Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр
статья

Пирогова Вера Ивановна

Cистематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствует улучшению социального статуса ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных навыков общения с помощью

сюжетно - ролевых игр»

В основном в первую младшую группу дети приходят из домашних условий, поэтому в саду они сталкиваются с определенным рядом проблем: разлука с близкими, адаптационный период к условиям детского сада, первый выход в общественную социальную жизнь. Дети не знают и не понимают, как вести себя в коллективе, выстраивать общение со сверстниками. Не секрет, что в основном дети, которые только начинают посещать детский сад, являются собственниками; часто между ними возникают конфликтные ситуации: они не могут поделить игрушку, отнимают игрушки друг у друга, дерутся, не уступают друг другу, каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Дети раннего возраста плохо умеют играть, а многие не умеют вообще. Воспитатели и родители должны научить их играть, помочь и объяснить, как правильно выстраивать игровой процесс и коммуникативное общение друг с другом.

Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. Именно она позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Игра становится фактором социального развития личности.

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая игра — это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он – участник интересных и привлекательных событий. Через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.    Сюжетно-ролевая игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т.к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой–сама игра развивается в зависимости от состояния словарного запаса детей. Ребенок словом обозначает свои действия и этим самым осмысливает их, словом он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

        Воспитатель должен помочь ребенку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру.

В игре с детьми необходимо принимать позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.

В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускать принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

Организуя игры с детьми раннего возраста необходимо развивать у них самостоятельность и самоорганизацию, формировать умение договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

Обязательно надо как можно чаще хвалить и поощрять каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. Каждый ребёнок должен самореализовываться в игре, проявляя своё неповторимое творчество.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.

Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы.
          В заключении хочу сказать, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Игра – это обязательный спутник детства, ведущая деятельность, ведь именно в игре дети развиваются, учатся, познают мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы по самообразованию «Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр»

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ По теме:«Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр»в под...

Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр

Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игрЦель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Тема самообразов...

Опыт работы "Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр"

quot;Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр"...

Презентация опыта работы "Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр"

Презентация опыта работы "Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр"...

«Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр»

Игра – это обязательный спутник детства, ведущая деятельность, ведь именно в игре дети развиваются, учатся, познают мир....