Проект по теме: "Опытно - экспериментальная деятельность"
проект (старшая группа)

Мустаева Фируза Тауфиковна

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»      К. Е. Тимирязев

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperimentirovanie.docx54.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 27 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

Проект по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность» 

 для детей старшей группы №8

Воспитатель: Мустаева Фируза Тауфиковна  

г. Озерск
   

Актуальность:

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» К. Е. Тимирязев


             Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи: 
Образовательные:
- создание условий для проявления исследовательской активности в самостоятельном и коллективном экспериментировании;
- знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов 
(бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т. д.);
- пополнить и обогатить в группе развивающую предметно-пространственную среду для организации работы  по экспериментальной и исследовательской деятельности.
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивающие: 
- развитие умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов;
- развитие умственных способностей:
 (мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение);
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, наблюдательности.
Воспитательные: 
- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Продолжительность: Средне - срочный (с 9 марта по 18 марта)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое развитие (рисование, музыка); физическое развитие (физ. минутки, подвижные игры); речевое развитие (беседы, отгадывание загадок).
Продукт проекта: обновление и пополнение уголка экспериментирования;
 - участие в конкурсе «Лучший уголок исследовательской деятельности;
- пополнение уголка экспериментирования новыми материалами.
Тип проекта: познавательно – информационный
Вид проекта: групповой
Результаты проекта:
 Дети: Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения детей средствами экспериментальной деятельности. У детей развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
 Родители: Установлено партнёрское взаимодействие «Детский сад – ребенок – семья». Проект помог в сближении с семьями детей, формированию сотрудничества детей и родителей. Привлечение к пополнению центра экспериментирования.
Средства и оборудование:
Технические (музыкальные записи).
Методические (наглядные пособия по теме «Опыты с бумагой, с водой, с воздухом, с природными материалами», серии иллюстраций по теме «Опыты и экспериментирование»)
Организационные (столы, спортивные принадлежности, бумага, картон, клей, кисточки, ножницы).

Литература:
1. М.Султанова «», ООО «Хатбер – пресс», г. Москва 2020 г.
2. М.Султанова «Простые опыты с водой», ООО «Хатбер – пресс», г. Москва 2018 г.
3. М.Султанова «Простые опыты с воздухом», ООО «Хатбер – пресс», г. Москва 2014 г.
4. М.Султанова «Простые опыты с природными материалами», ООО «Хатбер – пресс», г. Москва 2014 г.
5. М.Султанова «Маленькому почемучке», ООО «Хатбер – пресс», г. Москва 2020 г.
6. М.Султанова «Удивительные превращения», ООО «Хатбер – пресс», г. Москва 2020 г.
7. М.Султанова «Маленькому почемучке», ООО «Хатбер – пресс», г. Москва 2020 г.
8. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», (дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет), ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», г. Санкт – Петербург 2015 г.

9. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», (дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет), ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», г. Санкт – Петербург 2015 г.
10. Н.Е.Веракса, О.Р, Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», Изд-во: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», г. Москва 2016 г.
11. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, Изд-во: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», г. Москва 2016 г.





Этапы
проекта

Деятельность воспитателя группы

1 этап
Организацион-
ный

1.Разработка и накопление методических материалов.

2.Создание необходимых условий для реализации проекта. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования».

3.Создание развивающей среды.

4.Подбор необходимой художественной  литературы по теме проекта  (методической литературы, стихотворений, картин, иллюстраций).

5.Разработка мероприятий.

2 этап
Подготовитель-
ный

1.Обработка результатов по реализации проекта

2. Оформление выставки 

3 этап
Практический

 Познавательное развитие:  НОД: «Бумага и её свойства», «Воздух и его свойства», «Свойства воды»

Работа с родителями: Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей» (Пр.6)
Помощь в пополнении уголка необходимым оборудованием.

4 этап
Заключитель -
ный

В проекте дети участвовали с удовольствием.
Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада.

Перспективный план по проекту: «Опытно – экспериментальная деятельность» для детей старшей группы № 8

Образовательная область

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

РППС

Взаимодействие с родителями

Познавательное развитие

 НОД: «Бумага и её свойства» (Пр. 1)
НОД: «Воздух и его свойства»
(Пр. 2)
НОД: «Свойства воды»
 (Пр. 3)

Виды бумаги, ножницы, миска с водой; шарик воздушный, стаканчики, ложечки; трубочки, бутылочки; предметы: резиновые, железные, деревянные; обручи.

