Консультация для родителей «Нужно ли быть доверчивым?»
консультация

Семенихина Ольга Николаева

Когда рождается ребёнок, ему дают имя, покупают игрушки, любуются им и озабоченно думают: каким он будет? Как научить его жить? Часто при этом забывая, что малыш с самых первых дней способен самостоятельно приспосабливаться к условиям жизни и кружению. В общении с матерью ребёнок не только воспитуемый- он партнёр, которому принадлежит инициатива: в его распоряжении самые безотказные сигналы- улыбка и плач. Он сам учит, как нужно ухаживать за ним, чтобы он был доволен. Искусство воспитания для папы и мамы состоит не столько в следовании правилами и применении каких-то педагогических схем, сколько в способности и желании установить КОНТАКТ с ребёнком, умении поддерживать с ним близкие доверительные отношения. Не стоит думать о том, что скажет по поводу Ваших методов соседка или воспитательница в детском саду, гораздо важнее то, что будет о Вас думать малыш.

Детский возраст недаром называют нежным. К осложнениям в развитии ребёнка могут привести эмоциональный стресс, перенесённый матерью во время беременности, травма при родах, скандалы в семье и другие причины. В этих случаях малыш может оказаться с ослабленной нервной системой, обострённой чувствительностью, и любые изменения окружающей обстановки, касающиеся его самочувствия, могут вызвать беспокойство, тревогу, страх. Учитывая это, подход к ребёнку в этом случае должен быть более продуманным, иначе обычные для большинства детей страхи и опасения станут стойкими, сформируются невротические черты характера (подозрительность, обидчивость, раздражительность, агрессивность и т. д.).

Природа, в общем-то, безучастна к своим созданиям, таит в себе множество опасностей неожиданностей, и понятно, что малыш ищет близости с людьми, заботящимися о нём. Он испытывает привязанность, к матери, он способен оценить чувства комфорта безопасности,

которые она ему дарит, ощутить её эмоциональную близость и заинтересованность в его существовании. Ему крайне необходимо чувствовать ласку материнских рук, голоса, только в объятиях он успокаивается.

Первый опыт надёжности окружающего мира и собственной способности жить в нём ребёнок получает в общении с матерью. Ему передаётся и на нём незамедлительно отражается её озабоченность житейские проблемы, он чутко реагирует на семейные ссоры, скандалы, его настораживает,а иногда и пугает неискренность, фальшь и наигранность поведения чужих незнакомых людей. Ребёнка страшит резкий крик матери или непривычные и неприятные нотки раздражения, досады, беспокойства и угрозы в её голосе. Малыш ещё не может осознать причин материнской холодности к нему, понять, что у неё могут быть свои проблемы и настроение, зато надолго запоминает чувства и беспомощности. Любая из микротравм, возникших на основе эмоционального стресса, может стать в критической ситуации причиной появления стойких страхов. С другой стороны, это вызовет двойственность чувств ребёнка к матери – одновременное переживание любви и страха будет способствовать развитию в дальнейшем страха общения, боязни чужих людей. Согласитесь, если любовь самого близкого человека столь непостоянна, то как же можно доверять остальным?

Недоверчивые дети обычно сомневаются в своей ценности для окружающих и заранее убеждены в невозможности установления тесных душевных связей с матерью или близким человекам. В результате они нередко начинают избегать людей, не желают здороваться и разговаривать с малознакомыми людьми, став взрослее, они не ловко чувствуют себя в новой компании, так как всегда ожидают от других неприятностей, уверены, что будут отвергнуты, непонятны. Между предположениями такого ребёнка и его поведением лежит механизм «самореализующегося пророчества». Ребёнок считает, что он никому не может нравиться, и ведёт себя, исходя из этой предпосылки (как плохой, отверженный, а значит, и не принимающий никаких условий и правил, и, конечно, рано или поздно добивается плохого к себе отношения. Он может и реакции окружающих объяснить извращённым образом: желание помочь – как издёвку, участливый взгляд-как жалость, сдержанность- как враждебность, юмор- как насмешку и т. д.

