Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ (ТНР)
материал

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ (ТНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_dlya_rebenka_ovz_tnr.docx59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Горный детский сад»

УТВЕРЖДЕНО

                приказом

заведующего МБДОУ «Горный ДС»

          от «____» _________ 20____г.                

                                                                          №________      

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 для ребенка с ОВЗ (ТНР),

воспитанника подготовительной  группы комбинированной направленности

МБДОУ «Горный ДС» на 2020-2021 учебный год (третий год обучения)

Составители:

- старший воспитатель Н.В. Суравешкина

- учитель-логопед Е.В. Франц

- педагог-психолог А.И. Высотская

-  воспитатель Н.В. Франц

- воспитатель Т.В. Достовалова

Согласовано с родителем (законным представителем)

Подпись____________________________

Ф.И.О______________________________Дата «______»________________20______г.

Общие данные

Ф.И.О. ребенка

Максим М

Дата рождения

01.12.2015 г.р.

Дата поступления в учреждение

Сведения о семье:

Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения)

Отец  (ФИО, образование, место работы, доп.сведения)

Дом. адрес:

Воспитатели (ФИО):

Франц Наталья Владимировна

Достовалова Татьяна Викторовна

Специалисты:

Учитель-логопед:

         Педагог-психолог:

         Медицинская  сестра:

Франц Елена Валерьевна

Высотская Анна Ивановна

Группа здоровья

V

Режим пребывания ребёнка в ДОУ

Полный день (12 часов),  пятидневная неделя.

Заключение ПМПК от 11.09.2018 г. № 20/11-18(1)-А

Ребенок имеет особенности в физическом и психическом развитии.

Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических приемов.

Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации ПМПК

Форма получения образования: в образовательной организации с полным включением в образовательный процесс.

Образовательная программа: адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Специальные условия для получения образования: соблюдение охранительно-педагогического, ортопедического режима.

Организация психолого-медико-педагогической помощи:

Учитель-логопед: - коррекция звукопроизношения;

- развитие фонематических представлений;

- развитие звукового анализа и синтеза;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие связной устной речи.

Педагог-психолог: коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие саморегуляции.

Врач: лечение, динамическое наблюдение невролога, педиатра, ортопеда, отоларинголога, кардиолога, стоматолога.

Цель на 2021-2022 учебный год

Обеспечение планируемых результатов в освоении АООП МБДОУ «Горный ДС» для детей с ТНР

Задачи:

1. Создание благоприятных условий развития ребенка с ОВЗ (ТНР) в соответствии с его возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.

2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка с ТНР.

3. Формирование у ребенка способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности,  развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка;  преодоление и предупреждение  вторичных отклонений в развитии  познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

4. Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям ребенка с ТНР.

  1. Создание специальных условий

Направление

Содержание

Ответственный

Специальные условия для получения образования

Соблюдение охранительно-педагогического режима:

-  обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья);

- создание климата психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.);

-  предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.);

-  отдых   не менее 10 минут между НОД;

- особое оформление, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности ребенка с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид);

-  соблюдение норм (температурный, световой режимы; соответствие мебели росту).

Воспитатели, все специалисты

Специальные методы и приемы обучения:

- учет индивидуального темпа работы и объема предлагаемых заданий;

- чередование видов деятельности;

- использовать коротко и четко сформулированные задания;

- при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы;

- дозированная помощь;

- пошаговость в предъявлении материала;

- использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности;

- опора на субъективный опыт ребенка;

- использование методов, активизирующих познавательную деятельность ребенка: игровые ситуации, вызывающие яркие впечатления, дидактические игры, использование игровых сказочных персонажей, экспериментирование (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.).

Методическое обеспечение

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР

Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2007

Оценка особенностей развития ребенка с ТНР с целью определения индивидуальных планируемых результатов

Заключение по результатам комплексной диагностики воспитателя, педагога-психолога, логопеда, дефектолога

Воспитатель  

Максим обучается по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Ребенок посещает детский сад с 16.08.2017г, адаптационный период прошел  легко.

На данный момент детский сад посещает с удовольствием,  пропускает редко. Максим воспитывается в полной, благополучной  семье состоящей  из 3 человек. Всегда опрятно одет по сезону. На контакт идет легко.

