«Поддержка талантливых детей дошкольного возраста средствами инновационной технологии «детская журналистика»
статья (старшая группа)

Сафонова Наталия Викторовна

Мы живем в стремительно меняющемся мире,в эпоху интернета, мобильной связи и цифрового телевидения.Информационные технологии дают нам новые возможности. В своей работе, я обратилась к занятному, на мой взгляд, методу работы с детьми, это детская журналистика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Поддержка талантливых детей дошкольного возраста средствами инновационной технологии «детская журналистика»

      «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

                                         но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми

                                         красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,              

                    чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться

                                                 к тому, что он узнал».

                                                                                           В.А. Сухомлинский

Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одной из таких технологий является детская журналистика.

Данная  технология была разработана  кандидатами педагогических наук С.М. Жарковым и А.Ю. Дейкиным,   а так же  доктором педагогических наук профессором А.Н. Орловым.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию новизна данной технологии заключается:

  1. У дошкольников формируется нравственная система ценностей.
  2. Формируются ключевые компетенции, составляющие основу подготовки дошкольников к обучению в школе:
  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативная  (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • речевая (умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие;
  • самоорганизации (умение ставить цели,  планировать);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную деятельность, обеспечивая свою успешность).

Хочется порассуждать, и ответить на вопрос: «А нужна ли журналистика  в детском саду, и  какова ее роль в развитии старших дошкольников?»

Я вижу основные преимущества данной технологии:

    во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт;

 во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки общения, способствует развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины. При этом детскую журналистику можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.

Таким образом,  технология «детская журналистика» стала неотъемлемой частью  педагогической деятельности, она не только повысила мой профессиональный уровень, но и поменяла подходы к воспитанию и обучению детей, раскрыла  творческий потенциал дошкольников.

Целью данной технологии является формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.

Задачи: развитие социально-коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада;

• овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста;

• сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии воспитанников сада и в подготовке к школе.

Диалог, творчество, познание и саморазвитие - фундаментальные составляющие технологии детской журналистики.

Для успешной реализации технологии созданы следующие условия:

  • развивающая предметно – пространственная среда;
  • профессиональная компетентность педагога;
  • совместная деятельность детей, родителей, педагога по намеченной теме.

Для реализации технологии «детская журналистика» в группе создала условия для широкого общения детей друг с другом – брать друг у друга интервью, рассказывать интересные истории о своих питомцах, об интересных событиях. Все это повысило интерес, мотивацию и способствовало отражению полученного опыта в свободной деятельности, игре и на занятиях. Положительное отношение к журналистам у детей сформировались во взаимосвязи с окружающим миром, развитием речи, математикой, свободной игровой деятельностью, от тесного сотрудничества взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Принципы реализации данной технологии:

- создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

- учет  индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;

- создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного роста и развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Технология организации детской журналистики включает в себя следующие этапы работы:

I  этап – «Познавательный», целью которого является расширение представлений детей о средствах массовой информации, роли газет и журналов в жизни людей; формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой; совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи. Для решения данной задачи педагоги используют нетрадиционные и традиционные методы и приемы: наглядное моделирование и мнемотехника, приемы «интервьюирование». Для развития дикции, темпа и силы голоса используют такие формы фольклора, как скороговорки и потешки.

  • Сбор информации о профессии журналист: просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о журналистике; круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей).
  • Изготовление «Чудесной ромашки» (вопросы-ответы)
  • Составление алгоритма подготовки интервью.
  • Анкетирование и оформление родительского уголка:  консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
  • Знакомство с разными журналами и газетами.
  • Чтение произведений  поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах. Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора.
  • Проведение экскурсий  в редакцию газеты «Железногорские новости» и телекомпанию «СТВ».
  • Создание фотовыставок в соответствии с тематикой репортажа.
  • Изготовление атрибутов для режиссерской и сюжетно-ролевой игр.

II  этап – «Деятельностный»: на данном этапе основной целью в работе с детьми является раскрытие их творческих способностей, умение работать в команде над созданием видеожурнала. Определение темы, названия журнала, его рубрик, назначение ответственных исполнителей за выпуск номера. Производство видеожурнала: сбор и обработка материала, его оформление. Анализ вышедшего номера и составление плана выпуска следующего номера журнала.

 В нашем пресс-центре каждый ребенок находит себе занятие по интересам, ведь у нас все по-настоящему: блокнот, диктофон, микрофон, образцы детской периодической печати.

В основу каждого этапа положены такие дидактические принципы, как переход «от простого к сложному», системность  при организации детской журналистики.

В ходе реализации  технологии  используем такие методы и приемы,  как: моделирование ситуаций,  развивающие игры, наблюдение, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения.

Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями: «Смотрим на мир чужими глазами», «Расскажи, используя данную концовку» (тема одна - сюжетов много).

Большое внимание я уделяю организации режиссерской игры: «Мы – журналисты», «Звукооператор», «Аплодисменты по кругу»,  которые завоевали детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая.