Нормальный ребёнок не просто активен - у него высока потребность в эмоциональном самовыражении и общении. Утомительные приставания малыша часто раздражают окружающих, но не стремитесь из-за этого избегать с ним контактов. Постарайтесь увидеть в этом не только суровое испытание родительской выдержки и терпению, но и личный шанс отточить своё мастерство собеседника. За всеми, даже откровенно манипуляторскими, выходками ребёнка стоит острая нужда в ОПЫТЕ ОБЩЕНИЯ. Недостаток такого опыта и запрет на открытое выражение своих чувств (восторг, злость, удивление, радость, насмешки, плач) в будущем может обернуться эмоциональной холодностью, отсутствием интуиции в понимании чужих намерений и, как следствие, страхом и избеганием любых ситуаций, требующих чувственной реакции, раздражением и досадой вместо удовольствия дружеского общения.

Примерно до двух лет интересы ребёнка целиком сосредоточены на близких ему людях, на семье, и пока он не испытывает сильной потребности в общении со сверстниками. Его Я (образ знания самого себя) только формируется, ребёнок говорит о себе в третьем лице: «Вова хочет. Дайте Вове», и видит себя через призму отношения к нему взрослых. Он ещё во многом зависит от родителей и для него вполне естественно испытывать беспокойство при отсутствии матери. При неблагоприятных стечениях обстоятельств (например вынужденная разлука) у ребёнка может возникнуть и закрепиться страх одиночества, боязнь остаться одному, когда малыш буквально прилипает к матери. Впоследствии он не просто боится остаться один, он боится быть самостоятельным, иногда открыто заявляя, что не хочет расти, хочет быть всегда маленьким. Такая невротическая привязанность к матери может быть либо следствием недостаточно тёплого и эмоционального отношения к ребёнку отца или чрезмерной строгости, либо ответом ребёнка на излишнюю привязанность к нему матери, когда она сама не может представить себя отдельно от малыша, когда все мысли, весь смысл её жизни сосредоточен на нём.

Зависимость ребёнка от матери тесно связана с его склонностью манипулировать окружающими. Двухгодовалый ребёнок, ощутив недостаток внимания, любви способен пуститься во всякие ухищрения, чтобы вернуть утраченное, Он на опыте узнает, что срабатывает лучше всего: стоит ему заболеть, чего-то испугаться, продемонстрировать свою беспомощность- и Вы принадлежите ему, ласкаете, опекаете. При сохранении такой ситуации ребёнок может начать спекулировать своим состоянием для привлечения Вашего внимания, что в итоге может привести к неправильному формированию характера, к зависимости от чужого мания, заботы. В таком случае родителям следует обратить внимания на себя: не зависит ли их отношение к малышу от настроения, нет ли у ребёнка причин для ревности.

Многие в этом возрасте бояться темноты, ночных кошмаров, сказочных злодеев, причём страх не обязательно возникает из-за ошибок в воспитании. Становление характера, развитие психики ребёнка и недостаток опыта, как правило, не обходится без конфликтов: родительский запрет и непреодолимое желание, нарушив его, ощутив свою самостоятельность, познать нечто новое, поддерживает эмоциональную напряжённость, тревожность и способствует возникновению страха перед всем неизвестным, необычным. Кроме того,для детей характерно одушевление предметов, игрушек, а сказки и фантастические истории для них не менее реальны, чем мама, их рассказывающая. Двух- трёх летние дети иногда всерьёз просят убить Бабу – ягу или волка, чтобы избавить себя от ночных ужасов. Подобные просьбы нельзя игнорировать, а тем более смеяться над ними, так как сказочные персонажи, живущие в подсознании ребёнка, всегда говорят о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями в семье, с отношением к матери-оберегающей и наказывающей.

