Интерактивные игры в развитии дошкольников
статья

По мнению большинства педагогов и психологов, огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему, ведущему виду деятельности. Несмотря на то, что государство, опираясь на важнейшие достижения педагогов и психологов, отводит важную роль игре дошкольника, мы на сегодняшний день можем наблюдать, что игра в современном мире теряет свои позиции. В статье предложен анализ эффективности интерактивной игры и интерактивных методов взаимодействия с дошкольниками в организации педагогического процесса в системе «педагог - ребенок», и «ребенок-ребенок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc401.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнил: Федотова Е.С.

ГБДОУ детский сад № 49

Пушкинского района

Санкт-Петербурга

                             

Санкт-Петербург

2021

Оглавление

Введение                                                                                                               3  

 

Теоретическая база опыта работы по использованию

интерактивной игры как средства развития личности дошкольника             7

Основная часть                                                                                                     11

Заключение                                                                                                            17

Список литературы                                                                                               19

 

Глоссарий                                                                                                               20

Приложение                                                                                                            21

                                                                                           

Введение

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский                                                          

        По мнению большинства педагогов и психологов, огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему, ведущему виду деятельности. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..." Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его познавательного интереса. Попытку систематического изучения игры одним из первых предпринял в конце 19 века немецкий учённый К. Гросс. Он рассматривал игру, как важное средство формирования и тренировки навыков необходимых для психофизического и личностного развития, как первичную форму приобщения человека к социуму. [1.с.55] Связывая игру с ориентировочной деятельностью Д.Б. Эльконин считал, что игра социальна по своему содержанию, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребёнка в обществе». [2. с.23]

По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает "зону ближайшего развития" и возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать в сотрудничестве к тому, что он будет делать самостоятельно «зону актуального развития». Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка. В игре реализуется потребность ребенка в общении, развиваются коммуникативные умения: инициативность, самостоятельность, интерес к сверстнику, согласованность действий, от сформированности которых зависит коммуникативный потенциал ребенка и соответственно характер межличностных взаимодействий, в семье, в группе детского сада, в учебном и трудовом коллективах. [3.с.29]

Значение игры в организации образовательного процесса дошкольников нашло свое отражение в ряде нормативно—правовых документов:

Конституция РФ; Декларация прав ребенка; Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования рассматривают игру, как основную форму организации деятельности дошкольника.

  Несмотря на то, что государство, опираясь на важнейшие достижения педагогов и психологов, отводит важную роль игре дошкольника, мы на сегодняшний день можем наблюдать, что игра в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития – живое общение в игре, этому способствует ряд причин:

  • большой объем нагрузки, при этом методы направлены   на   количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество,
  • классно-урочная система,
  • требования школы, идущие вразрез с программой дошкольного воспитания,
  • позиция родителей, ориентированная на ускорение (акселерацию) развития в ущерб обогащению,
  • воспитатели в детском саду не всегда знакомы или не знакомы вовсе с игровыми интересами своих воспитанников.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.  Исходя из этого встал вопрос: как организовать эффективное взаимодействие способствующие личностному развитию дошкольника и повышению эффективности образовательного процесса.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей, решение этой проблемы кроется в использовании методов, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь   должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Я в организации педагогического процесса в системе «педагог - ребенок», и «ребенок-ребенок» решила    использовать интерактивную игру и интерактивные методы взаимодействия с дошкольниками.

Цель работы создание условий в ДОУ для полноценного развития личности дошкольника с высоким уровнем коммуникативного потенциала.

Задачи:

- создать условия для совместной деятельности детей;

-способствовать развитию познавательных процессов;

- развивать коммуникативные навыки и умения дошкольников;

- стимулировать интерес к познавательной деятельности;

Критерии оценки эффективности данной системы работы:

-пополнение методической базы интерактивными играми;

-уровень сформированности знаний в рамках образовательной программы;

- уровень инициативности ребенка;

-степень самостоятельности;

- легкость (затрудненность) контактирования, степень эмоциональной вовлеченности в контакт.

- соотнесение своих интересов с интересами партнера

-   умение поддерживать и развивать тему общения, уважать чужую точку зрения, отстоять свою, используя навыки культуры общения.

-  умение завершать контакт, учитывая не только собственные интересы, но и интересы партнера или общей деятельности, использовать культурные приемы и средства, выражать удовлетворение результатами контакта.

Новизна и практическая ценность работы заключается в разработке и применении   интерактивных игр в работе с детьми   и совместно со всеми участниками образовательного процесса.

