Психогигиена ребенка-дошкольника
статья

Тимошина Оксана Юрьевна

     В настоящее время комплекс психогигиенических средств и методов приобретают все большую актуальность, так как у многих взрослых и детей физиологическое напряжение (стресс) переходит в патологическое состояние, характеризующееся повышенной раздражительностью и утомляемостью , нарушением сна, сниженной работоспособностью.

     Психогигиена ребенка предполагает создание условий для преобладания у него жизнерадостности и бодрости, веры в себя, в свои и возможности, уважения к людям, полноты жизни, увлекательной жизни.

     Задача психогигиены – своевременное прерывание нарушений эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы. Каждый дошкольный педагог должен  уметь применять в своей практике психокоррекционные методы.

  В своей коррекционно-развивающей работе педагог психолог использует следующие цели:

- выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых ситуаций, невротических состояний у детей;

- применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных  проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;

- обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке детей;

- создание благоприятного психологического климата в ДОУ и по возможности в семье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihogigiena_rebenka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

 « Психогигиена ребенка-дошольника».

Подготовила педагог-психолог

МБДОУ ЦРР-детского сада № 179 «Алиса»

 Тимошина О.Ю.

   В настоящее время комплекс психогигиенических средств и методов приобретают все большую актуальность, так как у многих взрослых и детей физиологическое напряжение (стресс) переходит в патологическое состояние, характеризующееся повышенной раздражительностью и утомляемостью , нарушением сна, сниженной работоспособностью.

     Психогигиена ребенка предполагает создание условий для преобладания у него жизнерадостности и бодрости, веры в себя, в свои и возможности, уважения к людям, полноты жизни, увлекательной жизни.

     Задача психогигиены – своевременное прерывание нарушений эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы. Каждый дошкольный педагог должен  уметь применять в своей практике психокоррекционные методы.

  В своей коррекционно-развивающей работе педагог психолог использует следующие цели:

- выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых ситуаций, невротических состояний у детей;

- применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных  проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;

- обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке детей;

- создание благоприятного психологического климата в ДОУ и по возможности в семье.

      Активная работа педагогов по созданию соответствующих условий в ДОУ крайне важна. Развивающая среда позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к самопроизвольному движению, совершаемому по собственной воле, без принуждения. Исходя из этого можно сделать вывод о необходимости  более активного участия всех участников педпроцесса в двигательной активности детей и создании условий для нее. Рекомендуется использовать музыку, произвольные танцы, музыкально-ритмические действия, не требующие основательной хореографической подготовки, в которых ребята самостоятельно и свободно выполняют элементы  танцевальных движений в соответствии с характером музыки и переживаемым эмоциональным состоянием.

В рамках данного направления предлагаю включить психогимнастические этюды и игры, элементы релаксации в работу педагогов:

Утренний прием

1 мл.гр,

2 мл.гр

 

Средняя.гр

Старш.гр

Подг.гр

1.функциональная музыка

2.элементы сказко-, слово-, арттерапии.

3. игровая деятельность по интересам

1.успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое.

2. использование потешек, сказок, стихов, шуток, поговорок, кукольного, пальчикового тетра. Голос у воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное.

3. создание благоприятной окружающей и психоэмоциональной среды для совместной игровой деятельности

Умывание и утренняя гимнастика

1 мл.гр,

2 мл.гр

1.мытье рук с произнесением потешек

 Использование стихов и потешек, побуждающих производить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа.

Средн.гр

Старш.гр

Подг.гр

1.мытье рук с самомассажем

2. игровой комплекс

3. обучение точечному массажу

1. оказание благотворного воздействия на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев

2.подбор игровых комплексов, с включением дыхательных упражнений, упражнений на формирование осанки, психогимнастических этюдов по Чистяковой

3.нахождение точек и их правильное массирование

Свободная деятельность

1 мл.гр

2 мл.гр

1. словотерапия

2.арттерапия

3.игровая деятельность

4. индивидуальная работа

1.чтение сказок, стихов, беседы с малышами

2. обыгрывание  сюжетов сказок, совместное пение, настольный, пальчиковый театр

3. настольные игры, игры с любимыми игрушками

4. использование слово-, арттерапии.

Средн.гр

Старш.гр

Подг.гр

1. игровая деятельность

1. свободная игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, способствующие улучшению психического и физического здоровья детей.

Занятия

1 мл.гр

2 мл.гр

1. динамические

2. занятия со статическим положением тела

1. занятия с сюжетом, игровые занятия, создание благоприятного эмоционального фона, достижение эффекта « мышечной радости», радости от пения, танца, игры.

