Кукла, как национальное средство этнокультурного воспитания.
методическая разработка (средняя группа) на тему
Основную роль в этнокультурном образовании, играют традиции и ценности семьи, народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Кукла, как национальное средство этнокультурного воспитания.
В соответствии с современными требованиями к усвоению программы дошкольного воспитания основное внимание направлено на формирование у детей таких знаний, как первичные представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, семейных традициях; об обществе, о его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Это становится возможным, если ребёнок воспитывается на родном языке, на основе культуры своего народа. Сохранение прошлого – это ключевая характеристика любой культуры. Основную роль в этнокультурном образовании, играют традиции и ценности семьи, народа. Традиции семьи можно проследить на примере игр детей с народными игрушками, которые являются знаком её своеобразия и её неповторимости. Особое место в сюжетно-ролевых играх детей занимают игры с куклами, отражающие общечеловеческие ценности, а также идеалы семейной жизни и особенности культуры своего и других народов .Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукла служила и тотемом, и талисманом, и обрядовым символом, и только гораздо позже превратилась в сувенирное изделие и детскую игрушку. Вместе с тем кукла для детей является образом-символом людей и воплощает особенности материальной и духовной культуры народа. У русского народа куклы связаны с традиционными календарными праздниками крестьян. Их использовали при проведении различных обрядов в Рождество, Крещение, Благовещение и т. д. Такие куклы изготавливали из природных материалов: бересты, соломы, ткани, кудели и т. д. Например, куклу Бессонницу, сооружённую из четырёхугольного платка, клали ребёнку в колыбель, если он долго не засыпал; куклу Пеленашку из ткани использовали как свадебную; кукла «Рождественский ангел» дарилась на Пасху и Рождество – они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зелёных ангелов, а на Рождество- белых и голубых. Кукла может многое рассказать о неписаных правилах жизни и моральных ценностях народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т. д. И это понятно: каждая мать , изготавливая кукол, старалась сохранить национальные традиции шитья, украшения. Особенности кроя и шитьё зависел и от мастерства матери, бабушки, и от местных обычаев шитья традиционной одежды. Таким образом, во все времена рукотворная кукла была средством постижения тонкостей межличностных отношений и важнейшим педагогическим инструментом, посредством которого происходила передача ценнейшего опыта жизни народа, знаний о народных традициях, обычаях и обрядах, а также различных навыков, необходимых ребёнку для дальнейшей жизни. Ребёнок со своей куклой переживает события собственной и чужой жизни во всех её эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. В настоящее время в дошкольных учреждениях сюжетно-ролевые игры с куклами становятся естественной школой социализации, привития ребёнку семейных ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-183028-1358584561.jpg)
Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.Но еще есть историческая память поколе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-199943-1360951364.jpg)
Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания.
Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи....
Консультация для воспитателей на тему: «Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания.»
Кукла-это целый мир, отражающий особенности того или иного народа в различные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-8543-1426515002.jpg)
Фольклор как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста
Процессы, происходящие в нашем государстве и связанные с усиленной миграцией различных этнических групп в Сибирский регион, формированием на данной территории многонационального общества, вызывают пот...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/14/picture-1082180-1644857771.jpg)
Мастер-класс «Круги Луллия, как средство этнокультурного воспитания дошкольников»
Познакомить педагогов с кругами Луллия, для применения их в педагогической деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/03/picture-1241434-1638531484.jpg)
Мастер-класс «Круги Луллия, как средство этнокультурного воспитания дошкольников»
Познакомить педагогов с кругами Луллия, для применения их в педагогической деятельности.Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.Варианты...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/03/picture-1060877-1549206743.jpg)
Выступление «Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания»
Этнокультурное образование рассматривается как совокупность овладения родным языком, родной культурой и сохранения прогрессивных традиций семьи и быта своего народа. «Сохранение прошлого ...