ПРОЕКТ по взаимодействию с семьями воспитанников «Мы – вместе!»
проект

Сылкина Лариса Александровна

Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьёй декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом или методическом документе. Это объясняется социально-экономическими изменениями в стране, ростом научного психолого-педагогического знания, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения.

Актуальны проблемы взаимодействия с семьёй ещё и потому, что в современном обществе наблюдается кризис семьи: не ценится само понятие «семья», всё чаще употребляется понятие «гражданский брак», в большинстве семей воспитывается один ребёнок. Гораздо престижнее стало сделать успешную карьеру, чем родить и вырастить детей. И если в период обучения в школе родители пытаются хоть как-то понять проблемы ребёнка, посещают родительские собрания, вникают в суть происходящих ситуаций, то в детском саду, как уверены родители, проблем у ребёнка быть не может.

Однако и в Конвенции о правах ребёнка, и в Конституции Российской Федерации, и в Законе об Образовании, и в Семейном Кодексе, равно как и в трудах психологов и педагогов прошлого и настоящего отчётливо обозначена приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка. Великий педагог В. А. Сухомлинский справедливо отмечал «Семья – та первичная среда, где человек учится творить добро».

В ФГОС ДО выделены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Одно из этих условий «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». Исходя из сложившейся ситуации возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества ДОУ с семьями  воспитанников. Наиболее подходящая форма – это проектная деятельность, так как проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт реализации проекта25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Новочеркасска

Методический кабинет УО

Городская тематическая неделя «Организация деятельности ДОУ

 по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи

 и повышению компетентности родителей в вопросах развития, образования, укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО»

ПРОЕКТ

по взаимодействию с родителями

«Мы – вместе!»

Подготовил:

Сылкина Л.А.

воспитатель

МБДОУ детский сад №8

г. Новочеркасск

2014-2015 уч.г.

Паспорт проекта

Тема: «Мы - вместе!»

Автор проекта: Сылкина Л. А.

Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный, практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, родители, дети

Сроки проведения: 01.09.2014 – 25.05.2016

База реализации проекта: МБДОУ детский сад №8

Статья 64 «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. гласит: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств», а в статье 44 говорится о том, что

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Но, к сожалению, очень часто между педагогами и родителями возникает проблема нехватки взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Педагоги детского сада часто испытывают большие трудности в общении с родителями, а родители, в свою очередь относятся к педагогам с большой долей недоверия. Поэтому, в качестве оснований для осуществления сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников выделены следующие ключевые проблемы:

  • пассивное участие родителей в образовательном процессе из-за недостаточных представлений о работе дошкольной организации;
  • недостаточная родительская компетентность в вопросах воспитания и обучения детей;
  • несогласованность действий родителей и детского сада в вопросах воспитания ребёнка

Актуальность проблемы: 

Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьёй декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом или методическом документе. Это объясняется социально-экономическими изменениями в стране, ростом научного психолого-педагогического знания, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения.

Актуальны проблемы взаимодействия с семьёй ещё и потому, что в современном обществе наблюдается кризис семьи: не ценится само понятие «семья», всё чаще употребляется понятие «гражданский брак», в большинстве семей воспитывается один ребёнок. Гораздо престижнее стало сделать успешную карьеру, чем родить и вырастить детей. И если в период обучения в школе родители пытаются хоть как-то понять проблемы ребёнка, посещают родительские собрания, вникают в суть происходящих ситуаций, то в детском саду, как уверены родители, проблем у ребёнка быть не может.

Однако и в Конвенции о правах ребёнка, и в Конституции Российской Федерации, и в Законе об Образовании, и в Семейном Кодексе, равно как и в трудах психологов и педагогов прошлого и настоящего отчётливо обозначена приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка. Великий педагог В. А. Сухомлинский справедливо отмечал «Семья – та первичная среда, где человек учится творить добро».

В ФГОС ДО выделены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Одно из этих условий «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». Исходя из сложившейся ситуации возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества ДОУ с семьями  воспитанников. Наиболее подходящая форма – это проектная деятельность, так как проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.

ЦЕЛЬ:

Повышение педагогической компетенции родителей и вовлечение их в образовательный процесс путём использования проектной деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • создавать условия для осознания родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса, расширяя сферу участия в организации жизни группы;
  • создавать условия для повышения педагогической компетенции родителей средствами использования активных форм просветительской работы;
  • создавать условия для формирования доверительных взаимоотношений между семьями воспитанников и детским садом через участие в конкурсах, фотовыставках, выставках творческих работ

Ожидаемые результаты: 

  • увеличится число родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка;
  •  у родителей появится заинтересованность в разнообразных формах сотрудничества с детским садом;
  • удастся создать атмосферу общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

I. Аналитический этап 

Цель: сбор информации и оценка качества взаимодействия детского сада и семей воспитанников. 

1. Анкетирование с целью составления социального паспорта группы.

2. Анкетирование родителей по вопросам взаимодействия детского сада и семьи, с целью получения информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьей, об их информированности в вопросах воспитания и развития детей.

3. Индивидуальные беседы с родителями об их готовности участвовать в жизни детского сада. 

4. Анализ полученных данных с целью составления дальнейшего плана работы.

II. Подготовительный этап

Цель: разработка комплексных мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта.

1. Составление перспективного плана по работе с родителями в соответствии с их запросами.

2. Подборка необходимых материалов и литературы по теме проекта.

3. Информирование родителей о проекте.

4. Формирование творческой группы из числа родителей.

III. Деятельностный этап 

Цель: расширение педагогического сотрудничества с семьями воспитанников; включение семьи в образовательное пространство ДОУ.

1. Проведение: открытых занятий для родителей, экскурсий в ДОУ, тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества.

2. Участие семей воспитанников в творческих конкурсах.

3. Участие семей воспитанников в исследовательских и творческих проектах.

4. Проведение родительских собраний и конференций по решению актуальных проблем.

5. Проведение семинаров-практикумов и мастер-классов по вопросам воспитания и развития детей для родителей.

6. Организация и работа семейного клуба «Семейные ценности».

7. Организация и проведение совместных праздников и развлечений.

8. Просвещение родителей с помощью папок-передвижек, буклетов, памяток, статей на страницах сайта ДОУ и общения в сети интернет.

9. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

10. Реализация проекта по созданию предметно-развивающей  среды.

IV. Заключительный этап. 

Цель: анализ результатов и оценка качества проектной деятельности.

1. Анкетирование родителей по оценке эффективности проекта в целом.

2. Анализ анкет и отзывов. 

3. Анализ эффективности работы по вопросам реализации проекта. 

4. Обобщение материалов в виде фото-, видеоматериалов.

5. Обобщение и трансляция опыта.

Литература:

  1. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007
  2. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002
  3. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ? // О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005.
  4. «Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями» // авт.-сост.Т. И. Кандала, О. Семкова, О. В. Уварова.-Волгоград: Учитель
  5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
  6. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс] //http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»...

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»

Программа по взаимодействию  с семьями воспитанников  «Воспитываем вместе»...

Инновационная образовательная программа по взаимодействию с семьями воспитанников "Мы вместе"

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усил...

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»

Программа по взаимодействию  с семьями воспитанников  «Воспитываем вместе»...

Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год

Приложение  №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...