Теоретическая база опыта работы по использованию интерактивной игры как средства развития личности дошкольника

        Концептуальной основой разработки данной работы послужили основные направления, выработанные отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, базирующихся на обеспечении доступности, эффективности и качества образования. В педагогическом плане новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие личностных, познавательных, созидательных способностей ребенка, формировании самостоятельности и коммуникативного потенциала.  [4.с.8]

 Качество общения человека определяется (по В.Руденскому) его коммуникативным потенциалом. Коммуникативный потенциал – это совокупная характеристика возможностей человека, представляющая собой единство трех составляющих: коммуникативных свойств личности (мотивационно-потребностная составляющая), коммуникативной компетентности (представления о нормах и правилах эффективного общения) и коммуникативных способностей (поведенческая составляющая, область умений).

Многие исследователи в области коммуникативной деятельности, не дают определенное понятие коммуникативных умений, а лишь перечисляют сами умения. Так Е.В.Сидоренко выделяет следующие коммуникативные умения, которые необходимо развивать для организации полноценного общения:

-умение задавать вопросы;

-умение вести разговор;

-умение оптимизировать партнёра к прояснению его позиции;

-умение вступать в контакт;

-умение слушать и понять то, что говорил партнёр;

-умение воспринимать и понять то, что партнёр не в состоянии был выразить;

-умение передать партнёру, что его услышали и поняли;

-умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе. Таким образом, коммуникативные умения нужны для того, чтобы быть самостоятельным, уметь организовать полноценное общение, преодолеть проблемы общения.[5]

Одна из задач коммуникативного развития – формирование самостоятельной личности.

Самостоятельность — это способность к сотрудничеству и принятию решения, инициативность, умение поставить цель и выбрать адекватные пути ее достижения. Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте происходит через различные виды деятельности методы и формы взаимодействия с детьми.

Метод обучения – способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. [6с.190]

На сегодняшний день в педагогике рассматривается три группы методов:

Рис. 1 Пассивный метод        

Рис. 2 Активный метод

Рис. 3 Интерактивный метод

 Интерактивный – способный взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Само слово “интерактивность” пришло к нам из латинского языка от слова “interactio”, что подразумевает “inter” – “взаимный, между” и “actio” – действие. [7]

Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология.

Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Он считает, что «при интерактивном взаимодействии в процессе обучения педагог общается не напрямую с каждым ребенком и не со всеми детьми сразу (фронтально), а опосредованно с каждым ребенком через средство обучения. В ходе этого общения происходит не только процесс познания, процесс личностного роста обучающихся, но и процесс взаимодействия личностей, где каждый имеет право высказать свои точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. В данном случае можно говорить, что происходит не столько «обмен символами», сколько «обмен смыслами» между участниками интерактивного взаимодействия.

Интерактивная деятельность, по мнению, Д.А. Махотина, предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Автор выделяет следующие характерные черты интерактивного обучения: Во-первых – это взаимодействие детей между собой и педагогом (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности. Во-вторых, это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Следует заметить, что именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий.

Куликова Л.Н. характеризуя интерактивные методы обучения, отмечает, что сущностная особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимнонаправленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. Особенности этого взаимодействия состоят в следующем: пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве; совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство; согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи; совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач [8].      

  Таким образом, большинство ученых данный вид обучения характеризуют следующими чертами:

  • взаимодействие детей между собой и    педагогом (непосредственно или опосредованно);
  • процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;
  • обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.

К интерактивным методам организации взаимодействия с дошкольниками относятся:

  • интерактивные игры;
  • викторины;
  • аукционы;
  • КВНы
  • решение проблемных задач;
  • инсценировка.

 Основная часть

Организация интерактивных игр в образовательном процессе осуществляется в соответствие с образовательной деятельностью по разделам Программы дошкольного образования с учетом следующих принципов:

-   субъект - субъектные отношения между воспитателем и     ребенком;

- создание и поддержание атмосферы самостоятельности, активности и творчества;

- реализация потребности ребёнка в развитии;

- систематичности и последовательности;

- доступности;

- индивидуализации;

-связи с жизнью.

Интерактивные игры способствуют:

  • развитию опыта взаимодействия с окружающим миром и другими детьми;
  • осознанию взаимосвязи между природой и обществом;
  • развитию личностных качеств - самооценка, уверенность в себе, ответственность;
  • развитию умений работать в коллективе;
  • Мотивации к познанию.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

  • Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);
  • Парная (задание выполняется в паре);
  • Подгрупповая (задание выполняется подгруппой детей);
  • Фронтальная (все участники выполняют задание одновременно).