Социально-коммуникативное развитие.

  Не испытывает затруднение в общении со сверстниками и взрослыми. Одевается с небольшой помощью взрослого. Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания. По просьбе взрослого наводит порядок после игры. Соблюдает элементарные правила поведения на улице.

В игровой деятельности правила игры соблюдает не всегда. Проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре.

Познавательное развитие.

Совместная деятельность не затруднена, ребенок опирается на инструкции и советы. Нуждается в стимуляции и подбадривании. Снижение работоспособности к концу занятия.

    Познавательный интерес выражен достаточно. Ребенок ведет себя спокойно, на ошибки реагирует адекватно. Темп деятельности умеренный, зависит от задания. При ориентировке на листе иногда путает право- лево.

Умеет группировать предметы по цвету, форме, размеру. С помощью взрослого может составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. Различает и называет круг, квадрат, треугольник.

Знает и называет домашних и диких животных и их детенышей. Выделяет характерные сезонные изменения в природе.

Речевое развитие

Развитие словаря в соответствии с возрастом.Ребенок знает и называет обобщающие понятия, времена года, части суток.Не всегда правильно строит предложения, умеет вести диалог, задавать и отвечать на вопросы. Умеет составлять рассказы по картине. Проявляет интерес к художественной литературе, владеет пересказом, разучивает стихи. Связная речь развита на среднем уровне.

 Художественно-эстетическое развитие.

Максим проявляет интерес к изобразительной деятельности. Создает изображения предметов из готовых фигур по образцу. Подбирает цвета соответствующего изображаемым предметам (по образцу), не всегда достаточно аккуратно может использовать материал. Не умеет правильно держать карандаш, кисть. Владеет приемами лепки, умеет правильно держать ножницы, вырезает различные формы. Различает и называет строительные материалы, умеет сооружать постройки из крупного и мелкого материала. Интересуется  музыкой, любит ее слушать , не отвлекается дослушивает произведение до конца. Умеет петь, подпевает слова песни со всеми детьми. Максим владеет элементарными умениями игры на музыкальных инструментах.

Физическое развитие.

У Максима сформированы начальные представления о здоровом образе жизни. Ребенок всегда посещает физкультурное занятия и зарядку. Пытается выполнить все упражнения,  с удовольствием участвует в подвижных играх.  Не достаточно развита крупная и мелкая моторика, координация не нарушена. Владеет основными видами движений. В подвижных играх активен, но ведущую роль занимать не старается. Движения с речью не  согласованы.

Педагог-психолог

1. Моторика

1.1. Развитие крупной моторики: характеризуется скоординированностью движений, но не уверенным выполнением основных движений (прыжки, приседания, пролезание и т.д.)

1.2. Развитие мелкой моторки: характеризуется скоординированностью движений рук. Умеет держать ручку в руках (слабый нажим), рисовать не сложные схематичные вещи: лучики к солнышку и т.д.  Отмечается низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации.

2. Речевое развитие

2.1. Пассивный словарный запас: ребенок достаточно хорошо понимает речевую инструкцию, обладает достаточным объемом понимаемых слов, обозначающих: предметы быта, одежды, игрушек, транспорта (существительные); качественные характеристики (прилагательные) и действия (глагол).

2.2. Активный словарный запас: ребенок сопровождает свои действия речью, но не всегда отвечает на вопросы. Речь не всегда понятна для окружающих.

2.3. Владеет обобщающими понятиями, но иногда путается - «игрушки», «животные», «одежда», «посуда», «мебель» и т.д.

3. Познавательные процессы

3.1. Внимание. Максим может сосредоточиться на предмете достаточно продолжительное время, интерес устойчивый.

3.2. Память. Запоминает 4-6 предметов, может назвать их через некоторое время, показать их на картинках.

3.3 Мышление. Ребенок понимает инструкции взрослого, но не всегда может самостоятельно приступить к выполнению заданий. Иногда требуется направляющая помощь близкого взрослого. Проявляет интерес к действиям и манипуляциям с игрушками, но самостоятельно организовать сюжетную игру ещё не может. При выполнении практических заданий пользуется практической ориентировкой (методом проб). Задания, выявляющие способность ребенка соотносить предметы по размеру, цвету, не вызывали затруднения.

