Мастер-класс по теме: «Использование инфографики в познавательном развитии дошкольников»
консультация

Васьковская Виктория Денисовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

Окружной конкурс педагогического мастерства

«Воспитатель года Ямала - 2021»

Конкурсное испытание «Мастер-класс»

 по теме: «Использование инфографики в познавательном развитии дошкольников»

Воспитатель

Васьковская Виктория Денисовна

2021г.

Тема: «Использование инфографики в познавательном развитии дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с возможностями использования инфографики в познавательном развитии дошкольников, с алгоритмом разработки инфографики.

Задачи:

1. Познакомить с возможностями использования инфографики в детском саду.

2. Проработать алгоритм создания инфографики в практической деятельности.

3. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.

Оснащение: энциклопедии, журналы, карточки с информацией о природе Севера, картинки о животных, растениях, природных и погодных явлениях Арктики и Антарктики, о транспорте и о деятельности человека на Крайнем Севере.

1. Введение.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Психологи доказали, что разные люди видят на картинке разные вещи. Наш мозг, слушая подсознание, выбирает самое важное для нас. И я предлагаю пройти вам небольшой психологический тест. Если вы увидели:

1. Фламинго. Этот ответ в тесте указывает на романтичность и мечтательность. Такие личности обладают творческим потенциалом, который при правильном подходе перерастает в настоящий талант.

2. Женщина обращает на себя внимание внимательных и сконцентрированных людей. Это выбор целеустремленных, уверенных в себе, оптимистично настроенных.

Подобные тесты я часто использую в работе с педагогами и родителями, чтобы показать насколько наше восприятие и внимание может различаться. (2 слайд)

Как организовать эффективную работу по применению инфографики в образовательной деятельности с детьми, если все они индивидуальны, у каждого свое восприятие и мышление? Об этом я расскажу вам в своем мастер-классе по теме «Использование инфографики в познавательном развитии дошкольников». (3 слайд)

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Наш век – век информации. Ребенку сложно ориентироваться в этом колоссальном потоке. И перед педагогом встает задача – развитие умения у ребенка оперировать любой информацией.

В работе с детьми использую инфографику не только как готовый наглядный материал, а как продукт исследовательской деятельности детей. Изучение, анализ и обобщение информации с дошкольниками помогает им запомнить сложный и объемный материал. Главной особенностью является мотивация детей, они хотят найти, узнать – это сильная сторона инфографики. И конечно само создание нового продукта сделает успешным каждого ребенка. (4 слайд)

2. Основная часть.

Педагог может использовать инфографику в двух направлениях:

Первое -  это анализ дошкольниками созданной воспитателем инфографики;

Второе - создание инфографики детьми под руководством педагога на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу).

В первом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Детям перелагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировку выводов, обобщений и постановку вопросов к представленной информации. (5 слайд)

Но в своей деятельности я чаще использую создание инфографики совместно с детьми. Преимущество инфографики в том, что с её помощью можно представить информацию понятной и увлекательной. Тем не менее, изготовить инфографику довольно таки сложно, так как необходимо собрать много информации и необходимо её оформить. (6 слайд)

Для организации самостоятельного исследовательского процесса по изучаемой теме или проблеме для детей мною разработан алгоритм создания инфографики.

На первом этапе перед ребенком ставится проблема и создаются условия для поиска ребенком решения проблемы, поиска информации. Ребенок формулирует вопросы, на которые нужно ответить в ходе исследования. Например, Что такое Арктика? (Где расположена Артика? Каков её животный и растительный мир? Природные и погодные условия Арктики) (7 слайд)

На втором этапе в процессе решения этих вопросов дети анализируют информацию из разных видов деятельности и источников (беседы, наблюдения, видео, рассказы, журналы, энциклопедии). То есть находятся в поиске ответов на вопросы. Здесь ребенок анализирует, размышляет, сопоставляет информацию. (8 слайд)

Следующий этап – это обработка информации, обсуждение с детьми, как можно представить ответы на вопросы графически (обсуждение с воспитателем как будет располагаться информация, в виде таблицы, блок-схемы, таймлайна, плаката с проблемой в центре). Далее идет сбор кейсов по направлениям. Например, кейс животные. Здесь помощь могут оказать родители в поисках необходимой информации. (9 слайд)

Последний этап – создание инфографики. Здесь информация должна кратко обозначать ответ на вопрос, но в то же время, чтобы ребенок смог сопоставить символ (карточку) с полученной информацией. (10 слайд)

Сейчас я предлагаю вам на практике применить алгоритм создания инфографики и для этого я приглашаю 3 участника для фокус-группы.

У вас на столах, кейсы «Северный полюс» и «Южный полюс», 2 вида инфографики, вам нужно выбрать одну и оформить ее. Подробная инструкция у вас на столе.  Вам дается 3 минуты на разработку инфографики.

Посмотрите пожалуйста на слайд. Здесь предложена одинаковая информация о Ямале, но в разных формах: просто текст и инфографика. Какая форма воспринимается легче и какая из них вам интереснее для изучения? Поднимите пожалуйста руку те, для кто выбрал инфографику. Большинство!

Современный мир – это поток информации, который постоянно растет. Исходя из этого образ мышления у человека меняется, оно становится «клиповым». Люди видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа, а не анализируют ее. В этом случае инфографика, действительно является находкой для воспитателя. Ведь основные принципы инфографики – это содержательность, смысл, легкость восприятия. (12 слайд)

Эффективность данного метода доказывает и опыт моей работы с родителями по организации тематических недель по питанию в группе.

В течение первой недели по теме «Питание в детском саду» размещалась текстовая информация с иллюстрациями в уголках для родителей (папки-передвижки, консультации, нормативно-правовые акты). Проведенный опрос показал, что большая часть родителей удовлетворены питанием в ДОУ, но особенностей его не знают. (13 слайд)

На второй неделе мною размещалась информация по этой же теме, но в виде графической таблицы, где необходимая информация представлена сжато. И результаты опроса показали, что данный прием действительно родителями воспринимается лучше. (14 слайд)

Инфографику можно создать практически в любом редакторе, который есть под рукой.  Но для людей, не знакомых с принципами дизайна и инфографики это бывает довольно сложно.

В Интернете представлено множество сервисов, позволяющих создавать разные виды инфогафики как по шаблонам, так и с чистого листа. Но я в своей деятельности применяю графический редактор Canva. (15 слайд)

Показ скринов сайта с объяснением принципов работы с приложением. (16-17 слайд)

3. Рефлексия.

Уважаемые участники, если вы справились с заданием, прошу вас представить результаты, выберете одного представителя (представление результатов). Какой макет для инфографики вы выбрали? Почему именно его? Какие возникли трудности при составлении инфографики? (Выступление фокус-группы)

Свои разработки по использованию инфографики размещаю на персональном сайте. Если вас заинтересовал мой опыт с радостью поделюсь им с вами. Мой мастер-класс завершён. Спасибо всем за внимание! (18 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».

Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....

КОНСПЕКТ мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование игрового оборудования для развития элементарных математических представлений дошкольников».

Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.Задачи: ·...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Использование нетрадиционных приёмов в развитии музыкальности дошкольников»

Отработка  творческих методов и приемов в развитии музыкальных   способностей  у дошкольников....

Мастер-класс для педагогов Тема: "Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности"

Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем.Способствовать развитию интереса к данной м...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Цель: подвести коллег к пониманию практической ценностимнемотехники в развитии речи детей.Познакомить коллег со структурными единицами технологии «мнемотехника».Вовлечь педагогов в совмест...

Мастер класс для педагогов. Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

                         Мастер класс для педагогов.Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошк...