Консультации для педагогов
консультация

Шляхова Татьяна Владимировна

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности ребёнка. Раскрытие индивидуальности ребёнка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве – приоритетная задача педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

«Развитие художественно-эстетического восприятия у детей дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом»

Подготовила   воспитатель:

Шляхова Т.В.

2022 год

 Слайд 1.

Тема: «Развитие художественно-эстетического восприятия у детей дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности ребёнка. Раскрытие индивидуальности ребёнка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве – приоритетная задача педагога.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. В программе «От рождения до школы» под редакции Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой сказано следующее: «Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегрированный подход при организации образовательного процесса».

Слайд 2

Цель: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы.

Слайд 3.

Задачи:

1. Развивать воображение детей, умение вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей, используя разнообразные соединительные материалы.

2. Учить осваивать способы работы различными инструментами, планировать свою деятельность как в индивидуальном, так и при коллективном творчестве.

3. Учить способам конструирования из различных бросовых материалов.

4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

 Слайд 4        

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой. Воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Слайд 5.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придёт и ловкость в работе

.

 

Слайд 6

Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму.

К учебной деятельности в школе.

Слайд 7,8

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движении, гибкости, точности в выполнении действии. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Слайд 9.

Труд по изготовлению игрушек из бросового и природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела.

 

Слайд 9

Мастерить поделки из природного материала дошкольники впервые начинают со второй половины средней группы.4-5 лет Конструктивные возможности детей этого возраста невелики, и работа над созданием поделки носит характер сотрудничества педагога и ребёнка. При конструировании из природного материала задача ориентировки в размере, форме, расположении деталей изображаемого предмета усложняется разнообразием самого природного материала. Каждая еловая шишка. Веточка или древесный гриб всегда как – то отличается от другой еловой шишки, гриба или веточки. Что значительно затрудняет процесс конструирования. Поэтому сначала дети просто наблюдают за процессом конструирования педагогом из природного материала и принимают участие в беседе о материале, приемах работы по созданию поделки.

Такому наблюдению отводится достаточно много времени и лишь затем, в ходе индивидуальной и подгрупповой работы, дошкольники создают свои первые поделки.

Изделия из природного материала среднего дошкольного возраста очень просты.

Поделки в средней группе выполняются по показу, который сопровождается подробным объяснением. Работа осуществляется поэтапно.

Необходимо проведение подробного анализа образца и использование игровых приемов.

Уместна коллективная форма организации работы, в ходе которой несложные детские поделки превращаются в довольно красочные композиции («Семья ежей», «Грибная полянка», «Птичий двор»).

Ожидаемый результат.

Средняя группа.

Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

Освоят навыки работы с ножницами и клеем.

Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

Научатся видеть необычное в обычных предметах

Разовьют мелкую моторику рук.

Слайд 10

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) у детей возрастает интерес к конструированию. Поэтому этот вид деятельности становится содержательным.

Объемные поделки из бросового и природного материала дети выполняют на занятиях по ручному труду, которые в непосредственной образовательной деятельности детского сада чередуется с конструированием из строительного материала.

В старшей группе в конструировании используется самый разнообразный природный материал.

Начать работу и в средней группе, следует с анализа образца, объяснения и показа приемов выполнения поделки педагогом. Особое внимание следует уделять объяснению приемов соединения деталей поделки и пространственного расположения частей по отношению друг к другу.

Кроме поделок, выполненных по образцу. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет)  начинают появляются работы, сделанные по замыслу детей.

Полезным приемом для развития интереса к конструированию могут стать просмотры поделок, сделанных руками детей старшего возраста 6-7 лет подготовительной группы

Ожидаемый результат.

Старшая группа

Овладеют различными приемами преобразования материалов.

Освоят обобщенные способы работы.

Разовьют познавательные, конструктивные способности.

Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Слайд 11

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) конструирование из бросового и природного материала. Как и и с детьми 5-6 лет, осуществляется на непосредственной образовательной деятельности по ручному труду.

Умения по художественной обработке природного материала, закрепляются и совершенствуются. Поделки становятся более качественными, сложными по своему содержанию. Количеству деталей и природному материалу, использованному в изделии. В одном и том же изделии могут применяться разные виды материалов.

Большинство изделий, выполненных детьми этой группы, сделаны полностью из природного материала. А пластилин используется только для соединения деталей.

В подготовительной группе много внимания уделяется выполнению заданий по замыслу.

На непосредственной образовательной деятельности, наряду с объяснением педагога. К показу выполнения знакомых простых приемов можно привлекать и детей.

Ожидаемый результат.

Подготовительная группа

Разовьется поисковая деятельность.

Освоят умение анализировать поделку.

Сформируется положительное отношение к труду.

Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

Подготовится рука к письму.

