Статья "народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования"
статья (подготовительная группа) на тему

Короткая Светлана Владимировна

Данная статья содержит идею актуализации использования этнокультурного компонента  всистеме современного дошкольного образования с опорой на фольклорные, празднично-игровые , природосберегающие  традиции народной педагогики, посредством знакомства дошкольников с обереговой куклой: ее функцией охранения, защиты и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 7» города Усинска Республики Коми

Статья

«Народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования»

подготовила

воспитатель первой категории

Короткая Светлана Владимировна

г.Усинск

2017 год

I.Введение

«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим»                                                         Вадим Шафнер.

        

Как часто наша память услужливо рисует нам те мгновения, которые нам особенно дороги! И, как правило – это наше детство, где все казалось ярче, безоблачней! А какими увлекательными были рассказы бабушек и дедушек о днях их молодости, какими необыкновенными казались те люди, их быт, развлечения. Как неудержимо хотелось хоть на час заглянуть в это волшебное прошлое. Думаете не возможно?! Достаточно только нашего желания! Направление современного образования открывает передо мной такие возможности!

        Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

        В наше время остро ощущается возрождение интереса к истории своего народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде. Тенденции развития современного общества таковы, что складываются условия экуменизма, смешения разных религий. Эти условия могут привести к утрате своеобразия культуры разных народов и даже к разрушению лучших основ народной культуры, что влечет за собой утрату национального самосознания, потерю людьми чувства национального достоинства, самоуважения, воли к жизни целых поколений. На путях формирования российского общества едва ли не самым ощутимым достижением на сегодня является осознание нами истины, что без опоры на ценности народной культуры не может быть успешного развития любой сферы нашей жизни. В современной многонациональной России самобытное искусство каждого народа, проживающего на её территории, имеет право на изучение, сохранение и поддержку.        

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности.

Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста в основе этнокультурного воспитания дошкольников лежат следующие  процессы:

  • приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
  • гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
  • формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит.

Таким образом, этнокультурный компонент – это, реальная форма функционирования федерального стандарта в образовательной организации , обладающий определенными дидактическими и воспитательными возможностями.

II.Концептуальные подходы

Почему направление «Народной куклы»? Народная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил, защищает владельца от бед,  приносит любовь, счастье.

Толкование понятию «кукла» дал Владимир Даль: «Кукла – сделанное из тряпья,кожи, битой бумаги, дерева и проч.Подобие человека, а иногда и животного» а вот, что думает об этом сказочница Нина Гернет:«Кукла – это всегда обобщение, всегда преувеличение, условный знак человека».Чем же являются кукла для ребенка?                         Ребенок тянулся к кукле всегда. Это первая из игрушек известных с древности. Сначала люди создавали скульптуры богов, потом лепили из глины фигурки людей и животных, чтобы разыграть сцены охоты. Куклы не раз спасали человеку жизнь, заменив его в обрядах жертвоприношения. Многие древние народы, чтобы умилостивить своих богов, приносили в жертву людей. Был такой обычай и у славян: в жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды богам вместо живой женщины отдали куклу (берёзовое полено, наряженное в сарафан и платок). И боги не отказались от этой игрушки! Так кукла спасла человека. Наверное, это и была одна из самых первых кукол.

В разное время они выполняли разные функции: религиозные, художественные, игровые и т.д. При этом, как предмет игровой деятельности, они стали использоваться ещё в доисторические времена, но лишь после того, как перестали быть изображениями различных божеств. Так ли просты эти игрушки, только ли они для развлечения и для игры? Несомненно, нет. Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Они, куклы, выполняют незаметную, но очень важную роль в развитии ребёнка, в процессе становления его личности. Играя с куклой, дети моделируют свое представление о мире, ищут в нем свое место. Иногда ребенок трансформирует в игре окружающую его жизнь. Если дать малышу образ в кукле, то сценарий жизни этого образа ребенок создает сам. Кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает куклу. Порой одушевленные им куклы и предметы для него лучше, чем живой собеседник, потому что они не могут нарушить течения его мысли, его игры. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать. Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой: ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри. Подведем черту и сделаем выводы о влиянии куклы на ребенка:

  • формирование образа человека, развитие фантазии, тактильной чувствительности ребёнка;
  • подражание ребёнка взрослым, проигрывание бытовых ситуаций  и их усвоение, отождествления  себя с куклой;
  • развитие ролевой игры, формирование образа человека, образа поведения в различных ситуациях.

