Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия
методическая разработка

Постникова Светлана Геннадьевна

Мы должны приложить усилия ,чтобы  у каждого ребенка раскрыть способности и качества творческой личности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия

                                                                   

                      Каждый ребенок от природы наделен своеобразным сочетанием способностей и личностных качеств. Поэтому главной задачей современного дошкольного воспитания является раскрытие потенциальных способностей и качеств личности ребенка.

У детей  ярко проявляется творческое начало и они легко воспринимают образное содержание сказок, музыкальных пьес, очень изобразительны в передаче интонаций и подражаний. Для дошкольников характерна активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником развития творческих способностей дошкольников.

       У детей выделяют следующие группы способностей:

– творческое воображение (фантазия, интуиция);

– творческое мышление (живость ума);

– практическое применение методов организации творческой деятельности (стремление познавать новое, стремление к успеху и открытиям).

В музыке развитие творческих способностей происходит путем постепенного накопления впечатлений от восприятия искусства, которое является источником творчества, его образцом. Восприятие музыки предполагает способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание произведения как художественно-образное отражение действительности.

          Чтобы активизировать процесс развития творческих способностей дошкольников в процессе восприятия музыки необходимо использовать следующие методы и приемы:

-наглядный,

-словесный,

-практический.

Наглядный метод предусматривает включение в ходе слушания музыки произведений изобразительного искусства. Одновременное прослушивание музыки и просмотр произведений живописи, способствует глубокому проникновению в характер музыкального образа, учит детей сравнивать, сопоставлять его с образами в картинах художников.

 Например, для полного понимания образа ранней весны в пьесе «Март. Песнь жаворонка» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского детям можно предложить картины таких художников как: А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Март».

Словесный метод предусматривает использование художественного слова в ходе восприятия музыки:стихи, содержащие в себе определения, с помощью которых можно было охарактеризовать эмоционально-образное содержание музыки.

Прослушать фрагменты музыкальных произведений:

А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»

П. И. Чайковский «Подснежник»

Э. Григ «Весной»

П.И. Чайковский «Весна»

Задание:

1. Найти слова, подходящие характеру музыки.

2. вспомнить стихотворения, знакомые и соответствующие характеру музыки

Прием: Голосовая  разминка

 «Пробуждение природы», голосом и движениями показывая, как это происходит.

Пригрело весеннее солнце

(поднимают руки вверх, поют свой звук в фальцетном регистре)

С пригорка побежал весенний ручеек

(болтают языком, изображая бульканье ручейка)

Он до краев наполнил большую глубокую лужу

(все голосом опускаются с верхнего в нижний регистр)

Перелился ручеек через край

(голосом делают волну, вверх-вниз)

И дальше побежал

(бульканье ручейка)

Выбрались из-под коры жучки,

(ж-ж-ж…в низком регистре)

И букашки

(зз-зз – в более высоком регистре)

Расправили крылышки

(крш, крш…)

И полетели кто куда

(тр-тр…шепотом)

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало

(шур-шур)

И вылез ежик

(сопение носом)

Лес наполнился птичьими голосами

(имитация птичьих голосов все одновременно, каждый проговаривает свое – кар-кар, тех-тех, чив-чив)

Вот и пришла весна

(каждый поет свой звук в фальцетном регистре негромко. Ура!)

 Мимический прием – это пояснения характера музыки, в которых мимика, интонация голоса взрослого усиливают выразительность речи.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений.

Свиридов «Ласковая просьба»

Ж. Рамо «Злюка»

Задание: поднять карточку из дидактической игры «Забавные девчушки», соответствующую звучанию музыки, и передать мимикой своего лица характер музыки.

(игра – набор карточек, на которых выражаются эмоции: радуется, удивляется, сердится, плачет и т.д.)

Прием «Музыкальные фантазии», направленный на развитие воображения детей. Он заключается в составлении рассказа, навеянного музыкальным произведением. Пример, дети составили небольшой рассказ по музыкальному произведению Ф. Лемарка «Пудель и птичка».

«В саду играл в мячик пудель, а на пенечке сидела птичка. Пудель увидел ее и решил с ней поиграть. Птичка испугалась и улетела. Пудель лаял, прыгал, пытался поймать птичку».

К этому приему я еще добавляю и двигательную активность, где дети передают характерные образы в произведениях в движении войдя в  образ героев.

Прием коллективного сочинения различных историй на музыку, требующий умения подстроиться под содержание ранее придуманного рассказа. Например, коллективный рассказ по произведению К. Сен-Санса «Королевский марш львов».

«Из саванны вышло много львов, они шли на водопой. Это были гордые, красивые, важные животные».

Практический метод заключается в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация, оркестровка, прием «цвет-настроение», «рисуем музыку».

Прием «Пластическая импровизаци». Для детей младшего возраста нужно выбрать доступный музыкальный материал («Курочки и петушок», «Слон» К. Сен-Санс, Э. Григ «Птичка», и др.). Затем, предложить детям полетать как птички, ходить как слоны и т. д. Первоначально, по показу воспитателя, затем необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить определенный образ.