Слайд 12, 13, 14

Интерес к конструированию из бросового и природного материала поддерживается не только грамотным проведением непосредственной образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми, но и созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью необходимо консультировать родителей по вопросам технологии выполнения поделок, рассказывать о значении ручного труда в развитии личности

ребёнка, проводить выставки работ, выполненных детьми как на непосредственной образовательной деятельности в детском саду, так и дома, совместно с родителями.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ:

«Методика

проведения гимнастики после дневного сна»

Воспитатель: Шляхова Т.В.

2023г

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является

сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие,

как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной

деятельности. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его

посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Здоровье — это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту

биологические и социальные функции. Для того чтобы совместно укреплять здоровье ребенка, необходимо четко знать: возрастные особенности физиологии детского организма на каждом этапе его развития и те мероприятия, необходимые для поддержания и улучшения его здоровья.

Одна из форм оздоровительной работы – гимнастика после сна.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей

гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая

работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка.

«Гимнастика после сна не должна быть долгой

и утомительной. Главная ее задача: чтобы РЕБЕНОК проснулся в хорошем настроении».

Главное правило: исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Задачи гимнастики:

  • Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
  • Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
  • Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.

Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.

Виды бодрящих гимнастик:

  • Гимнастика игрового характера;
  •         Гимнастика с использованием тренажёров или спортивного комплекса.
  • Самостоятельная гимнастика.
  • Лечебно– восстановительная гимнастика.
  • Музыкально –ритмическая.
  •         Дыхательная гимнастика стоя у постели или в групповой комнате.

Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:

  1. Гимнастика в постели и рядом с ней
  2. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Индивидуальные задания
  5. Водные процедуры

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения,

которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3минут. Заканчивается этот этап зарядкой на ковриках около кроватей. (2-3 мин)

Затем дети выполняют корригирующую гимнастику: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, ходьба по корригирующим дорожкам. Важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей.

Для заинтересованности детей можно использовать кубики, мячи, погремушки и т.д. Длительность этой части составляет 2-3 мин.

Затем выполняется дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия

возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.  Выполнение упражнения

дыхательной гимнастики «Паровоз»: руки согнуты в локтях, ходить по игровой комнате делая попеременные движения руками и приговаривая: Чух –чух -чух… увеличивать их дозировку нужно постепенно от 30 сек.  Затем педагог проводит индивидуальную или  дифференцированную оздоровительную работу с нуждающимися детьми. Он может организовать самостоятельную деятельность

детей по оздоровлению (например, дать задание детям с диагнозом

«плосковальгусные стопы» собирать каштаны то правой, то левой ногой).

Заканчивается гимнастика водными процедурами (умывание).

Таким образом, данная форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. В течение года используются разные варианты гимнастики.

Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых фрамугах и форточках (или хорошо проветренном помещении), в течение семи – пятнадцати минут в зависимости от возраста детей. Общая длительность гимнастики после дневного

сна для малышей составляет 7-10 минут, для старших дошкольников – 10-15 минут.

Ожидаемые результаты.

  1. Укрепить здоровье, иммунитет и опорно-двигательный аппарат детей;
  2. Повысить жизненный тонус и эмоциональное состояние;
  3. Развить координацию движений;
  4. Научить правильно дышать через нос;
  5. Способствовать воспитанию привычки к здоровому образу жизни.

В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной

системы, улучшается работа сердца, увеличивается

кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.

После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка, что соответствует требованиям современной ФГОС.

Гимнастика после сна для младшей группы

Гимнастика в младшей группе требует точного выполнения простых упражнений. Воспитатель должен подробно объяснять детям, как и что делать, помогать, если потребуется.

В комплекс полезно включать пальчиковую и дыхательную

гимнастику, упражнения на растягивание, ходьбу по массажным дорожкам, упражнения для профилактики осанки.

Упражнения выполняются сначала в кроватях, потом в прохладной комнате.

  • «Колобок». Малыш лежит на спине, раскинув руки в стороны.

Затем необходимо сгруппироваться — подтянуть колени к груди и обхватить их руками. После этого можно вернуться в исходное положение;

  • «Велосипед». Исходное положение — лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Потом нужно поднять ноги и крутить воображаемые педали;
  • «Кошечка». Попросите малыша встать на четвереньки. Первая позиция: добрая киска (прогнуть спину вниз).

Вторая: киска сердится (выгнуть спину вверх).

В прохладной комнате дети ходят на носочках, несколько секунд бегут, потом — опять ходьба. После этого делаются упражнения, которые помогут малышам сохранить правильную осанку

  • «Журавль». Встать, руки за голову, ноги вместе.

Попросите ребенка поднять правую ногу и держать ее на весу.

Досчитайте до семи. На счет «восемь» малыш возвращается

в исходное положение. Упражнение повторяется для левой ноги;

  • «Солнышко». Встать прямо, руки вниз.

