Конспект занятия «Как солнце весне помогало»
план-конспект занятия

Солнце румяное, как (блинчик).

Сказка закончилась? (Нет.) Как же солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками? Давайте прислушаемся. Может, звуки нам помогут? (Звучит аудиозапись «Ручей»). Что вы услышали? (Шум, журчание ручья). Посмотрите, а в конверте есть ещё карточки. (Выставляет карточки с изображением признаков ранней весны). Давайте продолжим сказку, а карточки нам помогут.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak-solntse-vesne-pomogalo.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №87»

Конспект занятия

«Как солнце весне помогало»

Воспитатель: Иванкина Н.П.

Высшая квалификационная категория

Занятие по развитию речи с использованием опорных картинок

Цель. Уточнять и расширять представление о перелётных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить составлять рассказы по опорным картинкам. Обогащать словарный запас. Формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты). Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже.

Материал. Конверт с письмом. Карточки с изображением лампочки, костра, солнца; характерных признаков весны; перелётных птиц; диких животных. Плоскостное изображение берёзы с распускающимися листьями. Музыкальная игрушка — птичка. Бельевые прищепки, веточки, гнездо. Круг из жёлтой бумаги с прикреплёнными к нему одним концом жёлтыми лентами. Вырезанные из жёлтой бумаги солнышки. Аудиозаписи «Ручей» и «Голоса птиц» из серии «Волшебные голоса природы».

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня утром у двери нашей групповой комнаты я обнаружила конверт с нарисованной на нем золотой рыбкой и надписью: Детям группы «Золотая рыбка». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот беда: убрала конверт, а куда не — не помню. Помогите мне его найти! (Дети находят на одной из полок конверт.)

Еще на конверте написано: «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да.) Давайте прочитаем! (Воспитатель предлагает всем сесть и читает письмо.)

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца — Зима, три месяца Весна, Три месяца — Лето, три месяца — Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоилось Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце).

Действительно, солнце — самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

Игра «сравни и назови».

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают.

Солнце желтое, как (одуванчик).

Солнце круглое, как (мячик).

Солнце ласковое, как (бабушка).

Солнце румяное, как (блинчик).

Сказка закончилась? (Нет.) Как же солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками? Давайте прислушаемся. Может, звуки нам помогут? (Звучит аудиозапись «Ручей»). Что вы услышали? (Шум, журчание ручья). Посмотрите, а в конверте есть ещё карточки. (Выставляет карточки с изображением признаков ранней весны). Давайте продолжим сказку, а карточки нам помогут.

Дети. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Начал таять снег, потекли ручьи, зазвенела капель.

Воспитатель. А что же было дальше? (Выставляет карточку с изображением ветки с лопнувшими почками) Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья. (Выставляет карточки с изображением первоцветов и молодой травы)

Дети. Появились первые цветы, начала зеленеть трава.

Воспитатель. У нас под берёзкой тоже выросли цветы. (Выставляет карточки под плоскостным изображением берёзы) Назовите их. (Примула, медуница, ландыш, мать-и-мачеха, подснежник) А сейчас я приглашаю вас на лужайку — на мягкую зелёную травку.

Упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чём мы говорили».

Дети садятся на ковёр по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют» капель, солнышко, ручьи, цветы и т. д.

Воспитатель. Появились насекомые. Какие? (Бабочки, жуки, муравьи)

Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (Птицы) Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. (Звучит аудиозапись «Голоса птиц») Что вы слышите? (Голоса птиц, птичье пение) Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелётные) 

Игра «Хорошо-плохо».

Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в тёплых краях бодрствуют круглый год.)

Что плохого в том, птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие перелётные птицы погибают в пути, на выдерживают трудноЙ дороги.)

Воспитатель (прикрепляет к берёзе карточки с изображением перелётных птиц) Посмотрите, на нашей берёзе сидят птицы. Каких перелетных птиц вы знаете? (Скворец, жаворонок, иволга, трясогузка, грач, соловей) Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (Проверяют старые гнёзда, строят новые) Давайте поможем нашей птичке построить гнездо. (Ставит под берёзу музыкальную игрушку — птичку)

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Построим гнездо».

Под весёлую музыку Дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювом, веточки, несут их в гнездо. Птичка благодарит детей.

Воспитатель (выставляет под берёзу карточку с изображением зайца после линьки) Ой, смотрите, под берёзой заяц! (Выставляет карточки с изображением других диких животных после линьки). Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны? (Животные линяют: меняют тёплый пушистый мех на более лёгкий, редкий. Некоторые меняют окраску: заяц, лиса, белка стали серыми)

А что происходит с деревьями и кустами к концу весны? (Выставляет карточки с изображением цветущих деревьев и кустов. Дети отвечают: «Зацветает черёмуха, ива, ольха, яблони, груши, вишни».)

Ну вот мы и разложили все карточки по порядку. А сейчас все вместе продолжим сказку «Как Солнце Весне помогало».

Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.

Дети. Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут весёлые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинках распускаются первые весенние цветы. Начинает зеленеть травка. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелётные птицы. Они проверяют старые гнёзда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов. Звери линяют: меняют густой, пушистый мех на более лёгкий, редкий. Меняется и цвет меха, например, заяц стал серым. Зацветают деревья: ива, ольха, черёмуха, яблони, вишни.

Воспитатель. Так в чём же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (Солнце поднимается выше, греет ярче и сильнее) Приглашаю всех пройти на нашу лужайку и сесть в кружок. (Дети садятся на ковёр) Скажите, вы любите весну? (Да) Сейчас каждый будет говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Дети произносят по предложению («Я люблю весну за весёлую, звонкую капель» и т. д.) и вытягивают ленты.

Воспитатель. Посмотрите, что у нас получилось. (Солнце.) А вы — его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно. (Вынимает из конверта бумажные солнышки) К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли Весне победить за холод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию и окружающему миру "Как солнце Весне помогало"

На занятии используются здоровьесберегающие, проблемные, игровые, личностно-ориентированные технологии. Дети уточняют и расширяют представления о весенних изменениях живой и неживой природы, перелётны...

Конспект занятия "Как солнце весне помогало"

Конспект занятия "Как солнце весне помогало"...

Конспект НОД "Как солнце весне помогало"

Уточнение представлений о весенних изменениях в природе....

Конспект НОД "Как солнце весне помогало"

КАК СОЛНЦЕ ВЕСНЕ ПОМОГАЛО  Автор: Кириченко А.Л. Задачи:Образовательная область.«Познавательное развитие»Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, весенних изм...

Конспект занятия "Как солнце весне помогало"

Конспект занятия "Как солнце весне помогало"...