Индивидуальная адаптированная образовательная программа .
материал

Крекова Оксана Валерьена

Индивидуальная адаптированная образовательная программа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_s_tnr.docx63.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Горный детский сад»

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ «Горный ДС»

_______________ Н.В. Суравешкина

Приказ №_______ от «___» ______ 20__г.                

Индивидуальная адаптированная образовательная программа

для ребенка с ОВЗ (тяжелые нарушения речи),

воспитанника младшей разновозрастной группы

МБДОУ «Горный ДС» на 2021-2022 учебный год (первый год обучения)

Составители:

- старший воспитатель  Н.В. Суравешкина

- учитель-логопед   Н.А. Новолодская

- педагог-психолог    А.И. Высотская

-  воспитатель О.В. Крекова

-  воспитатель О.О. Подоличенко

Согласовано с родителем (законным представителем)

Подпись____________________________

Ф.И.О______________________________Дата «______»________________20______г.

  1. Общие данные

Ф.И.О. ребенка

Тимофей Б. 

Дата рождения

28.08.2018

Дата поступления в учреждение

 23.09.2020

Сведения о семье:

Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения)

Отец  (ФИО, образование, место работы, доп.сведения)

Домашний адрес:

Воспитатели (ФИО):

Крекова Оксана Валерьевна

Подоличенко Ольга Олеговна

Специалисты:

Учитель-логопед:

         Педагог-психолог:

Новолодская Наталья Андреевна

Высотская Анна Ивановна

Группа здоровья

5

Режим пребывания ребёнка в ДОУ

Полный день (12 часов),  пятидневная неделя.

Заключение ТПМПК от 21.01.2021 г. № 3

Ребенок имеет особенности в психическом и физическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации ПМПК

Форма получения образования: в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Специальные методы обучения:

  • включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающегося;
  • реализация вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые и/или индивидуальные логопедические занятия);
  • чередование видов деятельности;
  • согласованная работа учителя-логопеда с воспитателем группы с учетом особых образовательных потребностей обучающегося;
  • применение специальных методов, приемов (словесных, наглядных, игровых), средств обучения, дидактических пособий, визуальных средств;

повышение мотивации и интереса к обучению.

Организация  психолого-медико-педагогической помощи:

учитель-логопед:

  • развитие слухового внимания и понимания обращенной речи;
  • обогащение и активизация словаря, уточнение значения слова;
  • формирование просодических компонентов речи;
  • обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения);
  • формирование звукослоговой структуры слова;
  • формирование лексико-грамматических средств языка и навыков связной речи;
  • овладение разными формами связной речи.

педагог-психолог:

  • развитие психических процессов, связанных с произвольной деятельностью;
  • развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
  • обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности;
  • психолого-педагогическая поддержка в освоении АООП.

Медицинское сопровождение

Осмотр невролога 2 раза в год.

Цель на 2021-2022 учебный год

Обеспечение планируемых результатов в освоении АООП МБДОУ «Горный ДС» для детей с ТНР

Задачи:

1. Создание благоприятных условий развития ребенка с ОВЗ (ТНР) в соответствии с его возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала  ребенка  как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.

2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка  с ТНР.

3. Формирование у ребенка способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности,  развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка;  преодоление и предупреждение  вторичных отклонений в развитии  познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

4. Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям ребенка с ТНР.

  1. Создание специальных условий

Направление

Содержание

Ответственный

Специальные условия для получения образования

Соблюдение охранительно-педагогического режима:

-  обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья);

- создание климата психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.);

-  предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.);

-  отдых   не менее 10 минут между НОД;

- особое оформление, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности ребенка с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид);

-  соблюдение норм санитарных правил и норм СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

Воспитатели, все специалисты

Специальные методы и приемы обучения:

- учет индивидуального темпа работы и объема предлагаемых заданий;

- чередование видов деятельности;

- использовать коротко и четко сформулированные задания;

- при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы;

- дозированная помощь;

- пошаговость в предъявлении материала;

- использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности;

- опора на субъективный опыт ребенка;

- использование методов, активизирующих познавательную деятельность ребенка: игровые ситуации, вызывающие яркие впечатления, дидактические игры, использование игровых сказочных персонажей, экспериментирование (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.).

