Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»
картотека (подготовительная группа)

Елецких  Марина  Васильевна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_podg.gr_.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»

Дид. игра «Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

Дид. игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

Дид. игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дид. игра «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Дид. игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Дид игра «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

Дид. игра «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Дид. игра «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

Дид. игра «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Дид. игра «Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»

Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа» 

Задачи:

ü Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе

ü Воспитывать у детей желание учиться

ü Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы

ü Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская

Роли и ролевые действия

Учитель:

ведёт урок, заполняет журнал, делает перекличку, вызывает к доске, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки.

Ученики:

сидят за партой, пишут в тетрадях, на доске, отвечают на вопросы, поднимают руку.

Директор:

даёт распоряжения учителям, направляет на уроки, пишет расписание уроков, распределяет учеников по классам, посещает уроки, собирает учителей на педсовет и т.д.

Охранник:

охраняет школу от хулиганов, следит за дисциплиной на переменах, следит за монитором, проверяет сменную обувь.

Предметно – игровая среда

 

ü Школьная доска

ü Карандаши

ü Линейки

ü Тетради в клетку

ü Журнал

ü Указка

ü Кукла в школьной форме

ü Касса букв

ü Ластики

ü Прописи

ü Портфель

ü  Пенал

ü  Палочки счётные

ü  Мел

ü  Цифры

ü  Предметные картинки

ü  Набор слогов

ü  Букварь

ü  Ребусы

ü  Звонок

 

 

Перспектива обогащения предметно – игровой среды

ü Подбор художественной литературы о школе

ü Изготовление карточек –  схем для составления описательного рассказа

ü Оформить альбом о школе

Предварительная работа

ü Беседа о школе, о школьных принадлежностях, ориентируясь на иллюстрационный материал

ü Экскурсия в школу

ü Конструирование из  ЛЕГО школы

ü Чтение художественной литературы

ü Самостоятельная организация игровой обстановки в совместной деятельности с воспитателем

ü Рассматривание картин о школе.

ü Дидактическая игра «Собери портфель»

ü Заучивание стихотворений о школе

ü Разучить песню «Чему учат в школе»

ü Рисование «Наша школа»

ü Ручной труд: сделать атрибуты для игры « в школу»

 

 

Методы и приёмы руководства сюжетно – ролевыми играми

 

ü Участие в игре с целью показа игровых действий, игровых высказываний

ü Беседы с детьми

ü Рассматривание картин

ü Составление рассказа «Как можно играть в эту игру»

ü Проведение экскурсий

ü Чтение художественной литературы

ü Изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования

ü Строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек

 

1 – этап работы

Цель. Познакомить детей с игрой «Школа»

Задачи:

ü Изучить литературу по сюжетно – ролевым играм

ü Подобрать и систематизировать игровой материал

ü Разработать конспект сюжетно – ролевой игры

2 – этап работы

Цель. Воспитывать у детей желание учиться.

Задачи:

ü Вызвать интерес к школе, желание учиться в школе

ü Систематизировать и расширять представления детей о школе

ü Продолжать обучать умениям ролевого взаимодействия в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу)

ü Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям

3 – этап работы

Цель. Развитие речи детей на основе углубления знаний о школе

Задачи:

ü Обогащать словарный запас детей через игру

ü Активизировать словарь: пенал, циркуль

ü Продолжать развивать грамматический строй речи

ü Совершенствовать фонематический слух

ü Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах и о содержании картины

ü Развивать словесно – логическое мышление

ü Побуждать детей творчески воспроизвести в игре общественно – полезный труд взрослых в школе

Урок 1

1) Дидактическая игра «Раз, два, три – назови»

Цель. Закрепление названий профессий сотрудников школы

 

2)Дидактическая игра: «Четвёртый – лишний»

Цель. Развивать словесно – логическое мышление

 

Урок 2

3)Дидактическая игра « Будь внимателен»

Цель. Закрепление названий школьных принадлежностей. Отработка правильного употребления в предложении винительного падежа имени существительного

 

4)Дидактическая игра « Исправь ошибку в предложении»

Цель. Продолжать помогать детям, правильно употреблять падежные окончания имён существительных

 

Урок 3

5)Дидактическая игра « Собери портфель в школу»

Цель. Познакомить детей с новыми словами: пенал, циркуль. Показать, как они выглядят, рассказать об их назначении. Произнести новые слова вслух.

Итог игры

ü Воспитатель проводит итоговую   беседу с детьми

ü Воспитатель благодарит «учителя» за интересное проведение урока; «учеников» за хорошую учёбу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»

Данная картотека может использоваться педагогами при работе с детьми подготовительной группы в обучении грамоте...

Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»

Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Дид. игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить со...

Картотека дидактических игр и упражнении в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»

Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты"

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты"...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»

Данная картотека это помощник педагогам, работающими с дошкольниками подготовительной группы.Это инструмент,с помощью которого педагог помогает детям овладеть основами первоначальной грамоты будущего ...