  Занятия представляют собой развивающие игры, работу с газетами и журналами, и строятся мною индивидуально с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями: «Узнай профессии», «У кого микрофон?», , «Лото желаний», «Не ошибись» и т.д.

 Также в практической части предлагается организация экскурсий (в местную типографию, городскую телекомпанию и др.), встреч с интересными людьми (журналистами города), необходимых по теме. Дети знакомятся с профессиями журналиста, диктора, с особенностями их творческого труда. Воспитанники учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по конкретной теме, но и в областях, смежных с ней. И только после того, как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.    

  Занятия включают в себя различные познавательные темы, развитие связной речи при беседе по теме, составление описательного рассказа по картине, при придумывании вопросов для интервью, рассказов: «Загадочные улицы города»,  «Животный мир Курского края», «Наш славный город горняков», «Учимся понимать другого»  и т. д.

В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков я использую моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мной  были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.

Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами. Вместе со мной ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.

В этот же период были организованы краткосрочные проекты с использованием элементов журналистики в развитии диалогической речи, такие как: «Это я», «Славный город горняков», «Чудеса улыбки», «Журналистский этикет», «Профессии моих родителей», «Выступление на собрании сказочных героев» и т.д.

    Помимо групповых занятий проводим и индивидуальную работу с детьми: беседуем на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделируем различные ситуации общения с небольшой подгруппой детей (2-3 ребенка).

Считаю, что  работа дает детям главное, во-первых, найти себе занятие по душе, во-вторых, возможность раскрепоститься и проявить инициативу.

В ходе реализации технологии «детская журналистика», на мой взгляд, развиваются детско - родительские отношения. Тема «Детская журналистика» ориентирована на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», предполагающие общение на равных, поскольку он выдвигает различные идеи, рассуждает, экспериментирует. Стало доброй традицией привлекать к работе над этой темой родителей моих воспитанников.  

 Составлен перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению. Взаимодействие с родителями планируется через следующие формы:

- участие родителей в сборе и изготовлении практического материала и атрибутики к занятиям;

- знакомство родителей с циклом коммуникативных игр;

- привлечение родителей к выпуску «Вестник «Дубравушки», «Детская журналистика».

Наши социальные партнеры в этом направлении – редакция газеты «Железногорские новости» и СТВ - студия телевидения. Во время экскурсий в редакцию газеты и на телевидение дети знакомятся с видами и жанрами журналистики, с профессиями и особенностями их творческого труда (журналист, специальный корреспондент, фоторепортер, звукооператор, художник, дизайнер, обозреватель, комментатор, актер, диктор). Юные журналисты учатся выделять понятия: «интервью», «репортаж», «корреспонденция», «диктор»; самостоятельно активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом.

Несмотря на то, что по данной теме я работа недолго, проведение промежуточных диагностических мероприятий свидетельствует о том, что уровень исследовательских умений и навыков у моих воспитанников повысился. Даже родители, проявлявшие недоверчивое отношение к проводимой работе по детской журналистике, сегодня не скрывают чувства гордости за своих детей, бравших интервью, отвечавших на вопросы журналиста и с гордостью рассказывающих о профессии журналиста.

Обращение к технологии «детская журналистика» наполнило новым содержанием привычную среду развития ребенка,  стало эффективным фактором развития их познавательного интереса; дало возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствовало воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, реализовало социальную компетентность. Дошкольники   в ходе создания видеосюжета высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраиваются под ситуацию. Дети получают удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим развивает инициативность. В процессе подготовки  выпуска журнала дети приобретают способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное, развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого, и на этой основе развивается самосознание.  Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем. И это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.  

В педагогами МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад № 31» разработана рабочая программа «Журналисты» по социально - коммуникативному развитию детей дошкольного возраста 5 — 7 лет.

В 2017 году финалисты конкурса «Воспитатель года» по  теме «Педагогическая технология «детская журналистика» глазами детей»; 2018 году участники проекта «Вектор «Детства-2028» по инициативе Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, тема нашего  проекта «Творческое развитие социально-одаренных детей дошкольного возраста средствами реализации иннновационной педагогической технологии «детская журналистика»; 2019 году опыт работы по журналистики был напечатан Орловским государственным иниверситетом «Педагогическая палитра» статья «Конспект интегрированного занятия «Создание журнала «Транспорт» с использованием технологии  «детская журналистика»,

   И в заключении, хочется дать ответы на поставленные в самом начале вопросы: «Нужна ли в ДОУ  журналистика,  и какова ее роль в развитии старших дошкольников?»  Ответ, на мой взгляд, однозначный: «Да, нужна!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровых технологий

Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты.Роль игры поистине огромна.Игра тесно свя...

план по самообразованию «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»

план по самообразованию «Развитие  элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»...

Опыт работы на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения"

ОПЫТ  РАБОТЫ на тему:«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения»...

Программа "Формирование интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами инновационных развивающих технологий".

Программа "Формирование интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами инновационных развивающих технологий"....