Исследовательский проект "Без рук и без крыльев оно, быстро бежит не догонишь его"
проект (подготовительная группа)

Герасимович Наталья Валерьевна

В статье описание развития временных представлений у ребёнка 6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.docx493.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеC:\Users\User\Desktop\перец\заставка, логотип\ЛОГОТИП.jpg

"Детский сад № 54 "Радуга" г. Воркуты

Проектная исследовательская работа

 «Без ног и без крыльев оно, быстро летит не догонишь его»

Автор: Савченко Семён, 6 лет

Руководитель: Герасимович Наталья Валерьевна, воспитатель

Савченко Алла Александровна, мама

г. Воркута,

2021 год

Введение

Современные условия труда требуют от человека умение следить за течением времени в процессе деятельности, распределять его во времени, реагировать на разные сигналы с определённой скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Они познают временные характеристики реальных явлений, их длительность порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений. Но специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».

Актуальность:

В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд базовых понятий, на основе чего строится вся система знаний об объективной действительности. Одним из них является понятие времени. Вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени. Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно.

Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Восприятие времени — это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Человечество прошло длительный путь осознания и определения времени.

Согласно ФГОС ДО в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена задача по формированию первичных представлений в пространстве и времени.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребёнку. Умение ориентироваться во времени даёт детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребёнок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребёнка-дошкольника.

Объект исследования: процесс измерения временных понятий.

Предмет исследования: приборы для измерения времени.

Цель: развитие временных представлений у ребёнка 6 лет.

Гипотеза: А правда ли что время может - лететь, тянуться, бежать, поджимать, утекать.

Задачи исследования:

Обучающие:

-систематизировать и обобщить знания ребёнка о временных отношениях;

-Познакомить детей с историей появления часов в жизни человека;

-Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности.

Развивающие:

-развивать представление о времени.

-развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

-развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории;

-формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

Воспитательные:

-воспитывать желание «беречь» время;

-обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционального общения, способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.

Участники исследования и описание их роли:

- Савченко Семён, 6 лет, воспитанник МБДОУ №Детский сад № 54» (главный участник и инициатор проекта);

- Савченко Алла Александровна, мама (непосредственный участник и помощник);

- Герасимович Наталья Валерьевна, воспитатель.

Методы исследования:

Знакомство с книгами и статьями в сети Интернет на тему по данной проблеме.

Создание анкет.

Анкетирование детей в группе.

Посещение виртуального музея часов.

Чтение произведений о времени: С.Маршак «Мы в часы мячом попали»; «Сказка о потерянном времени» Е. Шварц; стихотворение «Секунда, минута, час»; А. Шибаев. «Часы» В.Орлов; «О распорядке дня», «Дни недели», «Королевство минуток», «Времена года» А Кузнецова.

Просмотр мультфильмов: «Паровозик из Ромашкова», «Ключи от времени», «Фиксики –часы».

Создание песочных и водных часов.

Эксперименты с часами и с временем.

Новизна исследования

В своей практической деятельности педагоги сталкиваются с тем, что в работе с дошкольниками по формированию временных представлений недостаточно классических, традиционных методов и приемов, описанных в методической литературе. Сложность данной работы заключается в том, в дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени.

 Новизна проекта заключается в опытно – экспериментальном освоении дошкольниками временных отрезков времени и как следствие, в понимании почему время «бежит», «течет», «летит», «тянется» и т.д. Параллельно проводимая исследовательская работа позволила ребёнку проявить активность, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями, самостоятельность в нахождении ответов на вопросы, развить познавательные способности (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Практическая значимость исследования

Ко всем требованиям, которые предъявляет ребёнку школа, его надо готовить ещё в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего надо развивать у ребёнка чувство времени – умение определять и чувствовать определённые отрезки времени. Умение ребёнка дошкольника устанавливать временную последовательность развивает в нём уверенность, самостоятельность, собранность, организованность и умение планировать деятельность.

Описание проведения в рамках проекта (эксперимента), серии опытов.

Меня зовут Савченко Семён, мне 6 лет. Я уже знаком с часами, и я знаю для чего они нужны. У часов есть стрелки, которые обозначают час, минуту, секунду. С помощью часов определяют время.

А недавно я стал замечать, что взрослые часто говорят, что время летит, торопится, ползёт, поджимает. И я решил проверить: так ли это?

Я начал спрашивать у ребят, может они что-то знают о времени. Мы с воспитателем Натальей Валерьевной разработали анкеты и провели опрос ребят в группе. Оказалось, что не все дети нашей группы понимают, как же время может бежать, утекать, мчаться или тянуться.

Опыт 1. Мама предложила мне провести опыт с часами. «Что можно сделать за одну минуту» я нарезал полоски из бумаги, чистил морковь, рисовал кружочки. Оказалось, не много можно сделать за одну минуту.

Опыт 2. Так сколько же это, много или мало – 1 минута. Я решил угадать. Мама включила секундомер, а я поднял руку, когда почувствовал, что минута прошла. И оказалось, что я почти угадал.

Опыт 3. Затем мама предложила мне посидеть три минуты и поиграть с Даней три минуты. И оказалось, что, когда я сидел - время тянулось. А когда мы играли, время - пролетело.

Опыт 4. Мы решили проверить, за какое время я оденусь на прогулку. И оказалось, что я одеваюсь за 2 с половиной минуты. Значит, чтобы не опаздывать я должен начать одеваться за 2 с половиной минут до выхода.

Опыт 5. С мамой дома мы сделали водные и песочные часы. Для этого нам понадобилось: 4 пластиковые бутылки, 4 крышки, клей, ножницы, песок, две трубочки.

Опыт 6. И решили проверить время на всех часах. Мы взяли механические часы с секундной стрелкой, электронные, водные и песочные. И одновременно их засекли. Оказалось, что минута длится на всех часах одинаково.

Выводы о полученных результатах исследования.

В результате проведённых опытов и экспериментов мы пришли к выводу, что время нельзя потрогать руками, но оно действительно может лететь, тянуться, бежать, поджимать, утекать.

Я понял, что, когда занимаешься интересным делом, время летит, бежит, а когда чего-то ждёшь, время тянется. А если ты опаздываешь, то оно начинает поджимать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Быстрого и ловкого болезнь не догонит"

Конспект физкультурного занятия в русском стиле в старшей группе....

Экологическое занятие «Течёт, течёт – не вытечет, Бежит- бежит- не выбежит»

Тема: «Течёт, течёт – не вытечет, Бежит- бежит- не выбежит»Цель:1. Воспитывать у детей бережное отношение к воде.2. Развивать умение анализировать.3. Привлечь детей к активным действиям по охране и эк...

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми младшей группы с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности "Бежит, журчит, играется. водичка развлекается!""

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми младшей группы с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности  "Бежит, журчит, играется. в...

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Бежит, бежит водичка»

laquo;Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит иливолнуется ветром, она движется и даёт жизнь идвижение всему её окружающему»Иван АксаковВода главный компонент жиз...

Призентация на тему Ой бежит, бежит ручей

Призентация вторая младшая группа Ой бежит, бежит ручей....