Уровень осведомленности на бытовом уровне, ребенок знает названия окружающих предметов. Максим знает свое имя, имена родителей, но не всегда может ответить на вопросы: во что ты любишь играть, что ты любишь кушать; что ты будешь делать, когда захочешь спать (гулять, есть и т.д.). Знает названия объемных и плоскостных фигур (кирпич, кубик и шар; треугольник, квадрат и т.д.), соотнесит предметы по цвету и форме. Знает основные цвета. Может соединить три-четыре части в целое.

3.4.  Воображение. Ребенок не способен придумать рассказ используя предметы (картинки), а также не может дорисовать изображение до целого.

4. Эмоциональное развитие и половозрастная идентификация

Отношение к сверстникам неконфликтное, дружелюбное, в большинстве играет в группе сверстников, стремится к эмоциональному контакту со сверстниками и взрослыми. Выделяет образ «Я», понимает, что он мальчик – ребенок. Эмоциональные реакции адекватные, уравновешенные, преобладающее настроение на занятиях без особого оттенка. Отмечаются пассивность и инертность. Проявлений агрессии и негативизма не наблюдается.

Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Способность к волевому усилию недостаточная, не проявляет настойчивости при встречающихся трудностях.

Не всегда может проявить инициативу в играх и на занятиях, может просто следовать примеру других.

Заключение педагога-психолога: общий уровень психического развития в пределах нижней границы возрастной нормы.

Учитель-логопед

Общее звучание речи. У мальчика речь маловыразительная, разборчивая; голос слабо-модулированный, тихий; дыхание свободное; темп и ритм речи в пределах нормы.

Общая и мелкая моторикаДвижения достаточно скоординированы, мелкая моторика развита недостаточно

Ведущая рука правая

Состояние артикуляционного аппарата: объем движений артикуляционного аппарата ограничен

Фонематические процессы сформированы недостаточно. Имеются затруднения в придумывании слова на заданный звук, определении места звука в слове. Навыки звуко-буквенного анализа сформированы недостаточно.

Звукопроизношение:  наблюдаетсяпарасигматизм свистящих [с-с’], [з-з’], парасигматизм шипящих [ш-с’], [ж-з’]; параламбдацизм [л-в], ротацизм. Остальные звуки изолировано произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи.

Словарный запас: Ребенок знает и называет обобщающие понятия, времена года, части суток. В речи чаще использует имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия. Испытывает трудности при подборе  синонимов. Путает некоторые предлоги времени и пространства.

Грамматический строй речи:  недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число, в согласовании прилагательных и существительных в косвенных падежах. Допускает ошибки при образовании прилагательных от существительных.

Связная речь.  Свободные высказывания состоят из простых предложений, состоящих из 5-6 слов. Структура сложного предложения сформирована недостаточно. Серию из трёх сюжетных картинок раскладывает, но составить по ним самостоятельно рассказ затрудняется. Пересказ по картинке из 4-х предложений выполняет по наводящим вопросам.

Логопедическое заключение  Общее недоразвитие речи III уровень  

  1. Психолого-педагогическое сопровождение

Ответственный: Воспитатели

Область

Задача

Содержание

Целевыеориентиры

Речевоеразвитие

Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека.

Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы).

Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (кот—коты, мяч—мячи, дом—дома, кукла— куклы, рука—руки).

Формировать умение вслушиваться в речь. Упрожнять в образовании однокоренных слов (медведь-медведица-медвежонок-медвежья). Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов.

 Чтение потешек, сопровождая их действиями Игры по развитию словаря «Чьи детки»

«На птичьем дворе»

Д\и «Кто как голос подает?»

«Частитела»

«Зеркало»

Усвоил понятия, обозначающие части тела.

Знает обобщающие слова, обозначающие (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы).

Дифференцирует формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода. Знает однокоренные слова.

Умеетвслушиваться в речь.

Художественно-эстетическое

Формировать навык рассматривания иллюстраций, учить соотносить их с текстом.

Развивать тонкую моторику в упражнениях с дидактическими игрушками (кубиками, матрешками, пирамидками, вкладышами, мозаиками, конструкторами) и пальчиковой гимнастике.