Методическое обеспечение

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР

Н.В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».

Оценка особенностей развития ребенка с ТНР с целью определения индивидуальных планируемых результатов

Заключение по результатам комплексной диагностики воспитателя, педагога-психолога, логопеда, дефектолога

Воспитатель  

Социально-коммуникативное развитие

Навыки самообслуживания не сформированы, раздевается и одевается при помощи взрослого. Во время приема пищи ложкой стучит по столу (использует её как игрушку), кушает не аккуратно, не усидчивый (поэтому ребёнка садим отдельно от остальных детей, т.к., не контролирует свои действия, в связи с чем постоянно находится под присмотром взрослого).

Ребёнок играет один, не может играть даже рядом, забирает и разбрасывает игрушки у детей.

К образовательной деятельности интереса не проявляет. Помощь взрослого принимает неохотно.  

Познавательное развитие.

Познавательный интерес выражен недостаточно, вовремя образовательной деятельности Тимофей не усидчивый и быстро отвлекает внимание на другую деятельность.

Речевое развитие.

В речи ребёнка присутствует бедный словарный запас (папа, баба, кушать, где). Тимофей проявляет интерес к книгам, иллюстрациям, разным картинкам, но быстро переключает своё внимание на находящихся рядом детей, очень любит слушать чтение сказок.

Представление об окружающем мире, мире природы слабо сформированы.

Художественно-эстетическое развитие.

К изобразительной деятельности интерес Тимофей проявляет. Слабо сформировано умение рисовать отдельные предметы и создавать. В лепке не умеет раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями при помощи воспитателя. В процессе аппликации инструкции не выполняет, ждет индивидуальной помощи от воспитателя.

Физическое развитие.

У Тимофея недостаточно развита крупная и мелкая моторика, так как нарушена координация движений. Не владеет основными видами движения, движения с речью не согласованны.

Образовательную программу дошкольного образования усваивает на низком уровне.

Педагог-психолог

Моторика

Развитие крупной моторики: характеризуется скоординированностью движений, уверенным выполнением основных движений (прыжки, приседания, пролезание и т.д.)

Развитие мелкой моторки: характеризуется скоординированностью движений рук. Не умеет держать ручку в руках, рисовать не сложные схематичные вещи: вертикальные линии и т.д.  Отмечается низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации (не владеет ножницами, может есть краски, пластилин).

Речевое развитие

Пассивный словарный запас: ребенок не достаточно хорошо понимает речевую инструкцию, не обладает достаточным объемом понимаемых слов, обозначающих: предметы быта, одежды, игрушек, транспорта (существительные); качественные характеристики (прилагательные) и действия (глагол).

Активный словарный запас: ребенок не сопровождает свои действия речью, не отвечает на вопросы. Мальчик выражается отдельными словами, но не всегда понятными для окружающих.

Познавательные процессы

Внимание. Может сосредоточиться на предмете достаточно продолжительное время, интерес поверхностный.

Память. Запоминает 1-2 предмета, но не может назвать их через некоторое время.

Мышление. Понимает инструкции взрослого, только после обучения (не всегда), самостоятельно не может приступить к выполнению заданий. Требуется постоянная направляющая помощь близкого взрослого. Проявляет интерес к действиям с игрушками, но самостоятельно организовать сюжетную игру не может. При выполнении практических заданий пользуется практической ориентировкой (методом проб). Задания, выявляющие способность ребенка соотносить предметы по размеру, цвету, вызывали затруднения.

Уровень осведомленности на бытовом уровне, ребенок знает некоторые названия окружающих предметов. Знает свое имя, но не может ответить на вопросы: сколько тебе лет, во что ты любишь играть, что ты любишь кушать; что ты будешь делать, когда захочешь спать (гулять, есть. и т.д.). Не знает названия объемных и плоскостных фигур (кирпич, кубик и шар; треугольник, квадрат и т.д.). Не всегда может соотнести предметы по форме. Не знает основные цвета, но иногда (в моменты заинтересованности) может соотнести предметы по цвету. Не может соединить две-три части в целое.