Возможно, нужно создать более тёплый эмоциональный климат в семье, а может, будет достаточно придумать довольно правдоподобную историю, в которой Баба- яга теряет своё могущество, или подарить игрушку,которая всю ночь будет охранять сон Вашего малыша. Вообще говоря, спокойный сон будет у того ребёнка, который уверен, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят.

Одной из причин того, что ночь превращается в борьбу с воображаемыми чудовищами, может быть запрет плакать, шуметь, злиться, то есть выражать тем или иным способом свои отрицательные эмоции. Острое чувство беспомощности, ужас перед надвигающейся опасностью являются очень сильным стрессом, особенно для детей, обладающих повышенной чувствительностью и эмоциональностью, нервных и физически ослабленных. Такой страх может в последствии проявиться в тиках, заикании, в других нервных расстройствах.

Ребёнок особенно остро реагирует на угрозы взрослых- нередко собственные ошибки, непослушание воспринимаются им как катастрофа. Вообще, слово, угроза имеют магическую силу и власть над детской душой. И на нас, взрослых, слово, жест, взгляд оказывают порой сильное программирующее воздействие, «запуская» целый комплекс реакций из чувств, мыслей, решений. Влияние идеологии, средств массовой информации, рекламы основывается на том механизме воздействия на наше сознание, часто не прямого. В вашей семье на основе таких же скрытых взаимовнушений и взаимовлияний создаётся особая атмосфера, когда даже невысказанные мысли отмечаются ребёнком и, проникая в сознание ребёнка, проявляются потом самым причудливым образом (в фантазиях, мыслях, поведении).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhno_li_byt_doverchevym.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Статья Консультация для родителей «Нужно ли быть доверчивым?»

Когда рождается ребёнок, ему дают имя, покупают игрушки, любуются им и озабоченно думают: каким он будет? Как научить его жить? Часто при этом забывая, что малыш с самых первых дней способен самостоятельно приспосабливаться к условиям жизни и кружению. В общении с матерью ребёнок не только воспитуемый- он партнёр, которому принадлежит инициатива: в его распоряжении самые безотказные сигналы- улыбка и плач. Он сам учит, как нужно ухаживать за ним, чтобы он был доволен. Искусство воспитания для папы и мамы состоит не столько в следовании правилами и применении каких-то педагогических схем, сколько в способности и желании установить КОНТАКТ с ребёнком, умении поддерживать с ним близкие доверительные отношения. Не стоит думать о том, что скажет по поводу Ваших методов соседка или воспитательница в детском саду, гораздо важнее то, что будет о Вас думать малыш.

Детский возраст недаром называют нежным. К осложнениям в развитии ребёнка могут привести эмоциональный стресс, перенесённый матерью во время беременности, травма при родах, скандалы в семье и другие причины. В этих случаях малыш может оказаться с ослабленной нервной системой, обострённой чувствительностью, и любые изменения окружающей обстановки, касающиеся его самочувствия, могут вызвать беспокойство, тревогу, страх. Учитывая это, подход к ребёнку в этом случае должен быть более продуманным, иначе обычные для большинства детей страхи и опасения станут стойкими, сформируются невротические черты характера (подозрительность, обидчивость, раздражительность, агрессивность и т. д.).

Природа, в общем-то, безучастна к своим созданиям, таит в себе множество опасностей неожиданностей, и понятно, что малыш ищет близости с людьми, заботящимися о нём. Он испытывает привязанность, к матери, он способен оценить чувства комфорта безопасности,

которые она ему дарит, ощутить её эмоциональную близость и заинтересованность в его существовании. Ему крайне необходимо чувствовать ласку материнских рук, голоса, только в объятиях он успокаивается.

