Особенности формирования познавательного интереса старших дошкольников.
статья (старшая группа)
Одной из форм проявления познавательной активности в дошкольном возрасте является познавательный интерес.
В российской педагогической энциклопедии интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) определяется как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности [23]. Познавательный интерес, по определению Абашиной В.В., - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, характеризующаяся постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям [2].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_poznavatelnogo_interesa_starshih_doshkolnikov.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования познавательного интереса старших дошкольников
Одной из форм проявления познавательной активности в дошкольном возрасте является познавательный интерес.
В российской педагогической энциклопедии интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) определяется как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности [23]. Познавательный интерес, по определению Абашиной В.В., - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, характеризующаяся постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям [2].
Метельский И.В. предлагает иное определение познавательного интереса. По его мнению, познавательный интерес - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, явления, с радостью познания, преодолением трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности[15].
В своем определении Н.Г. Морозова опирается на динамику развития познавательного интереса: «Интерес (в том числе и познавательный) можно определить как эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [17].
Щукина Г.И. характеризует сущность познавательного интереса, как стремление проникать в глубину явлений, познание основ определенной области знаний, относительно устойчивое стремление к постоянному глубокому и основательному их изучению [26].
По определению Н.К. Постниковой, познавательный интерес рассматривается как познавательная деятельность, направленная на открытие еще неизвестного[22].
Немов Р.С. понимает под познавательным интересом эмоционально-окрашенное, повышенное внимание человека к получению новых сведений об объектах и явлениях окружающего мира [18].
Таким образом, анализ литературы свидетельствует о том, что в настоящее время понятие познавательный интерес имеет множество определений и рассматривается как:
- избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира;
- проявление умственной и эмоциональной активности;
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности;
- активатор разнообразных чувств;
- активное познавательное отношение человека к миру.
Приведенные определения познавательного интереса в совокупности отражают следующие сущностные характеристики познавательного интереса, а именно:
- направленность на получение знаний как результат познавательной деятельности,
- ориентированность на процесс их приобретения, а также ярко выраженное стремление к преодолению возникающих по ходу этого процесса препятствий;
- нацеленность на получение новой информации (угадывание объекта, расшифровка загадки, открытие способа действия с предметом неизвестного назначения и т.п.).
По мнению В.В. Давыдова, важной особенностью познавательного интереса является стремление проникнуть в содержание изучаемого объекта, в результате чего ребёнок начинает видеть за внешними свойствами этого объекта их существенные, внутренние признаки [12].
В исследованиях Барановой Э.А. и Щукиной Г.И. выделены содержательные компоненты познавательного интереса:
- эмоциональный компонент - положительное отношение к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками);
- интеллектуальный компонент - развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, которые Г.И. Щукина считает «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач);
- регулятивный компонент - устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, которые связанны с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это формирует познавательный интерес;
- творческий компонент - самостоятельный перенос ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных приёмов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале способствует творчество в ходе совместной деятельности ребенка и взрослого [3].
По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес представляет собой более сложную форму познавательной активности детей дошкольного возраста. Ее возникновению предшествует появление любопытства и любознательности.
Любопытство, по мнению Г.И. Щукиной, представляет собой элементарную стадию ориентировки, связанную с новизной предмета, который может не иметь для ребёнка особого значения. Несмотря на то, что стремление к познанию сущности объектов у них ещё не заметно, всё же дети на этой стадии могут заинтересоваться тем или иным предметом[27].
Любознательность характеризуется автором как стремление подробнее познакомиться с предметом исследования, расширить свои познания, выйдя за рамки возможного. На этой стадии появляется стремление узнать что-то новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания, дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы [27].
Любознательность присуща каждому ребенку. Однако, как отмечает Д.Б. Годовикова, необходимо знать, «качество» этой любознательности – что именно хочет узнать ребенок и трудится ли он самостоятельно, чтобы добыть знания. На ступени любознательности идет включение в процесс познания волевого усилия. По степени включенности его в процесс познания – любознательность может быть двух уровней:
- любознательность, направленная на познание внешних свойств и качеств предметов;
- любознательность, направленная на раскрытие внутренних, функциональных свойств предметов и явлений окружающего [6].
Следующей более сложной ступенью познавательной активности можно считать познавательный интерес. По мнению Ушинского К.Д., его отличает то, что в центре внимания детей оказывается проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить, т.е. у детей не только возникают проблемные вопросы, но и появляется стремление самостоятельно получить на них ответ [10].
Бойченко Н.А., Захаревич Н.А., Постникова Н.К. и другие выделяют следующие этапы развития устойчивого познавательного интереса у дошкольников:
- возникновение эпизодических и кратковременных интересов, основанных на восприятии детьми яркого в предметах и явлениях;
- расширение познавательных интересов за счет увеличения внимания детей к наибольшему количеству внешних признаков, единичных фактов;
- углубление познавательного интереса в результате стремления детей к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению вглубь их содержания и установлению причинных связей.
- устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности [13].
Поддъяков Н.Н. выделяет ряд критериев познавательного интереса, характерных для старших дошкольников. К ним относятся:
- стремление решать интеллектуальные задачи;
- стремление получить средства для решения задач;
- потребность в интеллектуальных достижениях;
- вопросы по изучаемой теме («Как это сделать?», «Для чего это сделать?», «Что неправильно?»), характеризующие стремление научится получить новую информацию, освоить новый способ действия;
- установка на овладение предполагаемыми способами деятельности;
- позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приёмов;
- интерес к значению новых слов и т.д. [21].
Таким образом мы доказали, что познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста необходим в условиях настоящего времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. ...
Статья из опыта работы воспитателя. Формирование познавательного интереса старших дошкольников через их ознакомление с космическим пространством.
В статье описан опыт работы по ознакомлению старших дошкольников с космическим пространством. Формой организации познавательной деятельности в этом направлении явилось создание долгосрочного проекта. ...
Статья. "Особенности познавательных интересов старших дошкольников к творческой деятельности человека-изобретателя ".
Особенности познавательных интересов старших дошкольников к твоческой деятельности человека - изобретателя....
Выступление для педагогов на тему: Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад ...
Использование виртуальных экскурсий по паркам Санкт- Петербурга для формирования познавательного интереса старших дошкольников
В условиях быстро меняющегося мира и требований в сфере образования информационные технологии приобретают все большее значение. Создаются и модернизируются различные формы, методы и приемы работы на у...
Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»
Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...
Особенности формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...