Методическая разработка Масленица
методическая разработка (младшая группа)

Григорьева Екатерина Владимировна

Методическая разработка "Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_maslenitsa.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьева Екатерина Владимировна

ГБДОУ "Детский сад №119", г. Санкт-Петербург
Воспитатель

Методическая разработка "Масленица"

 

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

 

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

 

Новизна проекта:

Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

 

 

 

Цель проекта:

– Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.

– Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.

– Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

 

Задачи:

1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.

2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.

3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.

4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

 

Вид проекта: групповой, игровой, творческий.

 

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 день).

 

Участники проекта:

Дети второй младшей группы (3-4 года), воспитатели, родители.

Формы организации:

 

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:

– Беседа: «Что такое Масленица».

– Заучивание стих. «Радость в каждый дом».

– Рисование «Солнышко лучистое».

– Заучивание заклички на блины:

«Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет».

– Лепка: «Испеки блины на сковороде»

– Аппликация: «Солнышко лучистое».

– Подвижные игры: «Карусель», «Гори, Солнце, ярче».

– Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки».

– Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

-  Развлечение: «Ай, да Масленица»

 

Работа с родителями:

– Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы;

– Консультация для родителей: «Масленица широкая».

– Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе.

– Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в Городском саду в воскресение.

 

Ожидаемый результат:

– Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;

– Получение представлений о народных играх, обрядах;

– Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;

– Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

 

Этапы проекта.

 

Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

 

1. Создать условия для формирования интереса к празднику.

2. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.

3. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).

4. Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.

5. Привлечь родителей к участию в проекте.

 

Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

 

1. Знакомство с традициями, особенностями праздника Масленица.

2.Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.

3.Разучивание хороводных игр.

4.Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».

5. Лепка: «Испеки блины на сковороде»

6. Рисование: «Солнышко лучистое».

 

Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.

 

1.Организовать для родителей выставку детских работ.

2.Организовать фотовыставку «Наша масленица».

3. Организация и проведение развлечения ««Ай, да Масленица» с последующим чаепитием.

 

Используемая литература:

1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши – М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988.

5. Интернет ресурс www.maam.ru

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Масленица".

Задачи   мероприятия:1) Знакомство с обрядами, обычаями, народными праздниками.2) Воспитывать уважение и любовь к традициям русского народа.3) Знакомство с жанрами устного народного творчест...

Методическая разработка.Проект "Наша масленица"

Россия богата своими традициями, обычаями и праздниками. Одним из таких  является большое народное гуляние в конце зимы – «Масленица». Знакомя детей с традициями проведения этого праздника ,...

Методическая разработка " Масленица" 2 младшая группа

В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, к...

Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».

В сценарий  праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...

Методическая разработка "Масленица" во второй группе раннего возраста

Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны...

Методическая разработка на тему: «Широкая масленица». Номинация: Проектная деятельность. Проект на тему : «Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение к культурным традициям Донской масленицы. «Масленица на Дону

Методическая разработка на тему: «Широкая масленица» направлена на   духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение их к культурным традиция...