Конспект занятия старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)

Петриченко Наталия Валериевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt._v_gostyah_u_skazki._starshaya_gruppa.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «В гостях у сказки»

(старшая группа)

Цель: Формировать у детей представления о русских народных традициях, приобщать к русскому фольклору - чтению потешек, пению песни, инсценировке сказки.

Задачи:

Обучающие:

Организовать деятельность детей, направленную на расширение  и закрепление представлений об устном народном творчестве русского народа, развивать грамматический строй речи детей, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарь при чтении знакомых произведений (потешек, пословиц, сказок и т.п.)

Развивающие:  

Способствовать развитию  умений выполнять различные игровые задания, развивать коммуникативные навыки, умение общаться с взрослыми и сверстниками, согласовывать свои действия с партнерами.

Воспитательные:

Приобщать детей к культуре предков через игровую и театрализованную  деятельность, способствовать пониманию красоты русского фольклора, его самобытности. Развивать образно-сценические навыки. Воспитывать основы духовности и нравственности, любовь к Родине.

Предварительная работа:

Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», «Русская горница»;

Рассказывание русских народных сказок;

Рассматривание иллюстраций;

Разучивание русских народных потешек и песенок.

Словарная работа: горница, печь, сундук, прялка, люлька,  самовар, потешка, загадка, колыбельная, пословица, русский народный костюм.

Материалы и оборудование: предметы русского народного быта, русские народные костюмы для детей и воспитателя, игрушка-кот, иллюстрации к сказкам, шапочки для игры-драматизации, аудиозапись русской народной мелодии.

Ход НОД:

Зал оформлен в фольклорном стиле: элементы русского народного быта, печь, сундук, люлька с куклой-младенцем, утварь, самовар, баранки и т.п.

Организационный момент

Звучит народная музыка. Входят воспитатель и дети в русских народных костюмах.

Воспитатель: По снегу по метели,

К нам на санках гости прилетели,

Воспитатель и дети:

Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: Сегодня мы, детушки, нарядные да красивые! Надели сарафаны да рубахи, а что это за одежда такая? (русский народный костюм). Приглашаю вас в гости в русскую горницу.

Основная часть

Воспитатель: - Проходите, мои милые

Проходите, мои хорошие

                          (Рассматривание убранства)

Воспитатель: Мы пришли в русскую горницу и сейчас вспомним, как жили наши предки. А знаете вы, кто такие предки?

Дети: - Это наши прадедушки и прабабушки.

Воспитатель: Посреди горницы – печь, она даёт тепло и кормит, на печке – посуда, в печи готовили пищу: щи, каши, пироги,  народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Давайте вспомним потешку «Пекла кошка пирожки»:

Пекла кошка пирожки

Из гороховой муки.

Лист из печки вынула -

На пол опрокинула.

Покатился колобок

Прямо мышке под порог.

Мышка Прасковья пищит из подполья:

- Катись, колобок,

На мышкин зубок!

Мышка-то рада,

А кошке досада.

Воспитатель: Посмотрите, и у нас в горнице накрыт стол, а посередине стола – красавец самовар. По русской традиции гостей угощали  чаем с пирогами и сладостями. Какие еще предметы есть в горнице? (прялка, сундук, люлька).

Воспитатель: -  Люльку ещё называли «колыбель», «зыбка» потому что в ней укачивали младенца. Чтобы ребенок быстрее уснул, что нужно сделать?

Дети: - Спеть колыбельную.

Воспитатель: А как нужно петь колыбельную?

Дети: - Ласково, протяжно.

Воспитатель: - Давайте исполним старинную колыбельную «Уж, ты котенька-коток»:

«Уж, ты, котенька-коток,

Котя, серенький хвосток,

Ты приди к нам ночевать

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе коту,

За работу заплачу!

Дам кусок пирога.

И кувшин молока.

Ты уж ешь, не кроши.

Больше котик, не проси».

Воспитатель: У нас здесь тепло, светло, уютно и хорошо, а на улице сейчас снег, ветер, мороз. Дети, скажите, какое сейчас время года?

Дети: - Зима

Воспитатель: - Верно. Сейчас у нас в гостях Зимушка-зима. Ох! И много сочинил наш народ пословиц, да поговорок о зиме.

Воспитатель: - Давайте мы их сейчас вспомним. Я начну, а вы продолжайте!

Зима не лето - … (в шубу одета)

Мороз не велик - … (да стоять не велит)

Береги нос - … (в большой мороз)

Белее зима - … (зеленее лето)

Много снега – (много хлеба)

Воспитатель: - А теперь одевайтесь потеплее, собирайтесь побыстрее и на улицу кататься!

(Дети обыгрывают, имитируют одевание).

Воспитатель: Эй, шалуны – балуны,

Выбегайте во дворы.

Становитесь-ка играть,

 На санках будем вас катать.

Дети становятся парами друг за другом, берясь за руки. 1-ый ребенок отводит руки назад, ладонями к верху. 2-ой ребенок берется за его руки, делает замок. Ходят по залу и  произносят потешку:

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки -самокаточки.

Под музыку дети бегают, изображая санки, по окончании музыки, санки переворачиваются на бок

Дети: «У-ух!»

Воспитатель: - Накатались?

Дети: - Накатались!

Воспитатель: - Замерзли?

Дети: - Замерзли!

Воспитатель: - Тогда отряхнитесь, да скорее в дом заходите!

