Конспект интегрированного занятия по развитию и окружающему миру "Как солнце Весне помогало"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Потапова Татьяна Сергеевна

На занятии используются здоровьесберегающие, проблемные, игровые, личностно-ориентированные технологии. Дети уточняют и расширяют представления о весенних изменениях живой и неживой природы, перелётных птицах; учатся высказывать свои мысли, строить предложения, развивают фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_solntse_vesne_pomogalo.docx50 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите название записи]

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

По развитию речи и подготовке к обучению грамоте

(подготовительная группа)

Как Солнце Весне помогало

 

Подготовила и провела:

воспитатель Потапова Т.С.

Климовск

Цели занятия:

1. формировать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему;

2. учить составлять предложения по опорным картинкам;

3. обогащать словарный запас, формировать образную речь(подбирать сравнения, эпитеты);

4. упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;

5. развивать фонематический слух (продолжать учить проводить фонетический разбор слова, закреплять умение различать гласные звуки, твёрдость и мягкость согласных; определять положение звука в слове);

6. уточнять и расширять представления о перелётных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе;

7. показать элементы здоровьесберегающих технологий и развивающих игр, используемых на занятиях по развитию речи;

8. воспитывать бережное отношение к животным и растениям, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Оборудование:

Конверт с письмом; карточки с изображением лампочки, костра, солнца, характерных признаков весны, перелётных птиц, диких животных; плоскостное изображение берёзы; музыкальная игрушка-птичка; фланелеграф с звуковичком,  гнездо, жёлтый круг с лентами; аудиозапись «голоса птиц»

Раздаточный материал:

Бельевые прищепки, веточки, звуковые квадраты.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в уголке природы я обнаружила письмо. Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его откроем и прочтём. Написано-«сказка», но названия нет. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (ответы детей)

Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето, три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что  она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат ещё карточки, на которых нарисованы лампочка, костёр и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответ детей- Солнце. Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А ещё оно какое?

Основная часть:

  1. Проводится игра « Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети её заканчивают.

-Солнце жёлтое, как …(одуванчик).

-Солнце круглое, как …(мячик).

-Солнце ласковое, как …(бабушка).

-Солнйе румяное,  как …(блинчик).

2. Проводится игра «Найди Звуковичка в слове». Дети надевают на ножки Звуковичка ботиночки красного цвета, а затем передвигают его по схеме слова (начало, середина, конец). Игра проводится на фланелеграфе.

Воспитатель: «Ребята, мы сказали, что Солнце круглое, а на какую букву оно похоже? (ответ-букву О ) Какой звук она  обозначает? (ответ- звук [O] ). Поиграем со Звуковичком(вставлена буква О). Какие башмачки мы наденем Звуковичку? (красные) Почему? ( т. к. звук [ О ]-гласный). Где-же находится звук [O] в слове «солнце»?

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (ответы детей). Конечно, нет. Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками? Посмотрите внимательно на картинки и скажите: Как Солнце помогло Весне?»

Ответы детей:

-Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.

-Начал таять снег.

-Потекли ручьи.

-Зазвенела капель.

Воспитатель: А что же было дальше?

Воспитатель выставляет карточки с изображением веток с набухшими и лопнувшими почками.

Ответы детей:

-Вода напоила землю. На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.

Воспитатель выставляет изображение берёзы весной и закрепляет карточки с изображением цветов под берёзой.

Воспитатель: «Но ещё раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, мать-и- мачеха, медуница, крокусы. У нас под берёзой тоже появились первые цветы на проталине.

Воспитатель: «А сейчас я приглашаю вас на лужайку»

  1. Выполняется упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чём мы говорили». Дети садятся по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют»:солнышко, капель, ручеёк, цветочек.

Воспитатель: « А кто ещё просыпается на земле под снегом?» (ответы-насекомые: муравьи, мухи, жуки, гусеницы.) Как вы думаете, кто этому обрадовался?