Помощь в оформлении уголка экспериментирования

Речевое развитие

Загадки  (Пр. 4)

Физическое развитие

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу» (Пр. 5)


Приложение 1


Познавательное развитие НОД на тему«Бумага и её свойства»

Программное содержание: Уточнить представление детей о бумаге, формировать основы знаний о её свойствах.

 Развивать познавательную активность детей в ходе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с бумагой. Обобщить знания детей о значении бумаги в повседневной жизни. Научить определять свойства бумаги (впитывает воду, мнется, режется, горит).

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Закройте глаза… (шелест бумаги) Что это за звук? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, и мы убедимся, что вы были правы!
На чем мы пишем что-нибудь, на чем мы любим рисовать,
Что можно скомкать и согнуть и даже трубочкой свернуть? А ну, попробуй угадать!
(ответы детей)

Воспитатель: Да, дети, вы были совершенно правы, сегодня мы с вами поговорим о бумаге. Кто подскажет, из чего изготавливают бумагу? (ответы детей). Бумагу изготавливают из деревьев.

Воспитатель: Верно, в нашей обыденной жизни мы встречаемся с бумагой постоянно. И сейчас вы её, скорее всего, видите. Назовите предметы в нашей группе, которые сделаны из бумаги. (ответы детей) (тетради, книги, коробки, газеты, журналы и т. д.)

Воспитатель: Почему все эти предметы нужны нам с вами в детском саду? (ответы детей)
Стук в дверь  
Воспитатель: (удивленно) Кажется, у нас гости!

В группу входит Незнайка

Незнайка: - Здравствуйте, ребята! А вот и я!

Воспитатель: - Проходи, Незнайка, присаживайся! Ты к нам в гости, или по делу?

Незнайка: Конечно, по делу! Мне дали очень ответственное задание, с которым я без вас никак не справлюсь!

Воспитатель: Дети, поможем Незнайке? Дети: Да!

Незнайка: Отгадайте-ка мою загадку:
Склеите корабль, солдата, паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята, Разноцветная…

Дети: Бумага

Незнайка: Молодцы! Может, вы мне и свойства бумаги назовете?

Воспитатель: Так сразу и не назовем, для этого нам нужно сначала их изучить!

Незнайка: А как же мы будем их изучать?

Воспитатель: Проведем опыты!

Физкультминутка:
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до доски мы добежим.
Стоп. Немножко отдохнем. Дальше мы пешком пойдем.

Дети подходят к столам, у каждого на тарелочке лежит по 3 листочка бумаги, клей, ножницы. Перед каждым ребенком стоит чашечка с водой.

Воспитатель: Дети, проходим к своим местам. А ты, Незнайка, наблюдай внимательно, чтобы ничего не упустить!

Опыт 1. Рассмотреть бумагу и назвать её признаки (гладкая, цветная, белая, легкая, тонкая)

Опыт 2. Сложить бумагу в несколько раз и вернуть в исходное положение. Вывод: бумагу можно сложить, на месте сгиба остается след.

Опыт 3. Предложить детям разрезать бумагу по месту сгиба. Вывод: бумагу можно разрезать.

Опыт 4. Предложить детям одну половину разрезанного листа разорвать. Вывод: бумага рвется, это значит, что она непрочная.

Опыт 5. Предложить детям приклеить оторванную часть. Вывод: бумагу можно склеить.

Опыт 6. Кусочки бумаги опускаем в мисочку с водой. Вывод: бумага впитывает воду, и намокая, тонет.

Воспитатель: Ребята, давайте назовем Незнайке свойства бумаги, которые мы только что определили. (ответы детей)
Воспитатель: Ну что, Незнайка, мы тебе помогли в решении твоего ответственного задания?

Незнайка: Ребята, как все-таки здорово экспериментировать! Я все запомнил, спасибо вам большое! Мне так понравилось, что я решил вам преподнести подарок!

Достает из-за спины цветы, изготовленные в технике «Оригами». Эти цветы будут украшать вашу группу и напоминать обо мне! Ну а теперь мне пора! До скорых встреч!