Народная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил, защищает владельца от бед,  приносит любовь, счастье. С давних веков у разных народов, также и у коми - пермяков сохранился обычай украшать свои дома оберегами из природных компонентов, которые символизируют здоровье, благополучие, счастье и достаток. В зависимости от тех или иных составных компонентов, оберег несет в себе различные символы с определенными свойствами. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется с «душой», и, конечно в единственном экземпляре. В дело шли подручные материалы (кусочки ткани, нитки, солома, мочало, трава, ветки и др.). Изготовляли их без ножниц, иголок. То , что кукла была «безликой», позволяло детям мечтать и фантазировать, так как ребёнок сам, в таком случае, мог задать настроение кукле. Она смеялась или плакала, злилась или показывала язык, и всё это со статичным, неподвижным лицом куклы и прекрасной работой детского воображения. Ну, разве какой-нибудь конструктор сможет дать столь разнообразное, разностороннее развитие ребёнку? Несомненно, нет!

        Через игры с народной куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Люди замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее.

 Когда у малыша есть кукла, которую он создал, - это будит его фантазию, создает ему круг общения, и он уходит в сказку. При этом часто ребенок придумывает на основе того, что сам видит вокруг, на основе своего маленького опыта, своего маленького мира, который постиг. В этом начало творческого процесса. При этом он сам создает все элементы театра, разыгрывает с помощью своих кукол свою же сказку, создает атмосферу, в которую потом попадает.

Подведем черту и сделаем выводы о влиянии куклы на ребенка:

  • формирование образа человека, развитие фантазии, тактильной чувствительности ребёнка;
  • подражание ребёнка взрослым, проигрывание бытовых ситуаций  и их усвоение, отождествления  себя с куклой;
  • развитие ролевой игры, формирование образа человека, образа поведения в различных ситуациях.

Это направление наиболее полно реализует принципы современной педагогики, отмеченные в ФГОС ДО - приобщение детей к социокультурным нормам, ценностям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей с опорой на региональный компонент. А знакомство с народными куклами решает поставленные задачи современного образования с опорой на такие традиции народной педагогики как: фольклорные (использование фольклорных жанров: сказок, песен, пословиц, загадок и др.); празднично-игровые  (приобщение детей к празднично-игровой культуре, являющейся для ребёнка родной), природосберегающие (привитие бережного отношения к природе родного края), ремесленно-трудовые (воспитание трудолюбия через включение в народные промыслы, характерные для людей, проживающих в данной местности).

III .Условия реализации

  • Педагогические кадры и другие субъекты педагогического процесса.
  • Сетевые и партнерские взаимодействия.
  • Организация образовательного развивающего пространства в группе: схемы, таблицы, альбомы, макеты, изделия декоративно-прикладного искусства, наличие дидактических и развивающих игр,  куклы-обереги, материал для создания кукол совместно с детьми и их родителями, картины с репродукциями крестьянского быта, книги, хрестоматии об истории России, Республики Коми, использование презентаций, аудиозаписей;  создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов).
  • Пространство мини-музея (коми–керки).

Технические средства обеспечения образовательного процесса:

проектор + экран - телевизор,  DWD-проигрыватель, видеомагнитофон, видео и аудиотека, официальный сайт МБДОУ.

Модель социального партнерства выстраиватся в нескольких направлениях:

  • взаимодействие с семьями воспитанников
  • взаимодействие с образовательными учреждениями
  • взаимодействие с учреждениями культуры

Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей о разнообразных профессиях; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности.

IV. Содержание  работы

Цель работы - помочь детям войти в мир народной культуры русского и коми народов, сделать ее своим достоянием.

Задачи :

1. Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.

2. Расширять представление детей о традициях русского и коми народов; познакомить с историей возникновения народной куклы.

3. Взаимодействовать с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, группы.

4. Оказывать родителям консультативную помощь.

5. Формировать у родителей представлений об основных целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста, роли этнической культуры в развитии ребенка.

6. Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД; развлечения; мультимедийные презентации; беседы; экскурсии в мини-музей, краеведческий музей города Усинска, библиотеку; чтение художественной литературы; обыгрывание и моделирование различных ситуаций.

7. Обучать технологиям изготовления народных кукол-оберегов.

8.Обогащать словарь ребёнка, через знакомство с народной куклой-оберегом.

9.Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу.

Приоритеты развития дошкольников с использованием элементов национальной культуры:

Вовлечение детей в атмосферу национального быта.

Работа по реализации знакомства с народной куклой через образовательные области

(для детей 5 – 7 лет)

Образовательные области

Формы реализации образовательной деятельности

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевые игры: «Деревенская семья»,«У бабушки в гостях»,«Сбор урожая» (с куклой «Крупеничкой»)

Знакомство с куклами: «Берегиней», «Крупеничкой» , «Кубышкой – травницей»,«Пеленашкой».