Звучит аудиозапись «Голоса птиц»

Ответ детей: птицы.

Воспитатель: «Закройте глаза и послушайте. Что вы слышите? (Ответы-пение птиц) Чьё пение? (птичье) Повторим вместе.

  1. Проводится игра «Хорошо-плохо».

Если «хорошо», то дети хлопают в ладоши; а если  «плохо» - топают ногами.

Воспитатель: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (ответ- перелётные). Попробуем определить: что хорошего, в том,что птицы улетают на юг, и что плохого.

Ответы детей:

-Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.

-Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в тёплых странах бодрствуют круглый год. (Это хорошо)

-Мы не видим птиц,  не слышим их пения.

-Многие перелётные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.(Это плохо)

5. Проводится игра «Звуковые квадраты».

Выложите с помощью звуковых квадратов слово: ПТИЦЫ.

[п]-согл., глух., твёрд; [т*]-согл., глух.,мягк.; [и]-гласн.; [ц]-согл., глух., твёрд.; [ы]-гласн. Сколько звуков получилось? (пять) Сколько слогов? (два) Какой ударный? (второй)

6.  Проводится игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель прикрепляет карточки с изображением птиц на берёзу.

Воспитатель: «Посмотрите, на нашей берёзе сидят  птицы. Все ли они перелётные? Какая лишняя?(скворец, грач, дятел, жаворонок) Ответы детей: дятел, он зимует у нас.

Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (строят гнёзда) Давайте поможем птичке построить гнездо.

7. Проводится пальчиковая игра  с прищепками «Возьмём в клювик»

Воспитатель ставит под берёзу музыкальную игрушку-птичку. Под пение птиц дети  берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками,веточки несут их в гнездо. Птичка свим пением благодарит детей за построенное гнездо.

Воспитатель выставляет под берёзкой карточку с изображением зайца после линьки.

Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?(ответы-животные линяют: меняют тёплый пушистый мех на более лёгкий и редкий.) Некоторые животные меняют окраску

8.  Проводится игра «Отгадай загадку»

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый-краса!

А зовут её …(лиса)

Была лиса какая?(коричневая,бурая), а теперь какая?(рыжая)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (заяц)

Был какой? (белый) А стал каким ? (серым)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

Была какая? (серая) А стала какой? (рыжей)

Воспитатель выставляет карточки с изображением цветущих деревьев.

Воспитатель; « А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны? (зацветают). Посмотрите что у нас получилось. Какая весенняя красота! И сейчас мы вместе продолжим сказку.»

Каждый ребёнок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.

Рассказ детей:

-Солнце греет ярче, чем … зимой. Тает … снег, с крыш свисают …  сосульки, звенит … капель. Бегут весёлые … ручейки. Почки деревьев … набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинах распускаются … первые цветы. Из земли выползают …  насекомые. С юга … возвращаются перелётные птицы. Они строят … гнёзда, чтобы откладывать яйца и вывести птенцов. Звери … линяют, меняют густой мех на лёгкий и редкий. Цвет …меняется.

Воспитатель: «Так в чём же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?»(Дети: солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее. ) Попробуем придумать название к нашей сказке. ( Дети: Как Солнце Весне помогало.)

Затем воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок.

Заключительная часть:

Воспитатель: «Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.(Дети произносят по предложению и вытягивают ленту.)

Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? ( Солнце) А вы его лучики, добрые и светлые, а значит всем вокруг от вас должно быть тепло и радостно. Повернитесь к гостям и подарите им кусочек солнышка, свою улыбку.»  

  

 

 

   

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте

( старшая группа )

Загадки на грядке

Подготовила: Потапова

Татьяна Сергеевна

(воспитатель)

Климовск

Цели занятия:

  • Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы, строя предложение из 4-5 слов;
  • Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта;
  • Активизировать названия овощей, закрепить обобщающее понятии « овощи»;
  • Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;
  • Учить детей понимать образный смысл загадок;
  • Формирование грамматического стоя речи;
  • Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;
  • Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных;
  • Закреплять правильное произношение звука [p];
  • Учить выделять звук [p] в начале, середине и конце слова;
  • Учить выкладывать схему слова.