Обучать играм со строительным материалом. Учить сооружать несложные постройки по образцу и представлению.

Развивать восприятие форм, размеров.

Продолжать формирование умения различать цвета.

Формировать умение наносить кистью клей на готовую форму, наклеивать готовые формы, прижимая их салфеткой.

Формировать приемы лепки: раскатывание комка между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивание комка ладонями, загибание края пальцами, отрывание маленького кусочка от большого комка и скатывание маленьких шариков, вдавливание шара пальцами внутрь для получения полой формы.

Рассмотрение иллюстраций, чтение художественных произведений.

Прослушивание музыкальных произведений: «Баю-баю» (русская народная песня), «Зайка» (русская народная мелодия), «Листопад» (Т. Потапенко).

Игры: «Разрезные картинки», «Пазлы, «Парочки», «Парные картинки», лото «Игрушки», «Магазин» (игрушки, обувь, одежда, посуда);

Сформирован навык рассматривания иллюстраций.

Тонкая моторика развита в соответствии с возрастом.

Сооружает несложные постройки по образцу и представлению.

Различает цвета.

Наклеивает готовые формы.

Владеетприемамилепки.

Познавательноеразвитие

Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме игрушки, предметы.

Продолжать знакомить с домашними птицами и  животными  и их детенышами.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Формировать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и формах предметов.

Учить сравнивать два предмета, одинаковые или контрастные по длине, ширине, высоте, величине в целом (путем приложения, наложения, сопоставления).

Учить использовать слова: большой, маленький.

Развитие пространственных и временных представлений.

Развитиетактильныхощущений.

Наблюдения, беседы, игры, чтение

литературы о домашних и диких животных и их детенышах.

Игры эксперименты с водой, песком, камнями.

Игры и упражнении я со строительными наборами.

«Найди такой же»,

«Каждую фигуру на свое место»,

Знает и показывает диких и домашних животных.

Знает явления природы.

Может выделить предмет на ощупь.

Ориентируется в пространстве.

Знает прямой счет.

Социально-коммуникативноеразвитие

Формировать навыки адекватного поведения в различных ситуациях, учить быть вежливым (здороваться, прощаться, благодарить).

Формировать активное доброжелательное отношение к окружающим, взрослым и сверстникам.

Формировать первичные гендерные представления; навыки поведения, характерные для мальчиков и девочек.

Развивать познавательную деятельность, инициативность, подражательность, имитационные и творческие способности.

Развивать двигательную активность детей.

Формировать навыки самообслуживания, опрятность, аккуратность.

Учить убирать за собой игры и игрушки, аккуратно складывать и убирать одежду.        

Игры, направленные на создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе на сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

Солнечный зайчик

Пускание мыльных пузырей

Осенние листочки

Доброеутро

Ладушки-хлопушки

Сформированы навыки адекватного поведения в различных ситуациях, умеет быть вежливым (здороваться, прощаться, благодарить).

Сформированы  первичные гендерные представления; навыки поведения, характерные для мальчиков и девочек.

Умеет собирать картинки из 2-х частей с разными разрезами.  Сформированы навыки самообслуживания, опрятность, аккуратность.

Умеет убирать за собой игры и игрушки, аккуратно складывать и убирать одежду.

Физическоеразвитие

- развивать точность произвольных движений, формировать умение переключаться с одного движения на другое;

– формировать умение выполнять упражнений по словесной инструкции взрослых;

– воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах движений;

– формировать умение прыгать: энергично отталкиваться и мягко приземляться с сохранением равновесия;

– формировать умение ловить мяч, отбивать мяч от пола.

_ Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям, убирать его на место

Бег наперегонки, ловишки в кругу, поймай мяч, ловишки с мячом, эстафета парами, ударь по мячу.

Выполняет упражнения по словесной инструкции.

Старается сохранять осанку во всех видах деятельности.

Выполняет разный вид бега.

Прыгает с опорой на обе ноги, через препятствие.

Кидает и ловит мяч двумя руками. Умеет отбивать мяч от пола не менее 3 раз.

Помогает воспитателю готовить и убирать инвинтарь.

Ответственный: педагог-психолог

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Вовлекать в сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные игры, оказывая помощь на этапе распределения ролей, в соблюдении ролевого поведения, правил игры.