Первый опыт надёжности окружающего мира и собственной способности жить в нём ребёнок получает в общении с матерью. Ему передаётся и на нём незамедлительно отражается её озабоченность житейские проблемы, он чутко реагирует на семейные ссоры, скандалы, его настораживает,а иногда и пугает неискренность, фальшь и наигранность поведения чужих незнакомых людей. Ребёнка страшит резкий крик матери или непривычные и неприятные нотки раздражения, досады, беспокойства и угрозы в её голосе. Малыш ещё не может осознать причин материнской холодности к нему, понять, что у неё могут быть свои проблемы и настроение, зато надолго запоминает чувства и беспомощности. Любая из микротравм, возникших на основе эмоционального стресса, может стать в критической ситуации причиной появления стойких страхов. С другой стороны, это вызовет двойственность чувств ребёнка к матери – одновременное переживание любви и страха будет способствовать развитию в дальнейшем страха общения, боязни чужих людей. Согласитесь, если любовь самого близкого человека столь непостоянна, то как же можно доверять остальным?

Недоверчивые дети обычно сомневаются в своей ценности для окружающих и заранее убеждены в невозможности установления тесных душевных связей с матерью или близким человекам. В результате они нередко начинают избегать людей, не желают здороваться и разговаривать с малознакомыми людьми, став взрослее, они не ловко чувствуют себя в новой компании, так как всегда ожидают от других неприятностей, уверены, что будут отвергнуты, непонятны. Между предположениями такого ребёнка и его поведением лежит механизм «самореализующегося пророчества». Ребёнок считает, что он никому не может нравиться, и ведёт себя, исходя из этой предпосылки (как плохой, отверженный, а значит, и не принимающий никаких условий и правил, и, конечно, рано или поздно добивается плохого к себе отношения. Он может и реакции окружающих объяснить извращённым образом: желание помочь – как издёвку, участливый взгляд-как жалость, сдержанность- как враждебность, юмор- как насмешку и т. д.

Нормальный ребёнок не просто активен - у него высока потребность в эмоциональном самовыражении и общении. Утомительные приставания малыша часто раздражают окружающих, но не стремитесь из-за этого избегать с ним контактов. Постарайтесь увидеть в этом не только суровое испытание родительской выдержки и терпению, но и личный шанс отточить своё мастерство собеседника. За всеми, даже откровенно манипуляторскими, выходками ребёнка стоит острая нужда в ОПЫТЕ ОБЩЕНИЯ. Недостаток такого опыта и запрет на открытое выражение своих чувств (восторг, злость, удивление, радость, насмешки, плач) в будущем может обернуться эмоциональной холодностью, отсутствием интуиции в понимании чужих намерений и, как следствие, страхом и избеганием любых ситуаций, требующих чувственной реакции, раздражением и досадой вместо удовольствия дружеского общения.

Примерно до двух лет интересы ребёнка целиком сосредоточены на близких ему людях, на семье, и пока он не испытывает сильной потребности в общении со сверстниками. Его Я (образ знания самого себя) только формируется, ребёнок говорит о себе в третьем лице: «Вова хочет. Дайте Вове», и видит себя через призму отношения к нему взрослых. Он ещё во многом зависит от родителей и для него вполне естественно испытывать беспокойство при отсутствии матери. При неблагоприятных стечениях обстоятельств (например вынужденная разлука) у ребёнка может возникнуть и закрепиться страх одиночества, боязнь остаться одному, когда малыш буквально прилипает к матери. Впоследствии он не просто боится остаться один, он боится быть самостоятельным, иногда открыто заявляя, что не хочет расти, хочет быть всегда маленьким. Такая невротическая привязанность к матери может быть либо следствием недостаточно тёплого и эмоционального отношения к ребёнку отца или чрезмерной строгости, либо ответом ребёнка на излишнюю привязанность к нему матери, когда она сама не может представить себя отдельно от малыша, когда все мысли, весь смысл её жизни сосредоточен на нём.