3.4.  Воображение. Ребенок не способен придумать рассказ используя предметы (картинки), а также не может дорисовать изображение до целого.

4. Эмоциональное развитие и половозрастная идентификация. Не стремится к эмоциональному контакту с детьми и взрослыми. Выделяет образ «Я», понимает, что он мальчик – ребенок. Не может строить партнерские отношения с детьми. Конфликтен.

Представление психолога: Актуальный уровень развития психических процессов ниже пределов нормы возрастного развития.

Учитель-логопед

Анатомическое строение органов артикуляции. Форма, размер и местоположение зубов в зубных рядах без особенностей; строение и размеры языка без особенностей; нормальная длина и строение уздечки языка; твердое нёбо без особенностей; мягкое нёбо без особенностей; строение губ без особенностей.

Состояние артикуляционной моторики. Артикуляционную моторику обследовать не удаётся. Артикуляционные движения не выполняет. Наблюдается гиперсаливация, рот постоянно приокрыт.

Состояние просодической стороны речи. Голос тихий, тусклый, глухой, назализованный, дыхание поверхностное, затрудненное.

Понимание речи ситуативное, ограниченное. Ребенок понимает конкретные слова и выражения, отражающие знакомые ситуации или явления, может ориентироваться на жесты или тон голоса взрослого, может выполнить простое поручение после неоднократного повторения.

Фонематические процессы обследовать не удаётся.

Состояние слоговой структуры слова нарушена. Наблюдаются замены, пропуски, повторения звуков и слогов; ритмический рисунок слова воспроизводит с ошибками.

Звукопроизносительная сторона речи нарушена. Речь неразборчива, невнятная, малопонятная для окружающих. Наблюдается вариативность нарушений. Звуковая сторона речи не оформлена.

Состояние лексического строя речи. Словарный запас резко ограничен. Вербальными средствами общения пользуется редко, для внимания употребляет жесты, иногда звуки и звукокомплексы, простые слова. В речи использует некоторые простые слова со значительными искажениями (корова, иди, дай, нет, киса, машина, что это? и др.). Наблюдается многоцелевое использование ограниченных средств языка. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами.

Состояние грамматического строя речи. В речи ребенка отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений; речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.

Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи 1 уровня.        

  1. Психолого-педагогическое сопровождение

Ответственный: Воспитатели

Область

Задача

Содержание

Целевые ориентиры

Речевое развитие

РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику. Сказки «Козлятки и волк», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь».

Проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;

–понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

–пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;

–понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

–различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

–участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);

– рассказывает двустишья;

–использует слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут сопровождаться жестами;

– произносит простые по артикуляции звуки;

–воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов.

Познавательное развитие

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Совершенствовать чувственный опыт детей. Формировать перцептивную деятельность. Обогащать чувственный опыт детей при обследовании предметов, объектов. Знакомить с разными способами обследования предметов и объектов.

Формировать умение узнавать и различать неречевые звуки.

Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме игрушки, предметы.

Формировать умение узнавать предметы на ощупь.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

«Разложи фигуры», «Шарики и кружки», «Кубики и квадратики», «Разноцветные корзинки», «Разноцветные домики» (группировка предметов по определенному признаку), «Сложи квадрат», «Сложи круг» (2—4 части), «Логические цепочки» (для самых маленьких), «Большой и маленький», «Дорожки» (длинный и короткий), «Разноцветные шарфики» (широкий и узкий), «Домики для кукол» (высокий и низкий), «Угости зайчат», «Накорми цыплят», «Веселые путешественники» (уравнивание двух множеств), «Слушай внимательно», «Заводные игрушки» (воспроизведение заданного количества движений), «Составь картинку», «Разные картинки» (ориентировка на плоскости), «День и ночь», «Разноцветные шарики», «Геометрическое лото», «Вкусное печенье», «Где курочки?».

Занимательные задания и упражнения: «Домики и дорожки», «Сложи узор», «Медведь и пчелы», «Кто быстрее?», «Гаражи», «Разноцветные фонарики», «Поезд», «Смотай ленту», «Собери бусы», «найди такой же», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Сложи листик», «Насос», «Когда это бывает?», «Большие и маленькие», «Зверята», «Разноцветные кораблики».

Называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;

– показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

–выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

–усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;

–считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета);

– знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Художественно-эстетическое развитие

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Рекомендуемые произведения для слушания: «Баю-баю» (русская народная песня), «Грибок», «Лошадка» (М. Раухвергер), «Самолет» (Е. Тиличеева), «Зайка» (русская народная мелодия), «Серенькая кошечка» (В. Витлин), «Дождик» (Н. Любарский), «Киска» (А. Александров), «Листопад»(Т. Потапенко), «Маленькая полька» (Д. Кабалевский), «Болезнь куклы» (П. Чайковский), «Марш» (Т. Ломова), «Детская полька» (М. Глинка), «Зима прошла» (Н. Метлов).

Рекомендуемые музыкально-дидактические игры и упражнения: «Где мои детки?», «Подумай и отгадай», «Птицы и птенчики», «Кто в домике живет?», «Чудесный мешочек», «К нам пришли гости», «Что делают дети?», «Зайцы», «К нам игрушки принесли», «Наш оркестр», «Ножками затопали», «Марш деревянных солдатиков», «Бабочки», «Мишки», «Волчок», «Мы — собачки», «Мы — кошечки» и др., «Игра с цветами», «Белочки», «Курочка с цыплятами», «Птички», «Дети и волк», «Прятки с платочками»19, «Ходим-бегаем» (Е. Теличеева), «Разминка» (Е. Макшанцев), «Птички и машины» (Т. Ломова), «Марш» (Э. Парлов), «Зимняя пляска» (М. Старокадомский), «Лошадка» (Е. Тиличеева).

Рекомендуемые для подпевания песенки: «Ладушки-ладушки» (Т. Иорданский), «Птичка» (Т. Потапов), «Спи, мой мишка» (Е. Филичеева), «Строим дом» (Л. Гавришева, Н. Нищева), «Игрушки», (Л. Гавришева, Н. Нищева), «Дождь» (Л. Гавришева, Н. Нищева), «Бычок» (Г. Вихарева, А. Барто), «Слон» (Г. Вихарева, А. Барто), «Зайка» (Г. Вихарева, А. Барто), «Козленок» (Г. Вихарева, А. Барто), «Грузовик» (Г. Вихарева, А. Барто), «Самолет» (Г. Вихарева, А. Барто), «Паровозик»(Г. Вихарева), «Ква-ква», (Г. Вихарева), «Цыплята» (А. Филиппенко), «Маша кошку одевала» (В. Иванников), «Лопаточка моя» (В. Герчик), «Елка» (Е. Потапенко), «Маму поздравляют малыши» (Т. Потапенко).

Рекомендуемые пляски и танцы: «Где наши ручки» (Т. Ломова), «Гуляем и пляшем» (М. Раухвергер), «Пляска с ложками», «Игра-пляска», «Танец с вертушками», «Танец медвежат», «Пляска с кубиками», «Пляска с погремушками» и др. (из книги «Поиграем, потанцуем»), «Танец с куклами» (русская народная мелодия), танец «Снежинка» (Т. Ломова), «Пляска с султанчиками» (М. Раухвергер).

Хороводы: «Елка» (Т. Потапенко), «Маленький хоровод» (М. Раухвергер), «Елочка» (Е. Бахутова).

Игра на детских музыкальных инструментах: «Плясовая» (русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой), «Во саду ли, в огороде» (русская народная мелодия).

Ритмопластика: «Песенка медвежат» (В. Кривцов, движения А. Буренина), «Разноцветная игра» (Б. Савельев, движения А. Буренина).

Психогимнастика: этюды на расслабление «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Спящий котенок» (М. Чистякова).

Владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками;

–планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого.

Социально-коммуникативное развитие

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игры: «Чей предмет?», «Кого укусил комарик», «Раздувайся пузырь», «Ласковое имя», «Найди отличия», «Где твой домик?», «Что это такое?», «Наши маленькие друзья», «Как у наших у ворот», «Веселые ладошки», «Шла коза по лесу», «В бубен поиграй», «Паровозик с подарками».