Материалы для занятия:

  • Картинки с изображением различных овощей и фруктов;
  • Муляжи овощей;
  • Игрушечная собака или собака из театра бибабо;
  • Игрушка-бабушка из театра бибабо;
  • Схема для определения характеристик звука;
  • Квадраты красного, синего и зелёного цветов для выкладывания схемы;
  • Кастрюльки, горшочки и кувшины из картона, на тыльной стороне которых нарисованы овощи и фрукты.

Раздаточный материал:

Квадраты красного, синего и зелёного цветов.

Ход занятия:

Часть 1

Введение в занятие:

Воспитатель: Сегодня, дорогие ребята , нас ждут интересные встречи и увлекательные игры. А начать наше занятие я хочу со стихотворения Я. Бжехвы. Стихотворение я вам прочту, а вот название для него вы придумаете сами. Прошу вас помочь мне, вставляя нужные слова, когда я сделаю паузу.

Во время чтения стихотворения воспитатель вместо названия овощей показывает картинки.

В огороде … помидор

Взгромоздился на забор

Притворяется, негодник,

Будто сам он огородник!

Возмутилась тётя … репа:

«Это глупо и нелепо!»

Крикнул дядя … огурец:

«Безобразник! Сорванец!»

Огорчился старый … лук:

«Не терплю подобных штук!»

Покраснел сорванец,

Устыдился наконец,-

И скатился чин по чину

К огороднику в корзину!

Воспитатель: Так какое же название вы бы дали этому стихотворению? ( Дети: «Овощи» «Разговор овощей» и т. д.) Ян Бжехва назвал его «Овощи». Вот и наше сегодняшнее занятие тоже будет посвящено овощам. Я предлагаю вам устроить настоящий овощной праздник. Где же нам найти овощи? Правильно, можно отправиться за ними дачу, в деревню. Я предлагаю съездить в деревню. Там живёт одна моя знакомая бабушка Клава.  У неё прекрасный участок, где растёт много овощей. Как по-другому назвать этот участок? Правильно, у бабушки Клавы прекрасный огород.

Часть 2

Разговор с Барбосом.

Воспитатель: Дом и огород бабушки Клавы сторожит пёс Барбос. Он  вовсе не злой, а очень добродушный и очень любит играть с детьми. А вы хотите поиграть с Барбосом?

Барбос (игрушка бибабо): Ребята, я не только огород и дом сторожить умею, я ещё умею считать. Вот спросите  у меня: «Барбос, сколько у тебя хвостов?»-  и я отвечу.

Воспитатель: Барбос, сколько у тебя хвостов?

Барбос: У меня один хвост. Атеперь спросите про нос.

Ребёнок: Барбос, сколько у тебя носов?

Барбос: у меня один нос. А теперь спросите про уши (про брови, глаза, рот, щёки, лапы).

    Барбос не отвечает на вопрос до тех пор, пока ребёнок не образует правильную форму.

Часть 3

Загадки бабушки Клавы.

 Воспитатель: Теперь, после того как мы поиграли с Барбосом, давайте познакомимся с бабушкой Клавой. ( Воспитатель показывает детям игрушку «бабушка» из театра бибабо и с этого  момента разговаривает от лица бабушки Клавы.)

Бабушка Клава: Здравствуйте, ребятки, зачем же вы ко мне пожаловали? За овощами? Что ж, тогда отгадайте мои загадки.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла,

Ты посоли её немножко.

Ведь, правда, вкусная? …(картошка)

Воспитатель: А как вы догадались, что загадка о картошке? О каком ещё овоще говорят, что он рассыпчатый? Конечно, только о картошке.

Летом в огороде свежие, зелёные,

А зимою в бочке-жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?...(огурцы)

Микробов он сбивает с ног.

