета, эстетический вкус. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту весенней природы.

Н.Н. Леонова, «Художественное творчество» стр. 180.

Физкультура на воздухе

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге мелким и широким шагом; упражнять в прыжках в длину с места, закреплять умение сохранять равновесие в беге по дорожке.

Пензулаева, стр.83, №12.

Утро:

Утренняя гимнастика

Приветствие. «С цветком».

Беседа: «Ягоды».

Д.и «Чудесный мешочек» (овощи фрукты)

Пальчиковая гимнастика (разучивание)

«Фрукты»

Артикуляционная гимнастика «Вкусное яблочное варенье»

П.и: «Мыши водят хоровод».

Прогулка:

Наблюдение за деревьями на участке)  

Д/и «Назови 5…» (деревьев, цветов)

П/и « К названному дереву беги»

Труд: Уборка мусора на участке.

 Подвижные игры: «Кто быстрее», «Коршун и наседка».

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна. Д/и «Что растет в лесу»

Чтение рассказа С.Есенина «Береза»

Разгадывание загадок про растения леса.

С/р игра «Путешествие в лес»

Прогулка:

Рассматривание кустарника. Познакомить с понятием: «кустарник». Отметить характерные особенности (колючий, короткий, тонкий, лёгкий).

П.и. «Ловишки», «Хитрая лиса»

Д/и «Что растет в лесу?» с Катей.

Упражнять Леру, Матвея в метании мяча в цель.

Упражнять Сашу в составлении рассказа по сюжетной картине

Создание условий для рассматривания иллюстраций: «Фрукты и овощи», «Ягоды-грибы».

Создать условия в уголке ИЗО

- лепки пластилином,

-раскраски «Растения», трафареты «Грибы», «Овощи-фрукты»

Ц: развитее мелкой моторики рук.

Н.п.и.

Лото «Овощи фрукты ягоды». Развитие внимания, классификация.

Вторник,  22 Марта

Речевое развитие

Тема: Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о растениях луга.

Цель: ознакомить с луговыми растениями; углублять интерес к художественной литературе; оценивать поступки героев художественных произведений, подбирать слова-антонимы, составлять описательные рассказы; развивать внимание, мышление, память.

Комплексные занятия, стр.222.

Музыкальная деятельность

(по плану музыкального руководителя)

Утро:

Утренняя гимнастика

Приветствие детей «Здравствуй, друг».

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

Беседа: «Как помочь природе?»

Д.и. «Овощи и фрукты»

Игра: «Ровным кругом».

Ч.х.л. обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами»

Прогулка:

Наблюдение за птицами. представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц весной, любовь и заботу о птицах.

Трудовая деятельность Сбор веток.

Подвижная игра «Собачка и воробьи».

Вечер:

Двигательная деятельность: Гимнастика пробуждения.  Профилактические мероприятия: хождение босиком по массажным дорожкам.

Опыт по экологии «Как растения теряют влагу через испарение»

Чтение Бианки В. Лесная газета.

С/р игра «В лесу»

Д/и «Отгадай что за растение».

Настольные игры: пазлы «Ассоциации, время года».

Прогулка:

Наблюдение за березой.

П.и. «Солнышко и дождик», «Веселые ребята»

Чудесный мешочек «Фрукты и овощи». (Матвей, Дима )

Ц: Закрепление знаний о фруктах и овощах.

И. р. по ФиЗо: «Прыжок в высоту с места». (Мира, Маша)

И.р. по  математике.

«Ленточки» (Олеся, Алина)

Ц. закрепить знания, учить сравнивать длину.

Рассматривание иллюстраций  растения (культурные, дикорастущие)

Создать условия для настольных игр: пазлы, шнуровка, мозаика Цель: развитее мелкой моторики, воображения, мышления.

С. р. игра «Магазин

«Овощи фрукты»

Ц: учить проявлять инициативу, играть по намеченному плану.

В уголке ИЗО создать условия для работы с

пластилином «Раскрась осенние листья пластилином»,

Красками

Карандашами

Раскраски «Растения», «овощи».

Среда, 23 Марта

Изобразительная деятельность (лепка)

Тема: Ромашковое поле.

Цель: Развивать умение создавать композицию из отдельных деталей. Закреплять приём скатывания, расплющивания, развивать цветовое восприятия. Воспитывать любовь к природе.

Леонова Н.Н.  « Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ» С.285.

Физкультура

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге между предметами и беге врассыпную с остановкой на сигнал воспитателя; учить лазить по наклонной лестнице; закреплять умение сохранять равновесие в ходьбе по наклонной доске.

Пензулаева, стр.81, №10.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа «Зеленая аптека» (ромашка, лопух, крапива, подорожник, тысячелистник, зверобой).  Рассматривание иллюстраций лекарственных растений.

Совместное изготовление книги «Зеленая аптека»

Д/игра «Детки на ветке»

Прогулка:

Наблюдение за воробьями

Трудовая деятельность. Предложить детям собрать песок в песочницу. Цель: прививать любовь к труду в коллективе.

Подвижные игры«Цветные автомобили», «Зайцы и волк».