 

  Условия, способствующие успешной реализации интерактивной игры:

  • создание атмосферы к сотрудничеству и активности;
  • демократический стиль общения;
  • создание благоприятного эмоционального фона;
  • учет индивидуальных мнений детей;
  • опора на групповой опыт;
  • свободный выбор личных решений.

Рис. 4 Виды интерактивных игр

        

Рис. 5 Ресурсное обеспечение

Осуществление работы по внедрению интерактивной игры в образовательный процесс, включает в себя три этапа.

Рис. 6 Модель организации работы по внедрению интерактивной игры

Подготовительный этап включает в себя проведение   психолого-педагогических исследований личностного развития ребенка его коммуникативного потенциала, диагностику уровня знаний дошкольников по разделам образовательной программы дошкольного образования. На данном этапе осуществляется совместная работа специалистов детского сада (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатель по экологическому образованию) по изучению и анализу литературы по данной теме, отбор, разработка и систематизация интерактивных игр по разделам программы, реализуемой в детском саду.

На практическом этапе устанавливается непосредственное продуктивное взаимодействие в системе «субъект - субъектных» отношений между ребенком и педагогом и между группой детей, общение с ребёнком на позиции “личность-личность”. Взаимодействие внутри детского сада между педагогами, детьми и родителями осуществляется в рамках организации и проведения совместных интерактивных игр. Внешнее взаимодействие с сотрудниками музеев и детских библиотек осуществляется в организации и проведении интерактивных игр, презентаций, консультаций и выставок по данной теме.

Рисунок 7

Рис. 8 Взаимодействие интерактивной игры

 На данном этапе, при организации образовательной деятельности взрослый занимает позицию координатора при решении образовательных задач, побуждает к творческой активности ребенка, ставя перед ним проблемную задачу, осуществляет психологическую поддержку детей. За долгие годы работы в системе дошкольного образования я поняла, что дети гораздо быстрее усваивают знания, если организованная деятельность проходят в атмосфере радости. Именно такую атмосферу помогают создать интерактивные игры. Установка на игру обычно даётся в увлекательной форме, иногда с использованием рисунков, картинок, фотографий, видеофильмов, презентаций. Например: «Давайте представим, что наша экологическая экспедиция оказалось высоко в горах». Этот установочный элемент игры позволяет вести учащихся в игровую ситуацию. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Интерактивные игры, используемые в образовательной деятельности, создают волшебную атмосферу всеобщего веселья.  Веселье игры и задания заряжают энергией, дети испытывают радость – значит цель достигнута. Игры используют в самых различных ситуациях с детьми и совместно с родителями. Преимущество интерактивных игр состоит в том, что все дошкольники оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. Каждый из участников совместной деятельности вносит в неё индивидуальный вклад. Обмен знаниями, идеями и способами происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.  

 В работе использую следующие интерактивные игры: викторины, конкурсы, КВНы, игры-путешествия, игры-соревнования, игры-эксперименты, презентации, развивающие игры.

Одной из таких форм работы с детьми стала интерактивная коммуникативная игра по развитию речи «Приключения на острове чудес». В детский сад пришло электронное сообщение, из которого дети узнали, что на острове чудес попугай разучился разговаривать. Преодолевая препятствия, дети попали на остров чудес, где в игровой форме учили попугая правильно, грамотно говорить.

Не менее увлекательным и интересным был праздник со всеми участниками образовательного процесса в форме интерактивной игры «Лучший доктор от недуг - замечательный досуг», который длился в течение всего дня. С утра родители со своим ребенком неожиданно окунулись в атмосферу увлекательных заданий, в ходе которых, общаясь, взаимодействуя со своим ребенком, должны были пройти полосу препятствий «Попади в свою группу». Зарядка проходила на лесной опушке, где детей встречали веселые лягушки (дети подготовительной группы) с комплексом упражнений. В этот день дети попали в сказку К.Чуковского, где встретились с доктором Айболитом, совместно с которым изготовили нетрадиционные средства для закаливания. Герои телепередачи «Спокойной ночи малыши» рассказали детям о пользе витаминов и вместе с детьми приготовили витаминный салат. Завершающим этапом праздника стали игры-соревнования с родителями и детьми «Путешествия по планетам здоровья».

С большим интересом прошли интерактивные игры «Экология души», «Калейдоскоп достопримечательностей родного города», «Забавные приключения в зимнем лесу», «Мир в капельке воды», «Морское путешествие» и другие.

 На заключительном этапе

Проводятся психолого-педагогические исследования личностного и коммуникативного развития, изучается интерес ребенка к познавательной деятельности, уровень самостоятельности и активности, динамика освоения образовательной программы, выявляются потребности и желания детей, необходимые для разработки и создания новых игр. Педагоги и родители, опираясь на полученный результат, вносят свои предложения по организации новых интерактивных форм работы. Исследования проводятся на начало и конец учебного года, совместно с педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения.  Диагностика уровня   знаний дошкольников проводится воспитателем на начало и конец учебного года. Анализ полученных данных даёт нам возможность выбрать оптимальный вариант целенаправленного взаимодействия.

Данная работа строится через следующие формы и методы: анкетирование, беседы, наблюдения, интервьюирование и др.

Исследовательские методы:

Мониторинговые исследования проводились совместно с педагогом-психологом ДОУ с использованием социологических методов:

  • опросы;
  • наблюдения;
  • интервьюирование;
  • анкетирование.

Как показали результаты мониторинга за 2020 год, использование интерактивных игр в образовательном процессе способствовало:

-  повышению уровня активности и самостоятельности дошкольников,

- качественному улучшению коммуникативного потенциала дошкольников,

-росту интереса к образовательной деятельности,

- повысилось качество усвоения образовательной программы.

 - повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;

- формированию позитивного отношение к своему "Я";

- развитию способности ребенка к эмпатии, и сопереживанию;

 

Заключение


          Закончить свою работу хотелось бы словами В.А. Сухомлинского

«Лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении». Именно такая позиция педагога необходима при организации и проведении интерактивных игр с дошкольниками. Через взаимодействие детей развивается творческий характер деятельности. Этим обеспечиваются   развитие у детей кругозора, разностороннее представление о действительности, самостоятельности, поддерживаются при этом   дружеские взаимоотношения, у детей формируется достаточно устойчивый интерес к познанию, потребность в общении, в творческом самовыражении.

Регулярное успешное проведение игр даёт не только множество дополнительных знаний, но и учит самостоятельно их добывать.
Таким образом при проведении интерактивных игр, у детей   улучшился общий эмоциональный фон группы. Дети стали больше общаться между собой, чаще ребенок идет на контакт с педагогом, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи

Немаловажное значение данной формы работы и для педагогов, она позволяет им углубить свои знания, содействует стремлению к самообразованию.  По итогам данной работы составлен сборник интерактивных игр, который постоянно дополняется новыми играми. В дальнейшем планируется создание интерактивных игр в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом по направлениям.

Описанный опыт может быть использован педагогами дошкольных учреждений, а также руководителями методических объединений.

Список литературы

1.  Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапоцевич. – Современное слово, 2001. 2 Лихачев, Б.Т.  Педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов / Б.Т. Лихачев . – М.: Прометей, 1992.

 2.  Ильина, Т.А. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов / Т.А.Ильина. – М.: Просвещение, 1984.

3.  Интерактивные методы в образовании: личностносозидающие смыслы. Сборник научных статей по материалам международной научно – практической конференции, проводимой 7 декабря 2001 года / сост. Быстрова Н.Н., Пигуль Г.И.; под ред. Л.Н.Куликовой. – Хабаровск: Издательство ХГПУ, 2002. – 263 с.       

4.     Кларин, М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12-18.

5. Соосаар, Н. Замковая, Н., Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. Часть I. – СПб: Златоуст, 2004. – 188с.

6. Козлова, С.А., Куликова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов / С.А. Козлова, Е.А. Куликова. – М.: Академия, 2006.

7.  Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь / под редакцией П.И. Пидкасистого– Ростов н/Д.: издательство «Феникс», 1998.-544с.

8.           Махотин, Д.А. Интерактивное обучение на уроках экономики [Текст] http://som.fio.ru/getblob.asp?id=10017463

 

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логическая интерактивная игра для старших дошкольников "Четвертый лишний"

Данная игра напралена на развитие математических спообностей дошкольников. В игре закрепляется умение классифицировать и обобщать предметы, умение работать с ТРИЗ-признаками. Так же игра развивает сен...

Интерактивная игра по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР "У клоуна на фото..."

Интерактивная игра "У клоуна на фото..."Игра создана по лексической теме: ИгрушкиЦель: формировать умение употреблять имена существительные в именительном и винительном падежах.Ход игры:Клоу...

Консультация "Интерактивные игры для развития речи дошкольников"

Материал для педагогов ДОУ по использованию интерактивных игр в работе по развитию речи у дошкольников....

Интерактивная игра на развитие связной речи у дошкольников

материал для использования на логопедическом занятии...

Консультация для родителей : "Интерактивная игра в развитии речи дошкольников"

Консультация дает понять родителям , что такое интерактивная игра. Цели и задачи интерактивной игры...

Интерактивная игра по развитию речи для старших дошкольников

Интерактивная игра по развитию речи для старших дошкольников...