Доклад по теме: «Проектная деятельность как инновационная составляющая образовательного процесса».
материал

Зулина Ольга Викторовна

Районная   научно – практическая конференция

«Образовательное пространство Сузунского района. Инновационные подходы, как фактор обеспечения нового качества образования»

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zulina_2022g.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕКАЗЁННОЕДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ СУЗУНСКОГО РАЙОНА«СУЗУНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2»

Районная        научно–практическаяконференция:

«Развитие профессионально личностной компетентностипедагогаиеёреализацияв

педагогическойдеятельности»

.

Тема:«Проектнаядеятельностькакинновационная составляющая образовательного процесса»

Воспитатель: Зулина Ольга Викторовна

Методпроектовзародилсявовторойполовине19века,в

сельско-хозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях«прагматическойпедагогики».Еготакженазывалиметодом

проблем,исвязывалсяонсидеямигуманистическогонаправленияв философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом

ДжономДьюи.

Современныетенденцииистремительныепеременывсоциумеприводятк осознанию того, что современные дети должны знать и уметь больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но существует одна проблема дошкольного образования-потеряживости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллективасопределеннымнаборомзнаний,уменийинавыков,тосейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаиватьсвоюточкузрения,продуктивноиконструктивно

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

ФГОС ДО от17 октября2013 г. №1155, который вступил в действие с 1 января 2014гпредъявляет требования к планируемым результатам освоения программы.Дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.

Современномудошкольникунеобходимо уметьсамомудобыватьзнания; унего должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции.

Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно – ориентированный подход в воспитании и образовании. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Вевропейскихязыкахслово«проект»заимствованоизлатынииозначает

«выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В переводе с греческого проект – это путь исследования.

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанныйнавзаимодействиипедагогаивоспитанника,поэтапная

практическаядеятельностьподостижениюпоставленнойцели.

В новое время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей –исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, гдеи как они будут использоватьих всвоей жизни.

Оченьлегкозапомнитьиуяснить,чтопроект–это5«П»: Проблема;

Проектированиеилипланирование; Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнитьпросто–пятьпальцевруки.Шестое«П»-портфолио,вкотором собраны наработанные материалы ( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Проектыбываютразныхвидов:

Творческие-послевоплощенияпроектавжизньпроводитсяоформление

результатаввидедетскогопраздника.

Исследовательские - дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые - это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельныхуголков).

Проектнаядеятельность–этоинтегрированныйметодобучения, которыйявляется для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой.

Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.

В нашем детском саду широко используется проектный метод у всех педагогов. Мы выбираем тему, разрабатываем план работы и реализуем проект. В 2014-2015 учебном году мною был реализован проект по познавательному развитию «Познай себя».

Цель этого проекта: сообщение детям знаний о строении собственного тела, работе различных органов , а так же вызвать у детей оценочное отношение к социальнымявлениям,фактам,событиям,способствоватьразвитиюсоциальных эмоций, чувств, приобщать детей к социальному миру людей.

Задачи:

  1.         Сформироватьуребёнкапредставлениеосебекакопредставителе человеческого рода.
  2. Осознание        своего«        Я»как        частиприроды,        воспитание        особого отношения к живой природе.
  3. Формированиепотребностивздоровомобразежизни.
  4. Воспитание в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к людям.

Работая над этим проектом, дети и сами учились составлять проекты.Совместно с родителями дети разработали проекты на темы: «Вода, свойства воды», «Воздух», «Витами для нашего организма». С презентацией своих проектовдетивыступилипередродителямиидетьминаитоговомзанятии

«Витамины». Используя метод проектов, я сделала вывод, чтодети сталилучше рассуждать, у них развивается диалогическая речь, они научились работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту.

В 2015-16 учебном году я работаю над проектом «Мой мир». Цель этого проекта: поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведении и деятельности. Совместно с детьми мы выпустили стенгазету «Что такое работа, зачем люди работают; выставку рисунков « Кем я хочу быть», также была оформлена фотовыставка « Кем работают мои родители» Провела занятия «Все профессии важны» «Растения – тоже люди». Совместно с родителями ребята сочиняли сказки о разныхпрофессиях,апотом всем нам их рассказывали. Так же оформлены альбомы «Профессии родителей», «Моя семья», « Город, в котором я живу». Благодаря работе над этимпроектомудетейпоявилсяустойчивыйинтерес кпрофессиям,расширился кругозор.Ребята знаютназвания многих профессий,несколько детей выступали на конкурсепроектов « Хочу все знать» была награжденыдипломами.

С родителями мы провели родительское собрание «Как витамины нужны человеку для взрослых и детей», провели анкетирование по данной теме. В приёмной группы обозначен уголок «Наш проект», где регулярно обновляются консультации для родителей «Юмор в рисунках», «Десять заповедей создания произведений для детей», «Разгадай кроссворд вместе с ребёнком» и другие. Родителипринялиактивноеучастиевоформлениипредметно-развивающей

среды, а также приняли активное участие в оформлении группы к Новому году. Оказали посильную помощь в подготовке и проведении развлечений, праздников. Принимали активное участие в выставках рисунков и совместных работ.

Итогом нашего проекта стало открытое занятие в рамках «Дня открытых дверей»- «Добрые ладошки», где дети показали отличные знания, полученные в учебном году.

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

Система работы по организации проектной деятельности в работе с дошкольникми в ДОУ (из опыта работы старшего воспитателя)...

выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...

Доклад на тему "Проектная деятельность в детском саду"

Этот доклад был представлен на семинаре по теме «Проектирование образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений», цель которого повышение профессионализма пед...

Доклад на тему "Проектная деятельность в детском саду"

Этот доклад был представлен на семинаре по теме «Проектирование образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений», цель которого повышение профессионализма пед...

Доклад на тему Проектная деятельность как современная образовательная технология в ДОУ

Доклад на тему Проектная деятельность как современная образовательная технология в ДОУ...

Доклад на тему «Готовность воспитателя реализовывать воспитательный и образовательный процессы в рамках новой Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования»

Я представляю  вашему  вниманию  очень важный и актуальный  вопрос  «Готовность воспитателя реализовывать  воспитательный  и образовательный  процессы в р...