«Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
методическая разработка (средняя группа)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здоровому Смыслу… В – третьих, дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.

Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "азбуки природы». Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать. Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего приумножать и оберегать природу родного края и страны в целом.

        У  детей, впрочем, как у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры – люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.

        Я считаю, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями. Еще А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

         Свою работу по решению данной проблемы мы определили в направлении развития у дошкольников экологического воспитания.

Мы повышаем экологическую культуру у детей, через игровую деятельность. Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. Педагоги уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека.  

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.  Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной потому что мотивом есть не отражение какого - то конкретного явление, а самого действия, как личного отношения.

Один из путей нашей эффективности работы состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:

-Экологические занятия;

- Уроки доброты;

-  трудовой десант;

-  Коллекционирование;

-  Экологические праздники;

-  Экологические игры

-  Экологические сказки;

- Экологические акции;

- Обсуждение и обыгрывание ситуаций;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_mart_2022.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем,

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала

И росли, как цветы малыши.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здоровому Смыслу… В – третьих, дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.

Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "азбуки природы». Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать. Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего приумножать и оберегать природу родного края и страны в целом.

        У  детей, впрочем, как у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры – люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.

        Я считаю, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями. Еще А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

         Свою работу по решению данной проблемы мы определили в направлении развития у дошкольников экологического воспитания.

Мы повышаем экологическую культуру у детей, через игровую деятельность. Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. Педагоги уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека.  

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.  Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной потому что мотивом есть не отражение какого - то конкретного явление, а самого действия, как личного отношения.

Один из путей нашей эффективности работы состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:

-Экологические занятия;

- Уроки доброты;

-  трудовой десант;

-  Коллекционирование;

-  Экологические праздники;

-  Экологические игры

-  Экологические сказки;

- Экологические акции;

- Обсуждение и обыгрывание ситуаций;

        Наша задача состоит в том, чтобы вырастить отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному поведению ко всему живому. Мы считаем, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.

Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:

1. Ролевые экологические игры (творческие игры, сюжетно – ролевая игра).

2. Имитационные экологические игры.

3. Соревновательные экологические игры.

4. Игры – путешествия.

5. Дидактические игры.

6. Игры с природным материалом.

В своей работе мы проводим целую систему игр, состоящих из нескольких блоков:

1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:

«Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка».

2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов):

«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?».

3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:

«Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если…?»,

«Береги природу!» и так далее.

4. Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска (игра «Да – нет»).

        Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись. У нас с родителями сложились дружеские и партнерские отношения. Такое взаимодействие дает возможность родителям узнавать о деятельности детей в детском саду, поддерживать интерес детей к природе; поощрять их экологически грамотные поступки и, конечно же быть во всем примером.

        Чтобы повысить педагогическую компетентность родителей в экологическом воспитании, нами систематически проводятся консультации «Ребенок и природа»  «Прогулки с ребенком», «Азбука поведения в природе». Подбираем соответствующий материал для родительского чата в общей онлайн - группе. В помощь родителям  помещаем в общем чате статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома. Рекомендуем родителям домашние задания в виде ребусов, викторин, развивающих экологических игр. Рекомендуем родителям телевизионные передачи, которые необходимо посмотреть, что почитать ребёнку, куда можно сходить с ребёнком (цирк, зоопарк, на выставку в выставочный зал или краеведческий музей, какие можно организовать игры в домашних условиях).

Родители активно участвуют в экологических мероприятиях (помощь озеленение участка, акция «Птичья столовая»). Регулярно родители с детьми участвуют в общесадовских выставках поделок,  конкурсах рисунков по теме с участием родителей.

Именно мы, взрослые, должны всесторонне развивать детей: расширять их кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать внимание детей на красоту природы, отмечать разнообразие формы и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных, на закаты солнца и высокие перистые облака, на красивые пейзажи во все времена года. Вовлекать детей в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давая посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей. Тем самым, мы развиваем в ребёнке чуткость, умение понимать другую жизнь, её самоценность, побуждает ребёнка к сочувствию, переживанию, воспитывает готовность помогать делом.

        В результате проделанной работы,  дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развивается творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Концептуальное изложение педагогического опыта "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать. Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умею...

Презентация по самообразованию: " Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность".

Цель исследования: влияние игровых обучающих ситуаций на процесс экологического воспитания дошкольников....

Доклад "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Воспитание экологической культуры начинается с младшего дошкольного возраста, на протяжении дошкольного детства дети осваивают разнообразные умения и навыки, получают знания о живой и неживой природе,...