Рекомендуемые игры в помещении: «Семья», «Гном», «Мяч», «Это я», «Платье», «Брюки», «Щетка», «Умывалочка», «Тапки», «Брюки», «Ботинки», «Елка», «Елочная игрушка», «Чашка», «Тарелка», «Каша», «Корова», «Конь», «Петух», «Утки», «Подарокмаме», «Зайка», «Медвежонок», «Воробей», «Ворона», «Стул», «Кроватка», «Грузовик», «Поливальная машина», «Одуванчик», «Бабочка».

Подвижные игры на улице: «Пробеги с вертушкой», «Воробышки и кот», «Курочка- хохлатка», «Солнышко и дождик», «Позвони в колокольчик», «Снежинки и ветер», «Зайка беленький сидит», «Кто дальше?».

Дидактические игры

Учить собирать картинки из 2—4 частей с разными видами разреза (горизонтальным, вертикальным, диагональным, зигзагообразным) и простые пазлы по изучаемым лексическим темам.

Учить собирать из отдельных частей плоскостные изображения игрушек, животных, птиц, ориентируясь на целое изображение.

Упражнять в выкладывании изображений из геометрических фигур по образцу (блоки Дьенеша).

Формировать умение собирать пирамидку из нескольких колец в порядке уменьшения; нанизывать крупные бусы, выкладывать из палочек забор, чередуя в заданной последовательности 2—3 цвета.

Закреплять умение сооружать несложные постройки из нескольких кубиков по данному алгоритму.

Формировать навыки игры в лото, парные картинки.

Рекомендуемые игры: «Разрезные картинки», пазлы, «Парочки», «Парные картинки», лото «Игрушки», «Магазин» (игрушки, обувь, одежда, посуда); блоки Дьенеша (для самых маленьких).

Сюжетно-ролевые игры

Расширять представления о социальной действительности. Способствовать активному усвоению социального опыта в процессе общения с окружающими людьми и выполнения с ними совместных действий.

Формировать коммуникативные навыки, учить взаимодействовать во время игры.

Развивать творческое воображение, подражательность, инициативность, умение выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию.

Учить детей подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители, необходимые для игры, и творчески использовать их, совершая с ними различные действия.

Рекомендуемые игры: «Дочки-матери», «Хозяюшки», «Магазин», «На приеме у врача», «В автобусе», «Парикмахерская», «Шоферы».

Театрализованные игры

Развивать монологическую и диалогическую речь, коммуникативные навыки, имитационную деятельность, интерес к различным видам театрализованной деятельности.

Формировать эстетический вкус, живой интерес к театрализованной деятельности и желание в ней участвовать.

Стимулировать эмоциональное восприятие сказок. Воспитывать воображение, инициативность, фантазию.

Создавать положительный эмоциональный настрой, обеспечивать раскрепощение личности. Формировать достаточный запас эмоций и впечатлений. Раскрывать творческий потенциал.

Учить удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в сказке.

Познакомить с отдельными видами театрализованных игр.

Подготовить и провести театрализованные игры по сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята» в разных видах театра.

Обеспечить активное участие всех детей в театрализованных играх.

Рекомендуемые игры и виды театрализованной деятельности: инсценировка с игрушками, игры с пальчиками, драматизация сказок, показывание сказки на коврографе, кукольный спектакль, импровизация, ряжение, этюды на эмоции.

Способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

–выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

–соблюдает в игре элементарные правила;

–осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;

–проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

–замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

–выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

–выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого;

–с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.

Физическое развитие

Создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей, укрепления здоровья, закаливания организма.

Рекомендуемые подвижные игры: «Бегите ко мне», «Догони мяч», «Найди свой домик», «Наседка и цыплята», «Поезд», «Бегите к флажку», «Где спрятался мышонок?», «По ровненькой дорожке», «Найди свой домик», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «Птичка и птенчики», «Кролики», «Лягушка», «Трамвай», «Угадай, кто кричит», «Найди свой цвет», «Поймай снежинку», «Снежинки», «Добеги до кегли», «Мыши в кладовой», «Птички в гнездышках», «Сбей кеглю», «Мы топаем ногами».

