Программа мультикультурного образования
методическая разработка

Кокуева Ольга Владимировна

Программа мультикультурного образования «Дружат дети всей Земли» предусмотрена для освоения детьми в возрасте от 3 до 7 лет и направлена на  создание условий для развития личности и социализации дошкольников в условиях многонациональной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_multikulturnogo_obrazovaniya.docx113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Солнышко»

Принята на заседании педагогического совета МДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» №1

от 02.09.2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ

«Детский сад № 3 «Солнышко»

________________А.В.Пашков

02.09.2019 г.

Программа мультикультурного образования

«Дружат дети всей Земли»

Гаврилов-Ям

2019 г.

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям.

Программа мультикультурного образования «Дружат дети всей Земли» (далее – Программа) разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации.

Программа включена в часть, формируемую участниками образовательных отношений, основной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Солнышко» (далее – Организация).

Программа предусмотрена для освоения детьми в возрасте от 3 до 7 лет в группах общеразвивающей направленности и реализуется в течение всего времени пребывания детей в Организации.

Цель: создание условий для развития личности и социализации детей дошкольного возраста в условиях многонациональной среды.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о России как многонациональной стране, о социокультурных ценностях нашего народа, многообразии стран и народов мира;
  2. Формировать основы первых чувств патриотизма как общечеловеческой ценности – любви к своей семье, родному краю, стране и людям, населяющим ее, способствовать осознанию ребенком себя как гражданина своей страны;
  3. Воспитывать положительное отношение к окружающим людям, терпимость (толерантность) к детям и взрослым независимо от их национальной принадлежности;
  4. Развивать умение общаться с окружающими людьми независимо от их национальной принадлежности, прежде всего на основе уважения к их чувствам, мнениям, желаниям, взглядам.

Субъекты реализации Программы: воспитанники, педагоги, семьи воспитанников, социальные партнеры.

Принципы реализации Программы. Программа реализуется в соответствии с основными принципами дошкольного образования  ФГОС ДО и основными принципами современного поликультурного образования, указанными в Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации (Таблица 1).

Таблица 1

ФГОС ДО

Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Сотрудничество Организации с семьей.
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.
  • Принцип преемственности.
  • Принцип дифференциации и разнообразия.
  • Принцип креативности.
  • Принцип культурной целостности.
  • Принцип объемной (стереоскопической) картины мира.
  • Принцип вариативности.
  • Принцип этической актуальности.


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Программа предполагает организацию образовательной деятельности  в следующих направлениях (Рисунок 1).

C:\Users\User\Desktop\Мультикультурность\Схема.jpg

Рисунок 1. Основные направления реализации Программы.

Каждое из указанных направлений реализуется в определенных видах деятельности, приведенных в Таблице 2.

Таблица 2

Виды деятельности по реализации основных направлений

мультикультурного образования

Направления реализации Программы

Виды деятельности

Организация совместной и самостоятельной детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие:  игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, дидактические и др.).

Речевое развитие: чтение и обсуждение художественной литературы.

Познавательное развитие:  беседы, экскурсии, проекты.

Художественно-эстетическое развитие: изобразительная, музыкальная деятельность, художественный труд, знакомство с достижения художественной культуры разных стран и народов.

Физическое развитие: народные подвижные игры, праздники и развлечения, знакомство со спортивными достижениями разных стран.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

- пополнение уголков чтения произведениями народов России и мира, энциклопедиями, иллюстрациями, картинками;

- пополнение уголков творчества предметами народного художественного творчества, наглядными и иллюстративными материалами;

- пополнение игровой среды (куклы в национальных костюмах; костюмы для театрализованной, музыкальной деятельности, для сюжетно-ролевых игр; настольно-печатные игры и др.).

Развитие социального партнерства

- интеграция деятельности с организациями, осуществляющими поликультурное образование:

- МБУ «Центр народного творчества» Гаврилов-Ямского муниципального района;

- Музей Ямщика;

- Музей крестьянского быта «Марьюшка»;

- Гаврилов-Ямский краеведческий музей;

- МБУК «Гаврилов - Ямская межпоселенческая центральная районная библиотека – музей»;

- МУ «Молодежный центр»;

- МБУ ДО «Дворец детского творчества».