Прием оркестровка  предполагает выбор инструментов, соответствующих содержанию музыки, последующую оркестровку музыкального произведения с помощью этих инструмент

ов.

1.Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

А. Гречанинов «Вальс»

С. Майкапар «Росинки»

(музыкальные инструменты: металлофоны, треугольник, колокольчики)

Задание: аранжировать музыкальное произведение с помощью детских инструментов.

Можно использовать С. Майкапар «Росинки» ритмическое упражнение.

1-4т: звенят колокольчики, трещетки, металлические или маленькие бубны на сильную долю такта, выставив руки вперед.

5-6т: кружатся на носках (быстро звеня инструментом)

7-10т: повернувшись, друг к другу, хвастаются (поочередно играют на своих инструментах)

11-12т: кружатся на носках.

13-16т: «пружинки» руки с инструментами вперед, отмечают сильную долю такта.

17т: бегут по кругу, спрятав инструменты за спину.

(эту музыку можно создать с помощью инструментов, издающих нежный, звонкий, металлический звук

2.Ребята прослушивают музыкальное произведение, выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания музыки. При повторном слушании дети стараются играть ритмично, в характере музыки, не заглушая общего звучания. Например, оркестровое оформление русской народной плясовой «Барыня».

3.Звучит «Марш деревянных солдатиков» в обработке.

Определить: какие инструменты используются (металлофон, ксилофон, маленькие бубны, металлические трещотки, колокольчики)

Аранжировка музыкального произведения с помощью детских музыкальных инструментов

4.Двигательное упражнение «Марш»

(идти уверенным, решительным шагом, как идут солдаты на параде. Рассмотреть иллюстрации марширующих солдат на параде)

П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

Ать-два, левой-правой,

Вдоль плетней, заборов и оград,

Ать-два, левой-правой,

Марширует бравый наш отряд

Ать-два, левой-правой,

Мы легко и весело идем.

Ать-два, левой-правой,

Песню деревянную поем.

Ать-два, левой-правой,

Марширует бравый наш отряд.

Ать-два, левой-правой,

Командир ведет нас на парад.

(звучит «Марш деревянных солдатиков» в фортепианном исполнении. Какой характер мызыки?)

Все солдатики стоят,

Начинается парад,

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы шагать.

Упражнение «Маршируем как игрушечные солдатики»

(бодро, решительно, но не топая, тихо)

Прием «цвет - настроение». 

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений.

П.И. Чайковский «Баба Яга»

Э. Григ «Шествие гномов»

Э. Григ «Утро в горах»

П. И. Чайковский «Сладкая греза»

Задание: поднять карточку того цвета (карточки разного цвета предложены на выбор), который по вашему мнению соответствует звучанию музыки. После прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению музыкального произведения.

Прием «Рисуем музыку», предполагающий передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка (задание выполняется дома или в группе). 

. Детям можно предложить изобразить впечатление от пьесы К. Дебюсси «Лунный свет».

При прослушивании произведения «Страшилище» В.Витлина предлагаю нарисовать дома страшного героя мультфильма ,или какой-либо сказки, или воображаемого образа, с которым ребенку не комфортно, принести на занятие рисунок, мы их запечатываем в конверт и отправляем в «Дремучий лес» .

Сравнительный– предполагает сравнение нескольких музыкальных произведений, объединенных общей тематикой.

П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

А. Филиппенко «Бравые солдаты» (песня)

Н. Римский-Корсаков «Праздничный марш» (вступление к опере «Сказка о царе Салтане»)

Задание: найти общее в музыке, несмотря на различные музыкальные произведения (характер, динамику, темп)

Н. Римский-Корсаков «Праздничный марш»

Пальчиковая игра «Аты-баты»

Аты-баты, аты-баты,

На парад идут солдаты,

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы.

А потом пехота,

Рота за ротой.

(поочередно «шагают» указательными и средники пальцами правой и левой руки)

Вывод:

Систематическая и планомерная работа в процессе музыкального восприятия с применением вышеуказанных методов и приемов позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, развития их творческих способностей.

1. Виноградов Л. В. Методическое пособие «Развитие музыкальных способностей у дошкольников» С. -Пб., изд. «Речь», 2009.

 2. Тютюнникова Т. Э. Программа «Учусь творить.

Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для музыкальных руководителей и специалистов ДОУ "Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия"

Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать. Для того,чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать ...

«Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности»

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии творческой активности      у дошкольников.Задачи:ü развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;ü формировать пра...

Семинар-практикум для родителей "Развитие творческой активности у дошкольников в процессе музыкального воспитания, используя игровые приемы"

В семинаре идет ознакомление родителей с методами и приемами развития творческой активности детей в процессе музыкального восприятия  ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры&raq...

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Дошкольное детство - благоприятный период для развития творчества, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: память, внимание, воо...

Выступление на родительском собрании «Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности»

Выступлениена родительском собрании«Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности»...