С помощью взрослого и самостоятельно выполняет ритмические движения с музыкальным сопровождением;

–осваивает различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

–обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);

– действует в соответствии с инструкцией;

– выполняет по образцу, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);

–стремится принимать активное участие в подвижных играх.

Ответственный: педагог-психолог

Область

Задача

Содержание

Целевые ориентиры

развитие познавательных процессов.

•        Развивать внимание, память и мышление.

•        Способствовать коррекции недостатков и развитию сенсорных функций, всех видов восприятия и формированию эталонных представлений.

•        Развивать мелкую моторику рук.

•        Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

•        Обогащать представления ребёнка об окружающем мире.

Игра «Что я вижу?»

Упражнение «Солнечный зайчик»

Игра «Дотронься до…»  «Здравствуй песок» «Песочные прятки»

Задание «Что лежит в мешочке?»

Игра «Угадай на ощупь»

Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю»

Игра «Спрячь игрушки»

Игра «Половинки: пирамидка»

Задание «Собери картинку» (2 части)

Игра «Найди тень: игрушки»

Игра «Наведи порядок на столе»

Рассматривание сюжетной картины «Осень». Что нарисовано?

Игра «Признаки осени»

Игра «Что пропало?»

Пальчиковая гимнастика «Ходит осень в нашем парке»

Задание «Осенняя дорожка»

Игра «Разложи листики по кучкам»

Игра «Пропавший листик»

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

Задание «Укрась листик»

Игра «Половинки» «Что лежит в мешочке?» «Угадай на ощупь»

Пальчиковая гимнастика «Урожай» (Нищева Н.В.)

Задание «Собери картинку: овощи»

Игра «Что лежит в мешочке?»

Игра «Угадай на ощупь»

Пальчиковая гимнастика «Фрукты» (Нищева Н.В.)

Задание «Собери картинку: фрукты»

Игра «Паровозик» «Угадай на ощупь»

Пальчиковая гимнастика «Урожай» (Нищева Н.В.)

Игра «Что какого цвета?»

Игра «Собери картинку»

Рассматривание сюжетной иллюстрации «Семья». Беседа с ребёнком.

Игра «Кто чем занят?»

Пальчиковая гимнастика «Наша дружная семья»

Игра «Чей предмет?»

Игра «Он, она, они!»

Задание «Что нарисовано?»

Игра «Расставь всё по местам»

Задание «Выложи дом из палочек»

Игра «Самый быстрый» «Собери картинку: мебель» «Пропавшая посуда» «Собери картинку: посуда» «Наведи порядок на столе» «Найди пару» «Паровозик»

Рассматривание сюжетной иллюстрации «Город». Что нарисовано?

Игра «Собери дом»

Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»

Игра «Домик для жирафа и зайки»

Игра «Звуки в городе»

Рассматривание сюжетной картинки «Зима». Что нарисовано?

Игра «Признаки зимы»

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Игра «Следы на снегу» «Укрась следы» «Собери шарики» «Разложи шарики по коробкам»

Игра «Укрась ёлочку» «Половинки: снежинки» «Новогодние гости» «Подарок от деда мороза» «Заморожу» «Снежки» «Что спрятано под снегом?» «Домики» «Нарисуй снежинки» «Снежки» «Угадай по звуку» «Кто пропал?» «Малыш потерялся» Упражнение «Котята»

Игра «Накорми животное»

Игра «Угадай по звуку» «Кто пропал?» «Малыш потерялся»

Пальчиковая гимнастика «Уточка»

Игра «Собери картинку: домашние птицы» (2,3 части) «Угадай по описанию» «Кто пропал?» «Малыш потерялся»

Упражнение «Кто как ходит?»

Игра «Пушистый зайка» «Назови птичку» «Кто пропал»

Динамическая пауза «Ворона»

Игра «Покорми птичку» «Домики для птичек» «Кто это?» «Кому, что нужно» Пальчиковая гимнастика «Профессии» Игра «Доскажи словечко» «Маленький художник»

Игра «Найди тень: военная техника» «Кто чем управляет?»