Ну а зовут его? …(чеснок)

Нарядилася Алёна

В сарафанчик свой зелёный,

Завила оборки густо.

Узнаёшь её …(капуста)

Нужнее всех из овощей

Для винегретов и борщей

Из урожая нового

Красавица бордовая. (свёкла)

Воспитатель: А как вы поняли, что загадка о свёкле? А вы помните, из каких ещё овощей, кроме свёклы, делают винегрет? Вы знаете ещё какой-нибудь овощ, который тоже был бы бордового цвета?

Все узнают молодца,

Что растёт на грядке:

Он побольше огурца,

 Толстый он и гладкий,

Тоже держится за плеть.

Приходите посмотреть! (кабачок)

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слёз доведу. (лук)

Воспитатель: По каким признакам мы узнаем в этой загадке лук?

Привязан кустик к колышку,

На кустике-шары.

Бока подставим солнышку,

Краснеют от жары, (помидоры)

Воспитатель: Какие слова, сравнения позволили вам быстро разгадать загадку?

Часть 4

Звук [p]

Воспитатель: А теперь послушайте меня внимательно: «помидор-р-р», «огур-р-р-цы», «кар-р-р-тошка». Какой звук я выделила в названии овощей? Правильно, это звук [p].  Звуковичок поможет нам дать характеристику звуку. Он гласный или согласный? Почему согласный? Какой он звонкий или глухой? (наденем Звуковичку колокольчик , т.к.звук [p] звонкий, а также зелёные и синие ботиночки, т.к. он может быть твёрдым и мягким)

Проводится игра «Светофор»

Дети вооружаются синими и зелёными квадратами.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, в названии каких овощей и фруктов есть звук [p] и [p’]. Я буду называть слова, а вы поднимать карточки: синюю, если звук [p] будет твёрдым, и зелёную, если звук [p’] будет мягким. Помидор, горох, морковь, репа, укроп, тыква, петрушка, редька, смородина, крыжовник, огурец, перец, груша.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам показать бабушке Клаве, что мы с вами умеем каждое слово не только произносить, но и выкладывать с помощью квадратов разного цвета. Я предлагаю вам составить схему слова «горох».

Дети определяют, что в слове три согласных звука и два гласных.

[г]-согл.,твёрд., обозначаем синим.

[о]-гласн., обозначаем красным.

[р]-согл.,твёрд.,(синий).

[o]-гласн., (красный).

[х]-согл., твёрд., (синий).

Таким образом, получается схема: горох.

Каждый ребёнок выкладывает схему на своём рабочем месте, одного из детей приглашают  к доске.

Бабушка Клава: Вот так чудеса! Я и не знала, что слова можно так изображать.

Физкультминутка

Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики на стихотворение Ю. Тувима «Овощи».

Хозяйка однажды с базара пришла, (ходьба на месте)

Хозяйка с базара домой принесла: (поднимают тяжёлые сумки)

Картошку , (поочерёдно загибают пальцы рук правой и левой)

Капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу. Ох!... (кисти встряхнуть)

Вот овощи спор завели на столе-(руки в стороны к плечам)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле? (пальцы поочерёдно  отгибаются из кулака)

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка и свёкла? Ох!...

Хозяйка тем временем ножик взяла, (ладонь ребром по ладошке)

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, (сомкнутые ладони)

Капусту, (ладони размыкаются, пальцы в стороны)

Морковку, (соединить вытянутые ладони)

Горох, (соединяем указательные пальцы с большим)

Петрушку, (шевелим пальчиками)

И свёклу.(прислоняем кулачки пальчиками друг другу)

Ох! ( ладони сцепленные в замок, выворачиваем, руки вытягиваем)

Накрытые крышкою в душном горшке (повороты туловища)

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, (приседая)

Петрушка и свёкла. Ох!...