Руки перед собой, соединить в круг. Подняться на носочки, сложенные кругом руки поднять над головой, потянуться. Вернуться в исходное положение.

Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей,

красивые, яркие игрушки радуют детей, увлекают их, заставляя двигаться, выполнять предложенные задания. Пробуждение детей должно происходить под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

«Весёлый зоопарк»

(Гимнастика игрового характера). Проводится в постели.

Воспитатель: Дети отгадайте загадку. Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора.

И мышатами поживиться Любит рыжая…

  1. «Хитрая лисичка». Улыбнуться как хитрая лисичка. Повторить несколько раз.
  2. «Филин». И.п. – лёжа на спите, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторять четыре раза; темп медленный.
  3. «Ловкие зайчата». И.п. – лёжа на спине, руки вверх над головой. Поднять ноги. Пальцами рук достать до пальцев ног. Вернуться в и.п. Повторять пять раз; темп умеренный.
  4. «Сильный слон». И.п. – лёжа на спине; ноги согнуты в коленях. 1

– 3 – имитация ходьбы. 4 – вернуться в исходное положение.(30 сек.). Темп умеренный.

Гимнастика после сна для средней группы

Дети средней группы способны выполнять и более сложные упражнения. Им даже этого хочется — ведь совсем простые

движения будут скучны. Комплекс должен включать пальчиковую гимнастику, дыхательную, упражнения на коврике. Упражнения

должны чередоваться с паузами для отдыха.

Обычно детям очень нравятся движения, имитирующие животных и предметы:

  • «Рак». Проползти несколько шагов на четвереньках вперед. Потом назад;
  • «Мостик». Исходное положение: сесть, руки за спину. Приподняться на руках и ногах. Снова сесть;
  • «Я — машина». Легкий бег, держа руки вперед и имитируя вращение руля;
  • «Я — самолет». Легкий бег, размахивая руками, как крыльями;
  • «Я — паровоз». Легкий бег, руки попеременно сгибаются в локтях и выпрямляются перед собой.

Гимнастика после сна для старшей группы

Дети старшей группы готовы выполнять практически любые упражнения — ведь они уже достаточно хорошо владеют своим телом. Комплекс должен включать в себя упражнения

на растягивание, на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, дыхательную гимнастику, закаливающие процедуры.

  • Ходьба оздоровительная для профилактики плоскостопия. Время: 2–3 минуты.

Ходьба на носочках (как лисички). Ходьба на пяточках.

На внешней стороне стопы (как медведь). Высоко поднимая колени (как лось).

Полу приседая (как ёжики).

  • Упражнения на формирование правильной осанки. Спина должна быть прямой во всех упражнениях.

Исходное положение — встать прямо, руки сзади сплести в замок, ноги вместе.

Далее следуют наклоны вперед и назад, повороты туловища, приседания.

Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к

механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышают иммунитет.

«Лепим Буратино»

(С элементами точечного массажа).

Проводится в постели, по спокойную, медленную музыку. (Все упражнения выполняются из и.п. лёжа на спине).

«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу с середины к вискам. Повторить три раза, темп умеренный.

«Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить три раза; каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.

«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к

внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. Повторить три раза; темп умеренный.

«Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Повторять четыре раза; темп быстрый.

Продолжаем «Лепим уши», «Лепим руки», «Лепим руки», «Лепим ноги» и т.д.

В конце упражнения дыхательное упражнение «Молодцы». 1 – вдох. 2 – 4 – выдох. На выдохе произнести слово «мо - лод - цы». Повторить три раза; темп медленный.

«Весёлые ребята».

Проводятся в постели.

«Проснулись». И.п. – лёжа на спине. Потянуться в постели всем телом. Руки над головой тянутся вверх, носочки – вниз.

Потянуться – вдох, расслабиться – выдох. Повторять пять раз; темп медленный.

«Красные ушки». И.п. –лёжа на спине. Растирать уши до покраснения, ощущения тепла (30 – 60 с.). Каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.

«Смешной живот». И.п.- лёжа на спине, руки на животе. Вдох – напрячь брюшную стенку, выпятить живот. Вдох – втянуть живот. Вернуться в и.п. Повторять пять – семь раз; темп медленный. Вдох через нос, выдох через рот.

«Играем». И.п. – сидя на кровати. Взять в руки правую стопу. Кулачком левой руки растереть стопу до покраснения и ощущения тепла. Вернуться в и.п. То же проделать с левой стопой. Каждый ребёнок выполняет упражнение в индивидуальном темпе.

«Морзянка». Вдох и выдох происходит через нос с произнесением звука [м]. При выдохе пальцами рук поочерёдно постукивать по

крыльям носа.

Литература:

  1. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012
  2. Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Ради здоровья детей. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
  3. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях, учебное пособие под редакцией С. А. Козловой, Москва Academia, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....