Пальчиковая гимнастика «23 февраля»

Игра «Собери картинку: военная техника» «Меткий стрелок» «Что это?» «Что изменилось?» «Сложи картинку» «Летает-не летает»

Игра «Найди гараж для машинки»

Игра «Телескоп» «Помощники в доме» «Дружно маме помогаем»

Игра «Вспомни и назови» «Подарок для мамы»

Рассматривание сюжетной картинки «Весна». Что нарисовано? Игра «Признаки весны» Игра с прищепками «Солнышко»  Игра «Разбуди спящих зверей» «Кто пропал?»

Игра «Назови птичку» «Кто пропал?» Пальчиковая гимнастика «Птички» Игра «Покорми птичку»

Игра «Найди тень: птицы»

Игра «Собираемся на прогулку: весна» «Заплатки для одежды» Физкультминутка «Стирка»

Игра «Собери картинку» «Что пропало?» «Укрась платье»

Игра «Разложи одежду по цвету»

Игра «Найди тень: одежда» «Телескоп» «Найди пару для обуви» «Укрась сапожок»

Динамическая пауза «Большие ноги идут по дороге» «Найди тень: обувь» Игра с прищепками «Склей тапочек» Игра «Назови рыбу»

Игра «Отыщи рыбок»

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Игра «Поймай рыбку» «Собери картинку: рыбы» «Телескоп: цветы» «Весенние цветы»  «Половинки: цветы»

Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы» Игра «Собери букет» «Телескоп: насекомые»

Игра «Божья коровка»

Игра «Посади бабочку на цветок»

Игра с прищепками: «Крылышки у бабочки» Игра «Собери картинку: насекомые» Рассматривание сюжетной картинки «Лето». Что нарисовано? Игра «Признаки лета»

Игра «Собираемся на прогулку: лето» Пальчиковая гимнастика «Лето наступает» Игра «В поисках клада»

•        Может сосредоточиться на интересном деле в течение 5-10 минут.

•        Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры.

•        Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»), выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту.

•        На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме («Доска Сегена», «Почтовый ящик» и т. п.), величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

•        Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира.

•        Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

•        Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.

•        Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя».

•        Наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук.

Ответственный: учитель-логопед

Область

Задача

Содержание

Целевые ориентиры

Развитие просодической стороны речи

Учить правильному дыханию, учить длительному ротовому выдоху

     

Упражнения «Сдуй ватку», «Листочки летают», «Снег кружится», «Ветер дует»

Ротовой выдох становится более длительный и

Развитие артикуляционной моторики

Активизировать движения речевого аппарата, научить высовывать язык вперед, улыбаться. показывать зубы.

 

Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбка».

Упражнения для языка «Лопаточка».

Выполняет самые простые артикуляционные упражнения.

Развитие мелкой моторики

Совершенствование движений мелкой моторики рук

Пальчиковый игротренинг, упражнения с предметами (массажные мячи, прищепки и др.), массаж и самомассаж

Мелкая моторика достаточно развита

Развитие фонематических процессов

Учить вслушиваться в неречевые и речевые звуки, соотносить их с предметами, подражать им.

Игры: «Где гремит?», «Что звучит?», «Кто как голос подает?», «Узнай по звуку», «Кто что услышит», «Жмурки с колокольчиком», «Жмурки с голосом», «Слушай и выполняй». «Быстро - медленно», «Громко-тихо», «Что как звучит?»

Способен к слуховому сосредоточению и различению знакомых неречевых звуков.

Развитие понимания обращенной речи

Учить понимать обращённую речь взрослого, выполнять простые и 2-х ступенчатые инструкции взрослого.

Развивать умение понимать слова – предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных.

Развивать умение понимать слова, обозначающие способ передвижения животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.), способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.)

Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на.

Учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы.

Содействовать пониманию событий, знакомых детям по личному опыту.

Игры «Слушай и выполняй», «Покажи, где …», «Кто как голос подает?», «Положи на …», «Положи в …» и др.