Использование элементов психогимнастики, звуковой, пальчиковой гимнастики, релаксация, функциональная музыка

2. использование элементов сказкотерапии, физкультминутки, игровые, двигательные задания

Средн.гр

Старш.гр

Подг.гр

1.динамические (физическая культура, музыкальные занятия)

1. использование занятий всех типов – достижение эффекта «мышечной радости», содействие созданию положительного психоэмоцио-нального состояния;

Использование элементов оздоравливающих технологий: точечного массажа, самомассажа, дыхательная, звуковая, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика;

Использование функциональной музыки.

Подготовка к прогулке

1 мл.гр

2 мл.гр

1. одевание

2. игры подвижные

3.дыхательные и физические упражнения

4. создание хорошего настроения, благоприятного психоэмоционального состояния

Использование классической музыки, релаксационной музыки, располагающий тон воспитателя

2. подвижные игры, психогимнастические этюды и приемы

3.строго дозированные в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года.

Средн.гр

1. одевание

2. наблюдение

3.игры

4. трудовые поручения

5.самостоятельная игровая деятельность

1. беседы, обучение самообслуживанию, использование музыкотерапии, совместного пения

2.формирование умения радоваться окружающему миру, видеть красоту в окружающем, учить бережному отношению к природе

3.подвижные и спокойные игры на коррекцию основных видов движений и психоэмоционального состояния;

Создание среды, активизирующей двигательную активность: дорожки, лесенки;

Психогимнастические этюды

4. создание условий для выполнения трудовых поручений, воспитание трудолюбия

5. формирование у детей умений играть дружно, договариваться о совместной игровой деятельности

Подготовка ко сну

1 мл.гр

2 мл.гр

средн гр

1. закаливающие мероприятия

2. чтение сказок, стихов, пение колыбельных

3.укрывание и поглаживание детей

4. постепенное пробуждение и подъем с использованием функциональной музыки

5. хождение по ребристой доске «здоровья»

1. хождение по дорожке «здоровья», воздушное и водное закаливание, элементы самомассажа.

2. подбор художественных произведений со споколйным сюжетом, голос ровный, спокойный.

3.укрывание с проговарива-нием  ласковых слов, поглажи-вание по спине, голове

( одомашнивание ситуации)

4.Проговаривание стишков-прибауток: просыпайся глазок, просыпайся другой.

5.элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия

Средн.гр

Старш.гр

Подг.гр

  1. закаливающие мероприятия

  1. чтение которких литературных произведений, пение колыбельных
  2. элементы рефлексотерапии

  1. хождение по дорожке «здоровья», воздушное и водное закаливание, элементы самомассажа.
  2. содержание скопойное, голос воспитателя спокойный, тихий

3. использование функциональной музыки, колыбельные

   Таким образом, по решению данного вопроса в ДОУ проводятся следующие мероприятия:

1.

Психогимнастика

Развитие психоэмоциональной сферы

2.

Дыхательная гимнастика

Повышение жизненного тонуса, тренировка дыхательных мышц, профилактика простудных заболеваний органов дыхания, закрепление навыков правильного дыхания

3.

Подвижные игры с оздоравливающим эффектом

Развитие физических качеств, профилактика нарушений осанки, правильного дыхания, равновесия, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, укрепление мышц ребенка

4.

Элементы релаксации

Формирование навыков расслабления и психомышечной тренировки, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

5.

Профилактические и коррекционные упражнения

Использование упражнений:

-профилактические и коррекционные для всех мышц ( рук и плечевого пояса, мышц спины, брюшного пресса, дыхательных и формирующих осанку, мышц ног, свода стопы и пальцев)

6.

Точечный массаж и самомассаж

Воздействие на биологически активные точки ( элементы рефлексотерапии)

7.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

Развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата, стимуляция речевых зон, профилактика простудных заболеваний

8.

Арттерапия

ИЗО-деятельность, хоровое пение, создание благоприятного психологического климата, оздоравливающие компаненты (дыхание, осанка, стопа, мелкая моторика, артаппарат)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования в жизни ребенка дошкольника.

Среди разных видов технического конструирования- конструкторы Лего вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраст. Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интер...

Консультация для родителей: «Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»

Консультация предназначена для родителей, где коротко и доступно рассказывается о необходимости прививать детям любовь к чтению с дошкольного возраста....

«Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель».

Консультация для родителей:«Роль книги в жизни дошкольника.Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»....

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Реферат "Возрастные особенности восприятия картины ребенком-дошкольником. Психологические стадии общения ребенка-дошкольника с картиной. Характеристика типов и уровней восприятия

В дошкольном возрасте ознакомление детей с художественным творчеством носит, в первую очередь, эстетический характер. Учась чувствовать, воспринимать, проявлять эмпатию и анализировать ребенок начинае...