Взаимодействие с семьями воспитанников

- совместные детско-родительские мероприятия (праздники, развлечения, конкурсы, выставки);

- привлечение родителей к организации развивающей предметно-пространственной среды;

- семейные проекты;

- родительские собрания;

- круглые столы;

- мастер-классы;

- открытые просмотры образовательной деятельности;

- консультации.

Методическое сопровождение

- тематические педсоветы;

- консультации;

- семинары;

- круглый стол;

- мастер-классы;

- проекты;

- открытые просмотры образовательной деятельности;

- подбор и разработка методических материалов по поликультурному образованию детей дошкольного возраста.

В процессе совместной и самостоятельной детской деятельности предполагается освоение ребенком окружающего мира (социального, культурного) в следующих направлениях (см. Рис.2).

Рис.2. Направления освоения ребенком окружающего мира.

В таблице 3 показано, в каком возрасте дети начинают осваивать содержание каждого из выделенных направлений. Исходя из этого, педагогами планируется содержание образовательной деятельности в каждой возрастной группе.

Таблица 3

Возраст

Направление освоения ребенком окружающего мира

«Я»,

«Моя семья», «Мой детский сад»

«Мой город»

«Мой край»

«Моя страна»

«Мой мир»

3-4 года

+

+

4-5 лет

+

+

+

5-6 лет

+

+

+

+

6-7 лет

+

+

+

+

+

При реализации поликультурного компонента образовательной деятельности он не выводится отдельным блоком занятий, а интегрируется в содержание образовательной деятельности по освоению лексических тем в соответствии с основной образовательной программой Организации. Лексические темы для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет приведены в Таблице  4.

Таблица 4

Месяц

Лексическая тема

Направление освоения ребёнком окружающего мира

Сентябрь

Встречи друзей после летнего отдыха

«Я», «Моя семья», «Мой детский сад»

Города моей страны

«Мой край», «Моя страна»

Октябрь

Такой разный урожай

«Я», «Моя семья», «Мой край», «Моя страна», «Мой мир»

Встречаем гостей

«Я», «Моя семья», «Мой край», «Моя страна», «Мой мир»

Веселая ярмарка

«Я», «Моя семья», «Мой край», «Моя страна», «Мой мир»

Ноябрь

Хорошая книга – лучший друг

«Я», «Моя семья», «Мой край», «Моя страна», «Мой мир»

Свет и тепло в доме

«Я», «Моя семья», «Мой край», «Моя страна», «Мой мир»

Декабрь

Измерение времени

«Моя страна», «Мой мир»

Новый год шагает по планете

«Я», «Моя семья», «Мой край», «Моя страна», «Мой мир»

Январь

Театр

«Мой край», «Моя страна», «Мой мир»

Путешествие к Северному полюсу

 «Мой мир»

Путешествие в Антарктиду

 «Мой мир»

Февраль

Путешествие в Америку

«Мой мир»

Путешествие в прошлое: крепости и богатыри

«Моя страна»

Мир природный и рукотворный

«Мой край», «Моя страна», «Мой мир»

Март

Красота и доброта

«Я», «Моя семья»

Путешествие в пустыню

«Мой мир»

Такие разные звуки

«Мой край», «Моя страна», «Мой мир»

Апрель

Путешествие в Австралию

«Мой мир»

Путешествие на родину Олимпийских игр

«Мой мир»

Май

Моя страна и ее соседи

«Моя страна», «Мой мир»

Праздник моей страны – День Победы

«Моя семья», «Моя страна»

До свидания, детский сад!

«Я», «Мой детский сад»


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) является одним из направлений реализации Программы. В соответствии с основными направлениями освоения ребенком окружающего мира в каждой возрастной группе создана РППС, направленная на поликультурное образование детей (Таблица 5).

Таблица 5

Направление освоения ребёнком окружающего мира

Элементы РППС

«Я», «Моя семья»

Фотоальбомы, тематические выставки семейных фотографий, портфолио дошкольника; развивающие тетради («Я – человек» С.Новиковой, «Я люблю свою семью» А.Печерской)

«Мой детский сад»

Фотовыставки, фотоальбомы о жизни в детском саду

«Мой город», «Мой край»

Фотовыставки, фотоальбомы, литература об истории родного края.