Зависимость ребёнка от матери тесно связана с его склонностью манипулировать окружающими. Двухгодовалый ребёнок, ощутив недостаток внимания, любви способен пуститься во всякие ухищрения, чтобы вернуть утраченное, Он на опыте узнает, что срабатывает лучше всего: стоит ему заболеть, чего-то испугаться, продемонстрировать свою беспомощность- и Вы принадлежите ему, ласкаете, опекаете. При сохранении такой ситуации ребёнок может начать спекулировать своим состоянием для привлечения Вашего внимания, что в итоге может привести к неправильному формированию характера, к зависимости от чужого мания, заботы. В таком случае родителям следует обратить внимания на себя: не зависит ли их отношение к малышу от настроения, нет ли у ребёнка причин для ревности.

Многие в этом возрасте бояться темноты, ночных кошмаров, сказочных злодеев, причём страх не обязательно возникает из-за ошибок в воспитании. Становление характера, развитие психики ребёнка и недостаток опыта, как правило, не обходится без конфликтов: родительский запрет и непреодолимое желание, нарушив его, ощутив свою самостоятельность, познать нечто новое, поддерживает эмоциональную напряжённость, тревожность и способствует возникновению страха перед всем неизвестным, необычным. Кроме того,для детей характерно одушевление предметов, игрушек, а сказки и фантастические истории для них не менее реальны, чем мама, их рассказывающая. Двух- трёх летние дети иногда всерьёз просят убить Бабу – ягу или волка, чтобы избавить себя от ночных ужасов. Подобные просьбы нельзя игнорировать, а тем более смеяться над ними, так как сказочные персонажи, живущие в подсознании ребёнка, всегда говорят о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями в семье, с отношением к матери-оберегающей и наказывающей.

Возможно, нужно создать более тёплый эмоциональный климат в семье, а может, будет достаточно придумать довольно правдоподобную историю, в которой Баба- яга теряет своё могущество, или подарить игрушку,которая всю ночь будет охранять сон Вашего малыша. Вообще говоря, спокойный сон будет у того ребёнка, который уверен, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят.

Одной из причин того, что ночь превращается в борьбу с воображаемыми чудовищами, может быть запрет плакать, шуметь, злиться, то есть выражать тем или иным способом свои отрицательные эмоции. Острое чувство беспомощности, ужас перед надвигающейся опасностью являются очень сильным стрессом, особенно для детей, обладающих повышенной чувствительностью и эмоциональностью, нервных и физически ослабленных. Такой страх может в последствии проявиться в тиках, заикании, в других нервных расстройствах.

Ребёнок особенно остро реагирует на угрозы взрослых- нередко собственные ошибки, непослушание воспринимаются им как катастрофа. Вообще, слово, угроза имеют магическую силу и власть над детской душой. И на нас, взрослых, слово, жест, взгляд оказывают порой сильное программирующее воздействие, «запуская» целый комплекс реакций из чувств, мыслей, решений. Влияние идеологии, средств массовой информации, рекламы основывается на том механизме воздействия на наше сознание, часто не прямого. В вашей семье на основе таких же скрытых взаимовнушений и взаимовлияний создаётся особая атмосфера, когда даже невысказанные мысли отмечаются ребёнком и, проникая в сознание ребёнка, проявляются потом самым причудливым образом (в фантазиях, мыслях, поведении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Если хочешь быть здоров»

Консультация для родителей «Если хочешь быть здоров»...

Работа с родителями. Консультация для родителей. «Нужно ли отправлять ребенка в музыкальную школу?»

Цель: дать представления и расширить знания родителей по данному вопросу, помогая тем самым принять нужное каждому решение.Задачи:-раскрыть важность музыкального воспитания ребенка;-объяснить, на что ...

Консультация для родителей на тему: «Быть в движении – значит быть здоровым!»

 Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждение...

Строгие Родители – Нужно Ли Быть Строгими Со Своими Детьми.

Дети – наше бесконечное счастье, но даже оно, к сожалению, не бывает безоблачным. Хочется, чтобы ребенок всегда был послушным, понимающим, чтобы он не огорчал родителей изо дня в день, не застав...

Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»

Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»...

Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»

С детства за чтением книг человек активно развивает свое мышление. Книга будит как мысль, так и воображение. Его видение сюжета отличается от того, каким представлял его автор. Он создает св...