Разгадывание и придумывание  загадок о лекарственных травах, крупах, куклах.

Оформление альбомов:

«Оберег-очелье», «Лапотки плетеные - обувь не мудреная», «История русского костюма», «Коми-орнамент».

Презентации:

«Народные промыслы Республики Коми», «Куклы-обереги», «Коми куклы», «Значение цвета в декоративно-прикладном творчестве коми народа».

Оформление этнокультурного центра.

Организация выставок «Изделия из бересты», «Дымковская игрушка».

Разработка и оформление  рекомендаций «Правила общения с обережными куклами».

ОО «Познавательное развитие»

Беседы:

«История  тряпичной куклы», «Разнообразие народных кукол: игровые, обрядовые, куклы- обереги»,

«Как выглядели куклы раньше?»,«Почему у обереговой куклы нет лица?», «Технология изготовления куклы- оберега», «Как правильно проститься с куклой- оберегом?»

Сравнительный анализ куклы-Берегини и Коми Акань.

Исследовательская деятельность:

 «Свойства бересты», «Свойства глины», «Из какого материала легче изготовить куклу?»

Сравнение куклы из пластмассы и тряпичной куклы.

Дидактические игры: 

«Угадай на ощупь, что внутри куклы»,«Одень куклу»,

«Народные промыслы»,«Что бывает из соломы, дерева, ткани?»,«Составь орнамент», «Подбери нужный цвет»,«Чего в кукле- обереге не бывает?»

Экскурсии:

В  МБУК«Центральнаягородская библиотека» г. Усинска, историко-выставочный центр Вортас, городской историко-краеведческий  музей, ЦДОД «Музей боевой и трудовой славы»

ОО «Речевое развитие»

Игра-путешествие «В далекое прошлое».

Составление творческих рассказов по картинам Стрелковского А.И. «Девочка с куклой», Сычкова Ф. «С гор».

Встречи с бабушками, дедушками воспитанников

Ситуативные беседы: «Как я утешу ребенка?», «Чему нас учат пословицы?», «Бабушкины секреты»,

«Народные приметы».

Разгадывание и придумывание  загадок о лекарственных травах, крупах, куклах

Чтение:

 М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»,

И.  Рюмина «Куклы наших бабушек»

 Стихи о матрешке, куклах

Заучивание потешек, закличек, колыбельных, песен на тему быта русского и коми народа

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование: «Моя любимая кукла»,«Кукла моей бабушки»,«Украшение носочков коми орнаментом»,

«Коми оберег- уточка».

Аппликация:«Оденем  куклу в коми костюм»,

«Лоскутное одеяло»,«Платочек для Машеньки»,

«Вышитое полотенце».

Лепка: «Глиняные  игрушки»,«Коми оберег –уточка»,

«Оберег колокольчик», «Бусы для куклы»(соленое тесто).

Конструирование: «Домик для кукол»,«Бабушкин сундучок»,«Русская изба», «Колодец».

Прослушивание музыкальных произведений, обрядовых песен, колядок («Щедрый вечер», «Добрый тебе вечер»), коми народных, русских народных песен,

Колыбельных.

Знакомство с коми народными музыкальными инструментами: сигудок, шур-шар, зиль-зель, пу-барабан; с русскими народными инструментами

Продуктивная деятельность детей: 

изготовление кукол: «Пеленашки», «Крупенички» , «Берегини», «Акань»;

изготовление масок для театрализации народных сказок.

Плетение оберега «Очелье».

Оформление коллажей: «Современные и народные куклы», «Улицы Усинска 20 лет тому назад».

Оформление карты Республики Коми.

Выставка работ из пластилина: «Герои сказок коми», «Дымковская свистулька»

Алгоритмы изготовления различных кукол («Пеленашка», «Акань», «Берестушка» (приложение №3)

ОО «Физическое развитие»

П/игры: «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Жмурки»,

«Стой, олень! (Сувт, кор!)», «Невод (Тыв)», «Охота на оленей», «Кукушка»(Кок).

Хороводы:«Как пошли наши подружки»,«Со вьюном я хожу»,«Во поле береза стояла».

Работе с родителями были использованы разнообразные формы:

  • Консультации:«Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».
  • Шитье национальных коми  и русского народных костюмов для кукол.
  • Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки).
  • Мастер – класс «Изготовление куклы «Акань».
  • Творческие встречи «Святые наши имена», «Музыкальное наследие».
  • Проведение совместного мероприятия «Покровская ярмарка» (Приложение №4).
  • Выставка рисунков к 95-летию Республики Коми: «Коми край – наша Родина».
  • Выставка поделок: «Наша славная Республика».
  • Презентация кукол, изготовленных совместно с  родителями и педагогами, выставка «Куклы-обереги».
  • Обогащение этнокультурного центра макетом «Значимые места города Усинска».
  • Оформление календаря с народными праздниками.

