Использование инновационных технологий в ДОУ
статья

Кулакова Елена Юрьевна

Развитие инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений в работе по повышению качества дошкольного образования. Цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования. Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. И мне кажется, что для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulakova_e.yu_._statya.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий в ДОУ

Кулакова Е.Ю., воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 г. Малоархангельска»

           Ежегодно 1 сентября, все большее число школ распахивают свои двери перед самыми маленькими малышами - учениками. А готов ли ребенок к новому этапу своей жизни? Сможет ли он успешно овладеть знаниями?

           Во многом все это зависит от его умственного развития – восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и речи, т.е. тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний! 

          От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Однако, если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать, что-  то новое – это беда для всех. Беда для педагога: очень трудно обучать того, кто не хочет учиться, беда для родителей и самое главное, это беда для ребенка: ему не только скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения со сверстниками, да и с самим собой.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным.

Сущность занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям.

Занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

- Думают (анализируют, сравнивают, обобщают);

- Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

- Фантазируют (создают самостоятельные новые образы);

- Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);

Современное образование выдвигает достаточно серьезные требования к использованию новых инновационных технологий в системе образования, в том числе и естественно – математического направления развития дошкольника.

Следовательно, задача педагогических коллективов ДОУ выбрать и использовать те инновационные технологии, которые направлены на развитие всесторонне развитой личности, где позиция ребенка важная сторона в воспитательно – образовательном процессе. Взрослый в общении с детьми придерживается положение: «Не рядом, не над ним, а вместе!»

           Чтобы процесс усвоения знаний проходил легко, в своей работе я использую игровые технологии, современные инновационные технологии, вношу разнообразный игровой материал, пособия.

            Использование инновационных  технологий - является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей, и создание благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение детей становится более увлекательным и захватывающим.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:

1. Информационно – коммуникативные технологии.

Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю заменить множество дидактических пособий и картинок, используемых в образовательной деятельности, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Данная технология повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.

2. Здоровье-сберегающие технологии.

Т. В.Хацкевич: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Познавательная деятельность во время образовательной деятельности  дается по принципу «минимакса», т. е. знания даются детям по возможному максимуму, а требования к усвоению знаний предъявляются по минимуму.

         Таким образом, успешность достигается не за счет облегчения знаний до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения преодолевать трудности, что позволяет детям без перегрузки достигнуть уровня обязательных результатов, не замедляя уровня развития более способных детей.

3. Проектно – исследовательская деятельность.

Развивая умственные способности ребенка, гораздо важнее научить его ставить собственные задачи, а не решать поставленные. Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность. 

Через проектную деятельность можно:

- формировать стойкий интерес к исследовательской деятельности;

- закреплять знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребенок может создать что-то новое;

учить детей принимать решения, оперировать предметами, выявлять свойства и признаки предметов.

4. Технология создания предметной пространственной развивающей среды.

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности. Каждый компонент развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

          Залогом успеха в реализации данной технологии, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды по ФЭМП в группе: создание комфортных и удобных условий для продуктивной игровой деятельности дошкольников.

5. Социо-игровые технологии.

          Умение педагога и детей действовать в темпе общей работы, слушать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, учить доводить начатое до предполагаемого результата.
Результаты применения социо-игровой технологии:

 -дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;

- у детей развито речевое взаимодействие;

- Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

 - дети умеют отстаивать свою позицию, разумно, доброжелательно возражать взрослым, у детей нет чувства страха за ошибку.

          Новые инновационные педагогические технологии, гарантируют  каждому педагогу - достижение дошкольника в образовательных областях, успешное  их обучение в школе.

Таким образом, внедрение новых педагогических технологий Развитие инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений в работе по повышению качества дошкольного образования. Цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования. Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. И мне кажется, что для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!

Список используемой литературы:

  1. От рождения до школы. Программа и краткие методические

рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2018г.-192с.

  1. Помараева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных

математических представлений: Средняя группа.- Мозаика-синтез, 2016.-64с.

  1. Сербина Е.В. Математика для малышей.-М.: Просвещение, 1992
  2. Е.В. Колесникова. Математические ступеньки. Программа развития

математических представлений у дошкольников 3-7 лет. 2-е изд. перер. в соотв. с ФГОС ДО. Изд.: Сфера._2015г.-112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик (блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельность; методика Зайцева; занятие – игра; песочный тренажер) «Сказы

ООД в старшей группе   с использованием  инновационных технологий, методик(блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельн...

Конспект НОД "Уроки здоровья"(с использованием инновационных технологий- кейс технология)

Моделирование игровой  ситуации через инновоционную технологию - кейс-фото....

Конспект НОД "Уроки здоровья"(с использованием инновационных технологий- кейс технология)

Моделирование игровой  ситуации через инновоционную технологию - кейс-фото....

"Развитие речи дошкольников с использованием инновационных технологий.» «Кейс- технология.»

quot;Что такое "кейс-технологии" и как применять методы "кейс-технологии" на практике с дошкольниками"...