«Моя страна»

Глобус; карта России; наборы предметных картинок («Народные промыслы», «Традиционный костюм в культуре народов России», «Две столицы»); раскраски («Народные промыслы»); куклы в национальных костюмах; наборы открыток «Герои русских сказок и былин», «Народные сказки»; альбом «Этнография для дошкольников» (автор Ботякова О.); детская литература (книги из серии «Сказки народов России», «Русские богатыри», «100 удивительных фактов о России» Е.Ульевой, «Как жили на Руси» Е.Качур, «Большое путешествие по России с героями сказок» Андриановой Н., «Русские ремесла» М.Альбегиль, «Гербы городов Российских» О.Колпаковой, «Россия – моя страна» Е.Ульевой, «Детям о традициях и праздниках русского народа» С.Куликовой, энциклопедия «Народы России», «Широкая Масленица» М.Евсеевой); альбомы с наклейками («Карты России» А.Голубева, «Народы России» А.Бутенко); этнокарты «В гостях у русских людей» О.Субаревой; учебно-игровое пособие «Логический экран. Истоки русской культуры»; конструктор «Изба»; кукольный дом с атрибутами русской избы и набором кукол в русских народных костюмах.

«Мой мир»

Глобус; карта мира; раскраски («Национальные костюмы дальнего зарубежья»); детская литература (книги из серии «Сказки народов мира», «Праздники народов мира. Я иду искать», «Весь мир. Моя первая энциклопедия» Э.Карни, «Путешествие по странам» Е.Ульевой, «Жилища народов мира» М.Альбедиль), игра-ходилка «Народы мира»; куклы-вырезалки «Костюмы народов мира»; комплект магнитных карточек «Костюмы народов мира»; альбомы с наклейками («Мой первый атлас мира с наклейками. Костюмы народов мира», «Атлас мира с наклейками. Народы и костюмы»).

Цифровое обеспечение:

- интерактивная доска;

- планшеты;

- фотоаппарат;

- программно-методический комплекс «Фантазеры. Моя страна».

Литература для педагогов:

  1. Алябьева Е.А. Дошкольникам о традициях народов мира. Сказки и беседы для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  2. Алябьева Е.А. Дошкольникам о праздниках народов мира. Сказки и беседы для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  3. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. – М.: Школьная пресса, 2010.
  4. Голоменникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Гринин Л.Е. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2018.
  6. Ельцова Е.М. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
  7. Ефремчина Н.Е. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста. – М.: Белый ветер, 2009.
  8. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  9. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  10. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2005.
  11. Леонова Н.Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка: учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2015.
  12. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. – М.: Владос, 2015.
  13. Моргуновская Ю. Лоскуток и соломинка. Русские народные куклы своими руками. – М.: Эксмо, 2018.
  14. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой Родиной. – М.: ТЦ Сфера. 2018.
  15. Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.
  16. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  17. Репринцева Г.И., Азизова Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России. – М.: Форум, 2013.
  18. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – М.: Владос, 2001.
  19. Савченко В.И. Масленица в русской живописи. Культурные практики для детей 5-7 лет. – М.: Детство-Пресс, 2018.
  20. Савченко В.И. Зимние народные развлечения в русской живописи. Культурные практики для детей 5-7 лет. – М.: Детство-Пресс, 2018.
  21. Савченко В.И. Новый год и Рождество в русской живописи. Учебно-наглядное пособие. – М.: Детство-Пресс, 2018.
  22. Синягина Н.Ю. Программа поликультурного воспитания / методическое пособие. – М.: АНО «ЦИПРО», 2012.
  23. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Изд-во Скрипторий, 2003.
  24. Тимофеева Л.О., Волохова Н., Тимофеева Т.В. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края. – Волгоград: Учитель, 2016.
  25. Тимошкина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ. – М.: Центр педагогического образования. – 2008.
  26. Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. – М.: Форум, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования"

Данная статья содержит идею актуализации использования этнокультурного компонента  всистеме современного дошкольного образования с опорой на фольклорные, празднично-игровые , природосберегающие...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной  группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, со...