И суп овощной оказался неплох! (прыжки на месте с хлопками в ладоши)

Бабушка Клава: Ну что ж, и загадки вы разгадали быстро, и в названиях овощей и фруктов нужный звук нашли, и даже такой замечательный суп сварили! Теперь очередь за мной. Я для вас тоже приготовила вкусное угощение из овощей и фруктов.

Часть 5

Обед из овощей и фруктов

Проводится игра «Скажи со словом…»

Бабушка Клава: Усаживайтесь за стол. Разбирайте кастрюльки. В них я приготовила суп. Скажите какой суп в ваших кастрюльках?

Воспитатель (показывает пример): У меня на кастюльке нарисован горох. Значит, в кастрюле суп из гороха-гороховый суп.

Дети образуют прилагательные: суп из картофеля-картофельный, суп из свеклы-свекольный, суп из лука-луковый, суп из капусты- капустный, суп из помидоров, или томатов-томатный, суп из овощей-овощной.

Бабушка Клава: А теперь принимайтесь за второе. В горшочках-рагу из овощей. Скажите, какое вы будете есть рагу?

Рагу из моркови-морковное, из свёклы-свекольное, из картофеля-картофельное, из кабачков-кабачковое, из гороха-гороховое, из капусты-капустное, из тыквы-тыквенное, из овощей-овощное.

Бабушка Клава: А на сладенькое-то пастила из фруктов. Она в специальных формочках. Угощайтесь! Какая у вас пастила?

Пастила из яблок-яблочная пастила, из груш-грушевая, из вишни-вишнёвая,из слив-сливовая, из клубники-клубничная, из смородины-смородиновя, из чёрной смородины-чёрносмородиновая, из красной смородины-красносмородиновая.

Воспитатель: Дорогие ребята, вы всё сделали правильно. Теперь нам остаётся поблагодарить бабушку Клаву и отправиться в детский сад.

Часть 6

Выход из занятия

Рассказы из личного опыта детей

Воспитатель: А знаете, ребята, после нашего недолгого путешествия мне вдруг вспомнилась моя дача, где я много времени провела этим летом. Я расскажу вам о ней.

     У меня на даче есть небольшой огород и маленький сад. В огороде есть грядки с капустой, морковью и свеклой. Моя дочка помогала мне ухаживать за овощами. Её любимая грядка-огуречная. Всё лето она ухаживала за огурцами, поливала их, пропалывала, рыхлила, подвязывала длинные плети. Поэтому у нас был богатый урожай огурцов. Мы любим бывать на даче и с удовольствием трудимся на огороде. А ещё мы любим приглашать туда друзей.  Мы угощаем их разными блюдами из наших овощей. Гости восхищаются моим борщом, с удовольствием едят кабачковые оладьи и всегда просят добавки.

     Теперь я предлагаю вам рассказать о том, что растёт на вашей даче, в огороде или в саду у ваших бабушек или дедушек, просто знакомых.

     Расскажите, есть ли на вашей даче сад или огород. Сначала скажите, какие овощи и фрукты растут на даче. Потом расскажите, кто за ними ухаживает и как,  помогаете ли вы своим родным. Закончите рассказ тем, какой был урожай в этом году, блюда из каких овощей или фруктов вы пробовали.

Воспитатель вместе с детьми заслушивают несколько рассказов.

Воспитатель: Вы славно потрудились на даче в этом году. Ну а мы подведём итоги нашего занятия

 

    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе на тему: "Весна идет - весне дорогу"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе «Весна идет – весне дорогу» Разработала и провела : воспитатель Курманбаева Г.М. Описание:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: Природа весной.

Расширяет  представления детей о характерных признаках весны, учит находить эти признаки самостоятельно; развиватет умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать и...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Весна - красна»

Данный конспект прогулки весной предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе иг...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: «Ждём весну!»

Занятие направлено формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества. С помощью дидактических игр обогатить лексический запас слов по теме (Отечество, защитник), закрепить знания прилага...