Вечер:

Двигательная деятельность: Гимнастика пробуждения. Профилактические мероприятия: хождение босиком по массажным дорожкам.

Ч.х.л. А. Майков. «Весна»

Прослушивание детских песен.

Д. и.: «Запасы зверей».

Прогулка:

П/и «Садовник».

 Самостоятельная деятельность детей. Игры-эксперименты с песком.

Наблюдение за тем, что  происходит с растениями вечером.

И.р. по математике.

«Сравнение» (Аня, Дарина)

Ц. учиться сравнивать, обозначая словами длиннее-короче, шире-уже.

Индивидуальная работа «Кто дальше бросит?».Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.

(Мирон, Рома.)

Д. и.: «Назови одним словом» (Алина, Настя)

Подготовить иллюстрации лекарственных растений.

Подготовить материал для работы в центре творчества для изготовления книги «Зеленая аптека»

Четверг, 24 Марта

Изобразительная деятельность

(конструирование)

Тема: «Корзинка для цветов».

Цель: Продолжать учить детей наклеивать разноцветные комочки бумаги в виде цветов на плоскостное изображение;

Развивать внимание, память, мышление, цветовое восприятие, мелкую моторику рук; Вызвать эмоциональный отклик, воспитывать доброжелательное отношение к близким людям; Воспитывать аккуратность в работе, художественный вкус.

И.А. Лыкова Конструирование в детском саду стр.96.

Музыкальная деятельность

(по плану музыкального руководителя)

Факультатив (вторая половина дня)

Тема: «Пес Дружок»

Цель: Учить изображать собаку, используя ладонь своей руки, гуашь коричневую, создавать композицию на листе. Закреплять умение смешивать коричневую краску.

Развивать аккуратность в работе, моторику рук, умения  в работе с палитрой, мышление.

Воспитывать уважение к животным, умение отгадывать загадки и изображать отгадки.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа «Цветы - это радость».

 Рассматривание картинок и иллюстраций с растениями луга.

 Показ презентации «Сообщество «Луг».

Д/и «Что на лугу растет, кто на лугу живет?»

Прогулка:

Наблюдение за рябиной.

Трудовая деятельность Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек. Подвижные игры«Хитрая лиса», «Солнышко и дождик».

Предложить построить цветы, деревья из конструктора.

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна.

С/р игра «Магазин цветов»

Д/игра «Кто больше знает? »

Разгадывание загадок про растения луга

М/д игра «На лугу»

Трудовые поручения:

Уборка в книжном уголке.

Прогулка:

Наблюдение за транспортом в вечернее время.

Самостоятельная игровая деятельность на участке.

Игры по выбору. П/и «Садовник»

Повторить с Егором, Машей Б. лекарственные и ядовитые растения.

Индивидуальная работа «Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?». (Даша, Маша Ф.)

И. р.  по лепке.

«Листья на деревьях» (Настя, Саша В.) учить раскатывать пластилин м.д. ладонями, уметь сплющивать, учиться работать стекой.

Подбор литературы про луг, картинок и иллюстраций  про растения луга. Подготовка презентации.  

Подготовка материала для НОД.

Пятница,  25 Марта

Чтение художественной литературы

Тема: Стихотворения о деревьях весной. Стихотворение Е. Благининой «Черемуха».

Цель: учить эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи.

О.С. Ушакова, стр. 81.

Физкультура

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге между предметами и беге врассыпную с остановкой на сигнал воспитателя; учить лазить по наклонной лестнице; закреплять умение сохранять равновесие в ходьбе по наклонной доске.

Пензулаева, стр.81, №11.

Утро:

  • Утренняя гимнастика.
  • Беседа «Как вести себя в лесу».
  • Д/и «Прогулка по лесу».

Пальчиковая гимнастика «Вырос цветок на поляне»

Игра: «Ровным кругом».

Ч.х.л. «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Прогулка:

Наблюдение за птицами. Учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.

Труд: собрать крупный мусор.

Подвижная игра«Перелет птиц», «Ловишки». 

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна.

  • Закаливающие процедуры.
  • Д/игра «Кто больше знает? »
  • Проведение выставки детских рисунков «Наш поход в лес»
  • Заслушивание детских докладов о деревьях.

Коллективная работа «Сбережем лес вместе».

Прогулка:

Наблюдение«За рябиной»

П.и. «Цветные автомобили», «Гуси». 

КГН- Игровое упражнение «Кран откройся, нос умойся» - Дима, Саша Ж.

И. р по ФИЗО.: «Самый быстрый». Ц: упражнять в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (Алина, Матвей.).

И.р. по  математике.

«Башни» (Даша, Настя )

 Ц. закрепить знания, учить сравнивать длину.

Подобрать иллюстрации о правилах поведения в лесу.

Настольные игры: пазлы «Овощи-фрукты-ягоды».

Лото «Овощи и фрукты.

С.ролевая игра: «Путешествие  в  лес». (создать условия для с.ролевой игры).

Ц: Учить играть рядом, вместе.

Развивать и поощрять взаимодействия детей в игре.