Накапливать и активизировать словарный запас по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Продукты питания», «Посуда», «Домашние птицы и животные», «Дикие птицы и животные», «Транспорт».

Активно реагирует на простую и 2-ступенчатую словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией.

Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

Развитие экспрессивной речи в повседневном общении с окружающими

Способствовать развитию речи как средства общения.

Накапливать и активизировать словарный запас по лексическим темам.

Учить употреблять слова, простые по слоговой структуре, названия родных людей, их имен, названия игрушек, их изображений, названия предметов обихода, явлений природы.

Способствовать введению в речь слов, обозначающих признаки предметов: цвет (красный, желтый), величину и ее параметры: (большой, маленький), наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), количество (много, мало, еще).

Давать разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми.

Накапливать и активизировать словарный запас по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Продукты питания», «Посуда», «Домашние птицы и животные», «Дикие птицы и животные», «Части тела», «Транспорт».

Игры: «Что это?», «Чудесный мешочек», «Назови слово», «Кто летит (бежит, идет, прыгает?)», «Кто как голос подает», «Поможем кукле»

Включается в диалог — отвечает на вопросы взрослого, пользуется элементарной фразовой речью. Стремится повторять за взрослым предложения из 2-х-3-х слов. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Активно употребляет существительные (допускаются искажения звуко-слоговой структуры и звуконаполняемости, искажения, замены и пропуски звуков), обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег).

 IV. «Мониторинг индивидуального развития ребенка с ОВЗ»

Исследуемые параметры

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

Уровень освоения

Уровень освоения

Характеристика динамики развития ребенка

Уровень освоения

Характеристика динамики развития ребенка

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Приложение 1

Индивидуальный учебный план

образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы на 2021/2022 учебный год

Образовательная область

Базовый вид деятельности (НОД)

Периодичность в неделю

Физическое развитие

Физическая культура в помещении

3

Физическая культура на воздухе

 1

Познавательное развитие

Познавательное развитие (ООМ/ ФЦКМ)

 2

Познавательное развитие (ФЭМП)

 1

Развитие речи

Развитие речи

 2

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

 1

Лепка

 0,5

Аппликация

 0,5

Музыка

 2

Социально-коммуникативное развитие

В режимных моментах, в привитии навыков самообслуживания, совместной деятельности взрослых и ребенка, самостоятельной деятельности ребенка, в игровой деятельности

Ежедневно

ОБЪЕМ НОД В НЕДЕЛЮ:                                                                                     -   количество

- количество времени

 13

 3 ч 15 мин

Коррекционно-развивающее направление

Учитель-логопед

3

Педагог-психолог

2

ОБЪЕМ В НЕДЕЛЮ:                                                                                                 -   количество

- количество времени

5

1 ч 15 мин

Взаимодействие взрослого и ребенка в различных видах деятельности (ежедневно):

- Чтение художественной литературы.

- Конструктивно-модельная деятельность.

- Игровая деятельность.

- Общение при проведении режимных моментов.

- Прогулки.

Самостоятельная деятельность воспитанника в центрах развития и играх (ежедневно).

Оздоровительная работа (ежедневно):

- Утренняя гимнастика.

- Комплексы закаливающих процедур.

- Гигиенические процедуры.

Приложение 2

Расписание занятий

(в групповой и индивидуальной форме)

на 2021/2022 учебный год

Время

Понедельник

  Время

Вторник

Время

Среда

Время

Четверг

Время

Пятница

15.20

педагог-психолог

15.20

педагог-психолог

15.20

педагог-психолог

09.00

логопед

09.00

логопед

09.00

логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: 01.02.2018г. по 31. 05. 2018г.

Индивидуальная образовательная программа, адаптирована специально для   с учётом состояния здоровья Горбаневой Евгении, психофизического развития, индивидуальных возможностей для получения...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: с 01.09.2017 г. по 30.05.2018г.

Пояснительная запискаИндивидуальная адаптированная образовательной программа (далее ИАОП),  сформирована на базе основной общеобразовательной программы КУ «Урайский специализированный Дом р...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа программа

Индивидуальная адаптированная образовательная программа программа...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обу...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: 24.10.2019 по 24.01.2020г

Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной...