Консультация для родителей "Познавательное развитие детей 1.5 - 2 лет."
консультация (младшая группа)

Мельчакова Наталья Николаевна

Познавательное развитие детей 1.5 - 2 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznovatelnoe_razvitie.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Раннее детство – период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. Развиваются все психические процессы: восприятие,  мышление, память, внимание, воображение и др. Главные приобретения этого возраста: развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, движения, воображение; развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка; возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры; начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов малыша.

         При достижении ребенком двухлетнего возраста, особое внимание родители малыша должны обратить на развитие индивидуальности и личности.

Постигать мир, общаться с окружающими, приобретать полезные навыки ребенок сможет посредством активных занятий, которые будут с ним проводиться. Основной целью таких занятий является развитие у ребенка основных психических функций.

        Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается  сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает.

          Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.  

Познавательное развитие ребёнка можно разделить на два этапа: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша. 

          Контроль за развитием детей – часть системы воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Его цель – определить уровень развития каждого ребенка, увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия.

        Что же это за критерии, по которым оценивается уровень развития детей?

Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Оценка идет по линиям: развития активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами,  формирование изобразительной и конструктивной деятельности, развитие общих движение, воспитание навыков самостоятельности (используется метод наблюдения и диагностики).

            По уровню развития дети разделены на три основные группы (четвертая группа встречается редко и составляет примерно около 1% детей).

        В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а так же с опережением в развитии (33%). Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (полгода) (52%). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока (14%), а четвертую с еще большей задержкой – на три эпикризных срока.

         Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психического развития, которая затем вклеивается в медицинскую карту ребенка.

         При формировании  познавательного интереса основная задача воспитателей и родителей - научить ребенка развивать свою речь, постепенно расширяя словарный запас, тренировать моторную функцию рук, а также развивать свое мышление. Поскольку на 2 году жизни зачастую ребенок неусидчив, капризен и активен, следовательно, стоит помнить о том, что не стоит сразу перегружать внимание ребенка. Старайтесь, чтобы занятия имели недолгую продолжительность с частыми перерывами на отдых.

      Для развития памяти и речи, читайте с ребенком книги, просматривайте картинки. Начинайте с простых детских сказок, в которых зачастую присутствуют повторяющиеся фразы. Пусть ребенок проговаривает вместе с вами слова вслух. Рассматривая картинку, озвучивайте, что на ней изображено и предлагайте ребенку повторить за вами.

        Наиболее эффективным способом развития памяти является заучивание стихов наизусть. Выбирайте не слишком сложные и длинные стихотворения, читайте ребенку, а затем начинайте разучивать. Произносите по строчке, а ребенок пусть заканчивает рифму.

       Находясь дома или на улице, просматривая мультфильмы или читая книги, старайтесь постоянно пополнять словарный запас ребенка новыми словами, просто комментируя, увиденное или прочитанное.

    Сенсорное развитие малышей – формирование знаний и представлений о цвете, форме и величине предметов. Это развитие идет благодаря действиям ребенка с игрушками – шариками, кубиками, пирамидками, вкладышами, матрешками и т.д.

     Для развития моторики и творческого мышления, учите малыша рисованию. Благодаря рисованию, ребенок сможет не только ориентироваться в цветах, формах предметов, которые его окружают, но и научиться рисовать осмысленно.

      Для того чтобы малышу было интересно постигать окружающий мир и передавать его в рисунках, приобретите цветные карандаши. И тогда ваш ребенок будет радовать вас яркими детскими рисунками, которые вы будете вместе с ним рассматривать.

       Ничего не может быть лучше, чем лепка. Лепка позволяет развивать мелкую моторику рук. Для лепки используется цветной пластилин. Для начала просто покажите ребенку основные фигурки, которые он может лепить, и предложите слепить что-нибудь. Лепка не только развивает моторику малыша, но улучшает настроение. 

        Аппликация: дети учатся выкладывать на листе бумаги приготовленные бумажные силуэты предметов, наносить клей тонким слоем при помощи кисти и наклеивать фигуры.

Окружающий мир: дети должны знать времена года; ориентироваться в частях суток; знать части тела; знать диких и домашних животных; называть детенышей; различать и называть части автомашины, дома, дерева.

       Появляются новые навыки самообслуживания.

В социальном развитии ребенка так же происходят изменения. Он стремиться быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получать их одобрение. Отрицательная оценка его деятельности часто вызывает слезы.

      Общение со сверстниками: развивается умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками; формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

      Развивайте и обучайте своих детей для того, чтобы они выросли целостными и органичными личностями.

           Помните, что в обучении и воспитании ребенка главное – терпение. Как писал психолог Лев Семенович Выготский, вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло. Так и вы терпеливо воспитывайте и обучайте своего малыша, и результат обязательно будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие детей в театрализованной деятельности"

В консультации рассказывается в доступной форме о роли театрализованной деятельности в детском саду. Даёся краткая характеристика видов театра используемых в работе с детьми дошкольного возраста....

статья-консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

статья-консультация для родителей о роли театрализованной деятельности дома и семейном посещении театров,их воздействие на этетическое воспитание ребёнка...

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков....

Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...