Формирование положительных эмоциональных реакций ребёнка в отношениях с другими людьми.

Сюжетно-ролевые игры, игры с песком, прослушивание музыки, сказкотерапия

Ребенок активно участвует в сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных играх. Стал лучше ориентироваться в проявляемых эмоциях, узнавать и

дифференцировать эмоциональные состояния.

Повысилась мотивация на самостоятельную деятельность.

Способен давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек - это такой, который, всем помогает, защищает слабых»)

Развитие саморегуляции

Формировать элементарный поведенческий самоконтроль, умение соблюдать правила, применять в речи вежливые слова.

Обучить контролю по результатам.

Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности.

Дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструированию и рисованию по моделям

Поведение стало менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей. Стал более инициативным и свободным в общении со взрослым.

Формирование регуляции поведения, самостоятельности.

Ответственный: учитель-логопед

Развитиеобщих

речевыхнавыков

Продолжить работу по развитию речевого дыхания.

формированию правильной голосоподачи и плавности речи.

Развивать длительный, речевой выдох.

Развивать силу и модуляцию голоса.

Развиватьподражательныеречевыезвуки

 Д/материал (воздушные шарики, бумажные бабочки, мыльные пузыри), “Листья шелестят» «Ветерок», «Эхо»

Продолжительность

речевоговыдоха

соответствуетвозрасту

Развитиемелкой

моторики

  Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений. Развитие переключаемости движений пальцев рук, подвижности кисти, формирование правильного орудийного захвата.

 пальчиковый игротренинг, упражнения с предметами (массажные мячи, кольца су-джок, прищепки и др.), массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой  и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.

Мелкаямоторика

соответствуетвозрасту

Развитиеартикуляционной

моторики

 Совершенствовать у ребенка точные, координированные движения речедвигательного аппарата

а) статические упражнения

б) динамические упражнения

«Окошко», «Улыбка»,

«Трубочка», «Заборчик»,

«Лопатка», «Птенчики», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье».

Статические и

динамические

упражнения выполняет.

Развитие

звукопроизношен

ия

 Совершенствовать у ребенка правильное произношение имеющихся звуков и постановку отсутствующих звуков (уточнение произношения простых звуков: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, б, бь; постановка и закрепление отсутствующих звуков:  с, сь, з, зь, р, рь, л, ль; различение на слух гласных и согласных звуков, выделение первого ударного звука: Аня,ухо; анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа).

- Автоматизировать и дифференцировать у ребенка поставленные звуки в самостоятельной речи.

Автоматизировать звуки в разных позициях и закрепить в разговорной речи.

Звуки поставленны и автоматизированны

Развитие

связнойречи

 Учить составлению  рассказа по картине из 10-12 предложений (используя многофигурные картины с яркой сюжетной линий, пейзажные картины).
- Учить составлению рассказа по серии сюжетных картин (с яркой сюжетной линией) с использованием основного и дополнительного картинного материала.

 

 «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» «про кого я говорю» «Игры инсценировки с игрушками» Рассмотрение иллюстраций, чтение художественных произведений.

Прослушивание музыкальных

произведений.

Описание предмета по памяти, описание предмета по выполненному рисунку, включение описания в игровые ситуации).

 Говорит предложения из 10-12 . Составляет описательный рассказ по серии картинок.

Развитиеграмматическогострояречи

Учить ребенка вслушиваться в изменения падежных окончаний одного и того же слова.

- Знакомство с предлогами на материале словосочетаний и несложных фраз (предлоги места действия –на, под).

- Формирование и закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций

- Учить составлять разные виды сложных предложений.

 «Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть». «У Вовы карандаш, он будет  рисовать дом или раскрашивать машину».

«Закончи предложение» «Исправь ошибку» «Чей, чья, чье?», «Из чего сделано?» «Положикнигу  ...  стол, а мяч  ...  стул»).

 согласовывает прилагательные с существительными , по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных  в речи по изучаемым темам; согласовывает  числительные два и пять с существительными

Развитиефонематическоговосприятия

 Учить ребенка вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.