V.Этапы работы:

I этап – подготовительный  - создание стартовых условий для реализации:

1. Изучение опыта педагогов России по теме   «Этнокультурное воспитание детей».

2.Определение интересов, представлений детей с помощью наблюдений.

3.Анкетирование родителей с целью выявления уровня  их представлений о Республике Коми, о нравственно-духовном развитии детей, их эстетического развития.

По результатам анализа разработка плана совместной работы, консультации по истории Республики, оформление тематических и образовательных стенов.

II этап – практический, основной Реализация проекта в соответствии с целями и задачами:

1. Создание этнокультурный центр в группе.

2.Создание условий для активного изучения культуры русского и коми народов,  освоения фольклорных жанров ; для исследовательской деятельности.

3.Выбор информационного материала по этнокультурному образованию дошкольников.

5.Разработка календарно-тематического планирования с  учетом этнокультурной деятельности.

6. Участие в  конкурсах на различных уровнях.

7. Выступление с опытом работы и проведением мастер-классов для педагогов .

III этап - итоговый

 Подведение итогов проекта, изучение и распространение накопленного опыта. Задачи:

1. Разработка методических рекомендаций по организации работы этнокультурного воспитания и образования.

2. Проведение анализа проделанной работы.

VI. Заключение

Знакомство с народной куклой дает положительные результаты в познавательно – речевом развитии и в воспитании детей: они  внимательнее слушают рассказы, помогают друг другу в случае затруднения, замечают речевые ошибки сверстников, их речь становится эмоционально выразительной: дети учатся произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации.

Старшие дошкольники становятся чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей, народные обороты, сравнения, ласковые слова.

        Применение народной куклы в других формах работы улучшает показатели познавательного и художественно эстетического развития. Использование народных кукол в различных образовательных областях повышает мотивацию детей.

В процессе решения данных задач дошкольники узнают, что:

- культуры русского и коми народов имеют свои обряды, праздники, игрушки, музыкальные и художественные традиции;

- каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам (двуязычные или многоязычные семьи), которыми он должен интересоваться и которые он должен сохранять и уважать;

 - жизнь людей в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур - войны начинаются тогда, когда люди не могут или не хотят договориться друг с другом.

Использование национального компонента способствует глубокому осмыслению явлений и событий, пониманию их образного воплощения в народном творчестве, учит детей действиям анализа и синтеза, навыкам эстетического восприятия и оценки искусства.

 В заключении  хочется сказать, что приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

        Как сказал русский философ и поэт П.Савицкий: «Сила традиций и сила творчества в их сочетании – это животворящий источник всякой культуры». Я искренне верю в то, уважаемые коллеги, что нам достанет мудрости и знаний воспитать достойных людей, чтящих свою культуру и созидающих прекрасное будущее!

Использованная литература:

  1. Артамонова Е.В. Куклы. – ЭКСМО - Пресс, 2000. – 216с.
  2. Горалик Линорэ Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи. - М.: НЛО, 2005, с. 21-29.
  3. Ломтева Т. О чем может рассказать игра в «дочки матери»? Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. – Таллинн, 1992, с. 377-380
  4. Миллер С. Психология игры. — СПб.: Университетская книга, 1999 — 320 с.
  5. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка. Журнал Вопросы психологии, 1988, №2, с 123-128.
  6. Савенков А.И. «Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка»
  7. Смирнова Е.О. и Лаврентьева Т.В. «Какой должна быть полезная детская игрушка?»
  8. Эльконин Д.Б. «Психология игры». 233с. Текст книги взят с сайта «История возникновения игрушки», М. 1986

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитательной работы ДОУ № 3 п. Адамовка в рамках модернизации содержания и структуры дошкольного образования (концепция воспитательной системы ДОУ).

Воспитывать- значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушить что либо кому-нибудь.Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс ...

Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания.

Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи....

Кукла, как национальное средство этнокультурного воспитания.

Основную роль в этнокультурном образовании, играют традиции и ценности семьи, народа....

Консультация для воспитателей на тему: «Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания.»

Кукла-это целый мир, отражающий особенности того или иного народа в различные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукл...

Программа мультикультурного образования

Программа мультикультурного образования «Дружат дети всей Земли» предусмотрена для освоения детьми в возрасте от 3 до 7 лет и направлена на  создание условий для развития личности и с...

Семья в структуре системы образования детей с ОВЗ

Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения детей и подростков, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и ...