А ещё в старину дети очень любили сказки, а вы любите сказки? Ну-ка давайте вспомним, какие сказки мы знаем (загадывает загадки, дети показывают картинки-отгадки (иллюстрации к сказкам)

Жили Котик с Петушком у лесной опушки,
Но однажды Лисонька подкралась к избушке,
Утащила Петушка за высоки горы,
Утащила Петушка в свою лисью нору.
(Кот, Петух и Лиса.)

В огороде дедка  репку посадил,
И водой из лейки репку он полил.
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка.
(Репка.)

 Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки

Три кровати три подушки.

Угадайте без подсказки-

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Яблочком и пирожком,

Кисельком и молочком,

В этой сказке угощают

И, чем могут, помогают.

 (Гуси-лебеди)

В чистом поле теремок,
Был ни низок, ни высок.
Звери разные в нем жили,
Жили дружно, не тужили.
(Теремок.)

Воспитатель: Дети, хотите поиграть в сказку?

Дети: Да

Воспитатель:  Сказка, сказка, приходи и зверюшек оживи!

(Дети надевают шапочки зверей и проигрывают сказку «Теремок»)

Сказочница: За лесочком, на опушке,

Чья-то спряталась избушка.

Не избушка, теремок,

Он не низок, не высок.

Вот по полю Мышка бежит,

У дверей остановилась и пищит.

Мышка: Вот так терем-теремок,

он не низок, не высок

ну да ладно, так и быть,

в теремочке буду жить.

Лягушка: Что за терем – теремок?

Он не низок, не высок,

Подойду-ка я к двери,

Да узнаю, кто внутри.

Тук-тук-тук,

Кто в теремочке живет?

Мышка: Я мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка: Я лягушка-квакушка, пусти меня в теремок жить.

Мышка: Заходи, вместе веселее.

Заяц:         Что за терем – теремок?

Он не низок, не высок,

Подойду-ка я к двери,

Да узнаю, кто внутри.

Тук-тук-тук,

Кто в теремочке живет?

Мышка: Я мышка-норушка.

Лягушка: Я лягушка-квакушка.

Вместе: А ты кто?

Заяц: Я зайчик-побегайчик, пустите меня в теремок жить.

Звери: Заходи, вместе веселее.

Лиса:        Что за терем – теремок?

Он не низок, не высок,

Подойду-ка я к двери,

Да узнаю, кто внутри.

Тук-тук-тук,

Кто в теремочке живет?

Мышка: Я мышка-норушка.

Лягушка: Я лягушка-квакушка.

Заяц: Я зайчик-побегайчик

Вместе: А ты кто?

Лиса: Я лисичка-сестричка, пустите меня в теремок жить.

Звери: Заходи, вместе веселее.

Волк: Что за терем – теремок?

Он не низок, не высок,

Подойду-ка я к двери,

Да узнаю, кто внутри.

Тук-тук-тук,

Кто в теремочке живет?

Мышка: Я мышка-норушка.

Лягушка: Я лягушка-квакушка.

Заяц: Я зайчик-побегайчик

Лиса: Я лисичка-сестричка

Вместе: А ты кто?

Волк: Я волчок – серый бочок, пустите меня в теремок жить.

Звери: Заходи, вместе веселее.

Медведь: Что за терем – теремок?

Он не низок, не высок,

Подойду-ка я к двери,

Да узнаю, кто внутри.

Тук-тук-тук,

Кто в теремочке живет?

Мышка: Я мышка-норушка.

Лягушка: Я лягушка-квакушка.

Заяц: Я зайчик-побегайчик

Лиса: Я лисичка-сестричка

Волк: Я волчок – серый бочок

Сказочница: Мишка, тебя все звери знают,

Но в дом не приглашают.

Теремок ты им сломаешь,

Разве сам не понимаешь?

Теремок наш очень мал,

Ну а ты большим уж стал.

Никого не обижай,

Лучше с нами поиграй.

Игра «Не будите медведя»

«Медведь» садится на корточки и «засыпает», дети встают в круг, берутся за руки, все хороводом идут по кругу, произнося слова и выполняя движения:

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.)

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег. (Идут к центру круга.)

А под елкой спит медведь.

Тише, тише! Не шуметь («Грозят пальцем»)

Раз, два, три – лови! (Хлопают в ладоши)

Медведь «просыпается» и ловит детей.

Сказочница:  Вот так терем – теремок!

Он не низок, не высок!

Много в нём живёт зверей.

Звери: Вместе жить нам веселей!

Сказочница:  Тут и сказочке конец,

А кто слушал молодец!

Итог НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним и назовём все то богатство, которое донесли до нас наши предки, чтобы мы жили дружно и весело. Что же это за богатство за такое?

Дети: Потешки, загадки, колыбельные, пословицы, поговорки, сказки.

Воспитатель:  Верно. Храните его и передавайте другим. Понравилось вам бывать в русской горнице? Что понравилось больше всего? (Ответы детей).

Воспитатель: А теперь пора нам уже в группу возвращаться. Доброго всем здравия, и житья, и бытья и богатства всякого. Спасибо, что пришли - веселье принесли! До свидания, гости дорогие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия старшая группа познание - аппликация. Тема "Бумажный зоопарк"

данное занятие демонстрирует знания детей на конец года по матиматике и аппликации....

план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"

Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...

Конспект занятия старшая группа ДОУ

Игровая ситуация "Путешествие в Англию"...

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп

Образовательные области:речевая,  социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные  задачи: воспитывать патриотические  чувства, ...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....