Дети: До свидания!

Приложение 2

Познавательное развитие по теме«Воздух и его свойства»

Программное содержание: - расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека; - познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения; - развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности; - развивать умение делать выводы.
Раздаточный материал:
 стаканчики с водой, соломинки на каждого ребёнка; музыкальные духовые инструменты, полиэтиленовые мешочки, бумага, таз с водой.
Ход:

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями? А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку:
Через нас проходит в грудь и обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же. Без него мы жить не можем! Что это?
Дети: Воздух.

Воспитатель: - Правильно, это воздух. Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. - Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?

Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.

Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (Дети подходят к столу). Чтобы у нас опыты получились нужно внимательно слушать и следовать инструкциям. Хорошо? Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что вы вдохнули? Дети: Воздух

Воспитатель: А мы можем увидеть воздух? (ответы детей). Нет, не видим.

Воспитатель: Значить какой воздух? (ответы детей). Невидимый.

Опыт №1 (воздух можно увидеть)

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

-Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой).
-Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его. Что в пакете? 
(воздух) 
- Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? 
(там воздух)

-Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

- А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим). Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

Вывод: Воздух прозрачный.

Опыт №2 (Воздух занимает место)
- Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумага. Потрогайте её, какая она мокрая или сухая? 
(Ответы детей). Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (ответы детей). Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет?
- Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним. Что появилось в воде? 
(видны пузырьки воздуха)

- Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода). Это из стакана вышел воздух. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане).

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах(Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все почувствовали, только ребёнок ничего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, потому что я ничего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

ОПЫТ №4 (воздух можно услышать)

Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук) Почему возник звук? (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

ОПЫТ №5 (воздух жизненно необходим)

Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.

Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? Дети: Нет, без воздуха человек умрет.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха. Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Воспитатель: - А теперь давайте мы с вами немножко отдохнем.
Сильный ветер сосна крутит,
(наклоны вниз) Словно самый тонкий прутик.
Если наклонились тоже,
(вращение корпусом влево - вправо). Мы с тобой на них похожи.
Вот по веткам белка мчится,
(прыжки на месте). Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко, Ведь во всём нужна сноровка.
А куда медведь идёт?
(ходьба на месте). Ищет ягоды и мёд. Ну а нам пора садиться, Заниматься не лениться. Дети садятся на места.

ОПЫТ №6 (воздух может двигаться)

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться? Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер)

Вывод: Значит, воздух может двигаться.

Воспитатель: Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный). А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплый ветер). Как вы думаете, где бывает тёплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)

Вывод: воздух бывает холодным, тёплым и горячим.

Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку:
Я осинку качну, я тебя подтолкну, налечу, засвищу,
Даже шапку утащу. А меня не видать. Кто я? Можешь отгадать? 
(Ветер)

Воспитатель: Да, это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый. Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?

Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.

Воспитатель: И так, мы с вами выяснили, что ветер - это и есть воздух. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (воздух – невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).

