ДКР Тема: «Влияние процесса музыкального воспитания на формирование личностных качеств младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Алтунина Анна Николаевна

 

Домашняя контрольная работа по «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Домашняя контрольная работа

по     МДК 02.05

«Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Тема: «Влияние процесса музыкального воспитания на формирование личностных качеств   младшего дошкольного возраста»

Содержание

  • Введение…………………………………………………………………..3
  • Системно - деятельностный подход к музыкальному………………....4             воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС
  • Влияние процесса музыкального воспитания на формирование……..5 личностных качеств
  • Возрастные особенности развития ребенка 2-3 лет в музыкальной деятельности
  • Возрастные особенности развития ребенка 3-4 лет в музыкальной деятельности

  • Музыка как средство всестороннего развития ребенка………………..8
  • Заключение……………………………………………………………...…9
  • Список используемой литературы…………………………………...….10

Введение.

Цель:  

  • Изучение темы «Влияние процесса музыкального воспитания на формирование личностных качеств   младшего дошкольного возраста».

Задачи:

  • Изучить системно - деятельностный подход к музыкальному              воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС
  • Изучить возрастные особенности развития детей 2-4 лет в музыкальной деятельности
  • Изучение процессов влияющих на всестороннее развитие детей и формирование личностных качеств

Актуальность:

Я считаю эту тему актуальной, потому что музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте. Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и формирует личность ребенка всю жизнь.

Системно - деятельностный подход к музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что развитие ребенка и наличие знаний, само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, с самого раннего возраста учить детей самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Поэтому актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Одной из таковых является системно - деятельностный подход, реализуемый в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Системно-деятельностный подход дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация, а включаться в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Если смотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры ФГОС напрямую связаны с задачами музыкальной деятельности: развитие воображения, фантазия, умение контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности, экспериментирование со звуками. И здесь хочется отметить, что реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии музыкального руководителя с воспитателем. Поэтому очень важно найти наиболее комфортные и успешные способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.

Влияние процесса музыкального воспитания на формирование личностных качеств.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыкальное искусство–искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия, то через занятия музыкальной деятельностью можно влиять на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии. Музыкальная деятельность работает на укрепление и сохранение физического и психического здоровья, влияет на эмоциональную сферу человека.

Возрастные особенности развития ребенка 2 - 3 лет в музыкальной деятельности.

         В младшем дошкольном возрасте эстетическое отношение к миру более многогранно. Это уже не только отношение к природе и окружающей предметной среде, но и к миру людей — к себе, родным, сверстникам, другим взрослых; Ребенок начинает видеть и оценивать свою внешность, приучается следить за чистотой рук, лица, одежды, учится аккуратно есть. Он начинает понимать, что красиво, а что безобразно в общении и отношениях людей. Эстетическое и нравственное объединяются в сознании и поведении конкретного ребенка. Младший дошкольник обладает более широкими возможностями как в приобщении к искусству, художественным образам, так и в овладении художественной деятельностью. Его отличают целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, элементарное осознание их содержания. Слушая яркую, энергичную, четко организованную ритмически музыку марша, ребенок, прежде всего: воспринимает ее общее приподнятое настроение и улавливает связь с определенным характером движения. В системе художественных способностей наряду с эмоциональной отзывчивостью и сенсорными способностями формируются художественное мышление. Ребенок сравнивает художественные образы между собой, соотносит их с соответствующими явлениями жизни и приходит своим первым обобщениям. В раннем возрасте у большинства детей система музыкальности представлена высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных музыкальных способностей – сенсорных, интеллектуальных, музыкальной памяти. В структуре музыкального мышления – способность услышать общий характер, настроение музыкального произведения. В структуре музыкальной памяти – непосредственное, непроизвольное запоминание. Дети раннего возраста довольно внимательно слушают музыку, исполняемую на фортепьяно, с интересом слушают рассказы, сопровождаемые музыкой, запоминают её, узнают о каком эпизоде, персонаже она рассказывает. Подпевают взрослому, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии. Выполняют движения в играх, плясках, упражнениях по показу взрослого.

 Возрастные особенности развития ребенка 3-4 лет в музыкальной деятельности.

В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала

Музыка как средство всестороннего развития ребенка.

Цель влияния музыки на воспитание детей - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка, в развитии творческой деятельности, очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно - эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны личности ребенка.Музыка воспринимается слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучивший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма ребенка, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает и формирует личность ребенка во время работы и при отдыхе.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка (педагоги логопеды используют пение при лечение заикания), что способствует выработке вокально - слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.

Занятие музыкально - ритмическими упражнениями, основаны на взаимосвязи музыки и движения, такие упражнения улучшают осанку ребенка, координацию движений, у ребенка формируется четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения присутствует и при движениях, соответственно ребенок изменяет скорость, степень напряжения, амплитуды направления.

Заключение.

        Изучив данную тему, можно с уверенностью сказать что-музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Список используемой литературы.

  1. Бреслаев  Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.1990 г.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981
  3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В.Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.Просвещение, 1985 .
  4. ФГОС в ДОУ http://svetlyachok9.ucoz.ru/fgos_v_dou.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для родителей. Влияние  стиля воспитания одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие. А  у другого ро...

Презентация на тему «Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Презентация на тему "Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста"....

«Влияние процессов музыкального воспитания на формирование личностных качеств ребенка».

1. Проявление музыкальности в раннем детстве.1.1 Музыка – как средство всестороннего развития ребенка1.2. Использование музыки на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского сада2. Влияние муз...

Консультация “Формирование личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности”

Консультация“Формирование личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности”ВВЕДЕНИЕ «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, ко...

О РОЛИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена влиянию игровой деятельности на формирование личностных качеств детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевой игре, особенностям ее содержания, развития и влия...