Особенности формирования познавательного интереса старших дошкольников.
статья (старшая группа)

Виктория Сергеевна Пухальская

Одной из форм проявления познавательной активности в дошкольном возрасте является познавательный интерес.

В российской педагогической энциклопедии интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) определяется как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности [23]. Познавательный интерес, по определению Абашиной В.В., - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, характеризующаяся постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям [2].

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования познавательного интереса старших дошкольников

Одной из форм проявления познавательной активности в дошкольном возрасте является познавательный интерес.

В российской педагогической энциклопедии интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) определяется как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности [23]. Познавательный интерес, по определению Абашиной В.В., - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, характеризующаяся постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям [2].

Метельский И.В. предлагает иное определение познавательного интереса. По его мнению, познавательный интерес - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, явления, с радостью познания, преодолением трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности[15].

В своем определении Н.Г. Морозова опирается на динамику развития познавательного интереса: «Интерес (в том числе и познавательный) можно определить как эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [17].

Щукина Г.И. характеризует сущность познавательного интереса, как стремление проникать в глубину явлений, познание основ определенной области знаний, относительно устойчивое стремление к постоянному глубокому и основательному их изучению [26].

По определению Н.К. Постниковой, познавательный интерес рассматривается как познавательная деятельность, направленная на открытие еще неизвестного[22].

Немов Р.С. понимает под познавательным интересом эмоционально-окрашенное, повышенное внимание человека к получению новых сведений об объектах и явлениях окружающего мира [18].

Таким образом, анализ литературы свидетельствует о том, что в настоящее время понятие познавательный интерес имеет множество определений и рассматривается как:

- избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира;

- проявление умственной и эмоциональной активности;

- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности;

- активатор разнообразных чувств;

- активное познавательное отношение человека к миру.

Приведенные определения познавательного интереса в совокупности отражают следующие сущностные характеристики познавательного интереса, а именно:

- направленность на получение знаний как результат познавательной деятельности,

- ориентированность на процесс их приобретения, а также ярко выраженное стремление к преодолению возникающих по ходу этого процесса препятствий;

- нацеленность на получение новой информации (угадывание объекта, расшифровка загадки, открытие способа действия с предметом неизвестного назначения и т.п.).

По мнению В.В. Давыдова, важной особенностью познавательного интереса является стремление проникнуть в содержание изучаемого объекта, в результате чего ребёнок начинает видеть за внешними свойствами этого объекта их существенные, внутренние признаки [12].

В исследованиях Барановой Э.А. и Щукиной Г.И. выделены содержательные компоненты познавательного интереса:

- эмоциональный компонент - положительное отношение к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками);

- интеллектуальный компонент - развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, которые Г.И. Щукина считает «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач);

- регулятивный компонент - устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, которые связанны с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это формирует познавательный интерес;

- творческий компонент - самостоятельный перенос ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных приёмов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале способствует творчество в ходе совместной деятельности ребенка и взрослого [3].

По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес представляет собой более сложную форму познавательной активности детей дошкольного возраста. Ее возникновению предшествует появление любопытства и любознательности.

Любопытство, по мнению Г.И. Щукиной, представляет собой элементарную стадию ориентировки, связанную с новизной предмета, который может не иметь для ребёнка особого значения. Несмотря на то, что стремление к познанию сущности объектов у них ещё не заметно, всё же дети на этой стадии могут заинтересоваться тем или иным предметом[27].

Любознательность характеризуется автором как стремление подробнее познакомиться с предметом исследования, расширить свои познания, выйдя за рамки возможного. На этой стадии появляется стремление узнать что-то новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания, дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы [27].

Любознательность присуща каждому ребенку. Однако, как отмечает Д.Б. Годовикова, необходимо знать, «качество» этой любознательности – что именно хочет узнать ребенок и трудится ли он самостоятельно, чтобы добыть знания. На ступени любознательности идет включение в процесс познания волевого усилия. По степени включенности его в процесс познания – любознательность может быть двух уровней:

- любознательность, направленная на познание внешних свойств и качеств предметов;

- любознательность, направленная на раскрытие внутренних, функциональных свойств предметов и явлений окружающего [6].

Следующей более сложной ступенью познавательной активности можно считать познавательный интерес. По мнению Ушинского К.Д., его отличает то, что в центре внимания детей оказывается проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить, т.е. у детей не только возникают проблемные вопросы, но и появляется стремление самостоятельно получить на них ответ [10].

Бойченко Н.А., Захаревич Н.А., Постникова Н.К. и другие выделяют следующие этапы развития устойчивого познавательного интереса у дошкольников:

- возникновение эпизодических и кратковременных интересов, основанных на восприятии детьми яркого в предметах и явлениях;

- расширение познавательных интересов за счет увеличения внимания детей к наибольшему количеству внешних признаков, единичных фактов;

- углубление познавательного интереса в результате стремления детей к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению вглубь их содержания и установлению причинных связей.

- устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности [13].

Поддъяков Н.Н. выделяет ряд критериев познавательного интереса, характерных для старших дошкольников. К ним относятся:

- стремление решать интеллектуальные задачи;

- стремление получить средства для решения задач;

- потребность в интеллектуальных достижениях;

- вопросы по изучаемой теме («Как это сделать?», «Для чего это сделать?», «Что неправильно?»), характеризующие стремление научится получить новую информацию, освоить новый способ действия;

- установка на овладение предполагаемыми способами деятельности;

- позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приёмов;

- интерес к значению новых слов и т.д. [21].

Таким образом мы доказали, что познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста необходим в условиях настоящего времени.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Известно, что многие дети испытывают за­труднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. ...

Статья из опыта работы воспитателя. Формирование познавательного интереса старших дошкольников через их ознакомление с космическим пространством.

В статье описан опыт работы по ознакомлению старших дошкольников с космическим пространством. Формой организации познавательной деятельности в этом направлении явилось создание долгосрочного проекта. ...

Статья. "Особенности познавательных интересов старших дошкольников к творческой деятельности человека-изобретателя ".

Особенности познавательных интересов старших дошкольников к твоческой деятельности человека - изобретателя....

Выступление для педагогов на тему: Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад ...

Использование виртуальных экскурсий по паркам Санкт- Петербурга для формирования познавательного интереса старших дошкольников

В условиях быстро меняющегося мира и требований в сфере образования информационные технологии приобретают все большее значение. Создаются и модернизируются различные формы, методы и приемы работы на у...

Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»

Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...

Особенности формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...