- Формировать у ребенка умение правильно действовать на основе словесных обращений и указаний логопеда.  (Н-р: предлагается  ряд поручений, побуждающих ребенка понимать и различать предмет, его части, признак и назначение:.  Направление действия на предмет:

Развитие  умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, ), далее отработка их в произношении.

Звучащие игрушки, шумовые

звуки, хлопки.

 «Принеси маленький стульчик. Покажи, где у него ножка, спинка, сиденье»

«Дай мне синий карандаш, а Коле красный»).

Дифференцирует

звучащие игрушки.

Определение звучания

игрушки. Дифференцирeет  на слух оппозиционные звуки речи/

Формированиесловарногозапаса.

Учить практическому  употреблению  категорий ед. и мн. числа, глаголов настоящего времени;

- Учить ребенка элементарным способам словообразования (понимание различных оттенков слов: Саша – Сашенька, Шурик).

- Учить сравнению предметов по свойственным им признакам и действиям (Морковь сладкая, а лук горький. Заяц прыгает, а змея ползает).

- Знакомство с суффиксальным образованием слов (суффикс  -очк, ечк, чик – чашечка, ложечка, суффикс вместилище сахар – сахарница, сухарь – сухарница).

- Учить ребенка образовывать относительное прилагательное от существительного ( мех – меховой,  дерево – деревянный), подбирать антонимы по признакам (широкий – узкий, большой – маленький,), образовывать сложные слова (листопад, снегопад).

сравнение предметов по свойственным им признакам и действиям;

 объединение предметов по родовым признакам; подбор антонимов по признакам: размера; веса; движения; образование сложных слов; подбор родственных слов.

Словарь в пределах возрастной нормы.

IV«Мониторинг индивидуального развития ребенка с ОВЗ»

Исследуемые параметры

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

Уровень освоения

Уровень освоения

Характеристика динамики развития ребенка

Уровень освоения

Характеристика динамики развития ребенка

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Приложение 1

Индивидуальный учебный план

образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы на 2021/2022 учебный год

Образовательная область

Базовый вид деятельности (НОД)

Периодичность в неделю

Физическое развитие

Физическая культура в помещении

2

Физическая культура на воздухе

1

Познавательное развитие

Познавательное развитие (ООМ/ ФЦКМ)

1

Познавательное развитие (ФЭМП)

1

Развитие речи

Развитие речи

1

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

1

Лепка

0,5

Аппликация

0,5

Музыка

2

Социально-коммуникативное развитие

В режимных моментах, в привитии навыков самообслуживания, совместной деятельности взрослых и ребенка, самостоятельной деятельности ребенка, в игровой деятельности

Ежедневно

ОБЪЕМ НОД В НЕДЕЛЮ:                                                                                     -   количество

- количество времени

10

3 часа 20 минут

Коррекционно-развивающее направление

Учитель-логопед

2

Учитель-дефектолог

2

Педагог-психолог

2

ОБЪЕМ В НЕДЕЛЮ:                                                                                                 -   количество

- количество времени

6

2 часа

Взаимодействие взрослого и ребенка в различных видах деятельности (ежедневно):

- Чтение художественной литературы.

- Конструктивно-модельная деятельность.

- Игровая деятельность.

- Общение при проведении режимных моментов.

- Прогулки.

Самостоятельная деятельность воспитанника в центрах развития и играх (ежедневно).

Оздоровительная работа (ежедневно):

- Утренняя гимнастика.

- Комплексы закаливающих процедур.

- Гигиенические процедуры.

Приложение 2

Расписание занятий

(в групповой и индивидуальной форме)

на 2021/2022 учебный год

Время

Понедельник

Вторник

Время

Среда

Время

Четверг

Время

Пятница

1

08.40-09.00

Учитель-логопед

16.15-16.35

Педагог-психолог

09.10-09.30

Учитель-логопед

08:40-

09.00

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа по развитию речи ребёнка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) составлена в соответствии с современной нормативно правовой базой в области образования....

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (глубокое нарушение физического и психического развития)

laquo;Программа» обеспечивает деятельность по развитию ребёнка на дому, с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений разв...

Адаптированная образовательная программа на ребёнка с ОВЗ

Адаптированная программа определяет индивидуальный маршрут коррекционной образовательной деятельности с воспитанником с ОВЗ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...