Приложение 3

Познавательное развитие НОД по теме: «Свойства воды»
Программное содержание:
 Закрепить у детей уже имеющиеся знания о воде и её свойствах и познакомить с некоторыми новыми свойствами воды. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.
Ход: Звучит запись журчания ручейка. 
Воспитатель:
-
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает. В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит. Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться. не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: без нее нам не прожить. (Н. Рыжова)
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для её исследования. Давайте с помощью опытов выяснить, какой бывает вода.
Опыт № 1:  
«Вода прозрачная»
Воспитатель: Перед детьми стоят два стаканчика: в одном вода, а в другом молоко. В оба стаканчика мы положим палочки. В каком из стаканчиков палочка видна, а в каком–нет? Почему? (Ответы детей). Какой мы можем сделать вывод? Вода прозрачная, а молоко – нет.
- Давайте немного подумаем, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке 
«Гуси-Лебеди»: речка молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (нет, непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения). А не будет растений - не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит. Нельзя загрязнять воду.
Опыт № 2: «
У воды нет вкуса»
Предлагаю попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? (нет, вода не имеет вкуса).
Воспитатель: Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Для сравнения попробуйте молоко.
Опыт № 3:
«У воды нет запаха»
Предложить детям понюхать воду. Чем она пахнет? 
(совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Опыт № 4:
«Вода жидкость, не имеет формы»
Воспитатель: Ребята, давайте проведем следующий опыт (на столе стоят 1 стакан с водой, блюдце, медицинская перчатка). Переливает воду из стакана в блюдце. Почему вода растеклась по блюдцу? (вода жидкая). Совершенно верно. Если бы вода не была такой жидкой, то она бы не смогла течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то ее называют жидкостью. Вода не имеет собственной формы. Она принимает ту форму, в которую её вылили, сейчас мы это и увидим. Наливаем воду в медицинскую перчатку. Вода приняла форму перчатки. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы
Опыт № 5:
«Тонет – плавает»
Ставим таз с водой опускаем в него разные предметы 
(металлические, деревянные, пластмассовые). Наблюдаем, делаем вывод: тяжелые металлические предметы тонут, а легкие - плавают.
Опыт № 6:
«В воде вещества растворяются»
Возьмем три стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? 
(Песок не растворяется) Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В третий стакан насыплем соль, размешаем её. Соль тоже растворилась. Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? (Дети отмечают, что в этом случае он растворился бы воде.)
Опыт № 7: смешной фокус «Раскрасим воду»
Воспитатель: - может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову». Скорее всего, дети ответят «нет». На глазах изумленных детей превращаем бесцветную воду в цветную. Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закрывающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим акварельной краской. Наливаем воду в банку и, закручиваем её крышкой (не показывая окрашенную сторону). В нужный момент стряхнуть банку с водой и, вода становится цветной!

Приложение 4

ЗАГАДКИ    «Ветер»
* Без рук, без ног, а дерево гнёт. 
*
На печной трубе играет, арфой служат провода. Музыканта каждый знает, хоть не видел никогда. 
*
Я березку качну, я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу, даже шапку утащу.
А меня не видать, кто я? Можешь угадать? 
* Носится, свищет, мечется, рыщет:
Где пробежит – листик дрожит.
Где пронесётся – дерево гнётся. 
* Когда он отдыхает, на время он стихает. И листья не колышутся, и шороха не слышится. 
* Дружит с солнышком весной – тихий, ласковый такой. А зима завьюжит – он с морозом дружит. В трубах завывает, с ног меня сбивает. 
* Воет, свистит, ветки ломает, с ног всех сбивает. Слышишь его, да не видишь его. 
* Сам не видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет. Кто навстречу попадётся – обнимает и дерётся.

«Вода»
* Очень добродушная. Я, мягкая, послушная. Но когда я захочу - Даже камень источу.
* Она – и туча, и туман. Она – ручей и океан. Она летает и бежит. И стеклянной может быть. 

* Все говорят – она течет. Все говорят – она играет. Она всегда бежит вперед, Но никуда не убегает.
*  В морях и реках обитает, Но часто в облаках витает. А, как наскучит ей летать. На землю падает опять. 
*На улице – горой! А в комнате – водой. 
(Снег). 
*
Меня ждали, меня звали,
Показался – убежали. 
(Дождь) 
*
На всех садится, никого не боится. (Снег) 
*
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет –
Заплачет она и умрет. 
(Сосулька) 
*
Быстрый ветер их несет,
Мчат, друг дружку обгоняя,
Как одна большая стая. 
(Снежинки)

«Воздух» 
*
Oн невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем.
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
*
 Он вокруг, его невидим, только всем необходим: Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой. Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой. Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.
*
 Для дыхания он нужен, С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой, Не поймать его рукой! 
*
Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим… 
*
 Окружает нас всегда, Мы им дышим без труда. Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
 
*
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.

Приложение 5

Подвижная игра
«Ходят капельки по кругу»

Воспитатель:
Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. Звучит шум дождя.
Воспитатель: Я буду мамой – Тучкой, а вы – моими детками – Капельками дождя, нам пора отправляться в путь. Звучит музыка.
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама- Тучка показывает, что им надо делать.
Полетели капельки на землю…Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками
(капельки составляют ручей, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама – Тучка наказывала им домой вернуться. Тут как раз солнышко пригрело, стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие «капельки» поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме- Тучке.
Воспитатель:  Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не попадали, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она по вам соскучилась.

Приложение 6

Консультация для родителей: «Значение экспериментальной деятельности для детей»

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

(В. А. Сухомлинский.)

В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как». Некоторые родители спешат отделаться отговорками – «потому что - потому» или «вырастишь – узнаешь», не подозревая, какой вред наносят тем самым ребенку, его природной любознательности.
   Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
  Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность дошкольника. Затрат на приобретение необходимого оборудования никаких.
Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка
Создать дома небольшую исследовательскую лабораторию для ребенка, родителям будет несложно. Для неё понадобятся следующие вещи и приспособления:

несколько небольших стеклянных баночек, бутылочек; мерные ложки, стаканы (их можно взять из-под лекарственных препаратов (сиропов, или от детского питания младшего ребенка); всевозможные воронки и сита, миски, пипетки;  резиновая груша, резиновые перчатки; небольшая коллекция веществ и растворов (кухонная соль, сода, подсолнечное масло, уксус, пищевые красители и другие вещества, которые есть на каждой кухне); природный материал.

Все это богатство следует поместить в большую коробку. Лучше, если в коробке сделать отделения, чтобы содержимое ее не смешивалось. Можно выделить в шкафу специальную полку для домашней лаборатории. Наигравшись в исследователя, ребенок будет вынужден навести порядок в своих вещах и в комнате, что будет развивать в нем положительные черты характера.
Примерные опыты для опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома
«Поможем маме перебрать крупу»
Для опыта понадобится: крупа (рис, манка, дуршлаг (из кукольной посуды и обычный, большое сито, маленькое сито - для ребенка, пластмассовые ложки, пластиковые тарелки и контейнеры для круп. Спросите у ребёнка какое блюдо считается самым полезным, питательным и сытным? Конечно же, это каша. А из чего варят кашу? Её варят из крупы. Какая бывает крупа? (Ячневая, манная, гречневая, рисовая, пшенная, геркулесовая). Вот для того, чтобы каша получилась вкусной и аппетитной на вид, крупу положено перебрать. Предложите ребёнку перебрать не одну крупу, а отделить одну крупу от другой (манку от риса). Сначала рассмотрите каждую из этих круп в отдельности и сравните их:
Манка – мелкая, желтоватая, сыпучая. Рис – крупнее манки, белый, сыпучий, по форме овальный. Затем смешайте эти крупы. Предложите ребёнку подумать, как же можно отделить одну крупу от другой? Для проведения этого опыта у вас есть предметы помощники: большое и маленькое сито, дуршлаг обычный и из кукольной посуды, уточните у ребёнка какие из этих предметов смогут вам помочь? Насыпая, крупы в дуршлаг (из кукольной посуды и обычный) ребёнок наблюдает, что обе крупы проходят через отверстия этой посуды. Делает вывод, что эти предметы не подходят для отделения одной крупы от другой. Затем предложите ребёнку взять сито. Взрослый насыпает ложкой крупу в сито, а ребёнок наблюдает, что манка проходит через отверстия сита, а рис остается в нём. Попросите ребёнка сделать вывод, какой предмет поможет перебрать крупы. (Сито)
После выполнения опыта ребёнком, сделайте заключение и вывод: - Уточните, какие крупы вы отделяли? (Манку и рис)
- Какой предмет «помощник» вам помогал? (Сито). - Какая крупа проходила через сито, а какая оставалась в нём?
- Почему манная крупа проходила через сито, а рис в нём оставался? (Манка очень мелкая, а рис крупный)
Похвалите ребёнка за проведённый опыт.
«Как вода меняет цвет?»
Что понадобится для опыта: Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки. Приготовьте баночки с краской. Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода). Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная). Как можно окрасить воду? (добавить краску). При помощи пипетки ребёнок поочерёдно капает в баночки разведенную гуашь и наблюдает, как вода меняет окраску. Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» (вода примет цвет молока и станет белой).
Вывод опыта: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.

И не забывайте постоянно хвалить вашего ребёнка!
Поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода.»

Помочь детям освоить структуру эксперимента, включаться в  опытно – экспериментальную деятельность, накапливать опыт и знания, развивать интерес к познавательной и учебной деятельности при изучен...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе

Проект на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе"...

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы»

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая ж...

ПРОЕКТ на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....